Почему «Доктор Сон» провалился в прокате

В ноябре в кинотеатрах вышел фильм ужасов «Доктор Сон» (Doctor Sleep) режиссёра и сценариста Майка Флэнегана. И это одновременно экранизация романа Стивена Кинга и продолжение «Сияния» (The Shining) Стэнли Кубрика. По итогам первых выходных стало известно, что кассовые сборы в мировом прокате составили всего $34 миллиона (спойлер: это очень плохо - провал). А Warner Bros. теперь потеряет минимум $20 миллионов, потому что адаптация стоила $45 миллионов и уже не сможет отбить бюджет.

Давайте разбираться вместе в причинах провала. Почему «Доктор Сон» не смог привлечь в кинотеатры аудиторию?

[ads id="ads1"]

Роман Стивена Кинга «Доктор Сон» - слабый первоисточник

Вместо голословных утверждений обратимся к литературной критике. Обозреватели книги «Доктор Сон» старательно расшаркиваются в адрес кинговского «Сияния», но не устают ругать продолжение за странный сюжет, нелепые экшен-сцены, общую затянутость и огромное количество воды.

Понятно, что Кинг не молодеет, а потому определённую часть произведений теперь тратит на рефлексию, погружение в эпоху и создание атмосферы, а также долгое (и порой нудное) выстраивание экспозиции. Но это не отменяет того факта, что в пересказе сюжет «Доктора» отдаёт латиноамериканскими сериалами и индийскими фильмами, а о продолжении «Сияния» вроде бы никто не просил.

Ну и очевидно, что прежние романы короля не идут ни в какое сравнение с новыми. Не факт, что виновато завершение «кокаинового периода», но ничего и впрямь великого Стивен Кинг в нулевые (и после) так и не написал.

Попытка снять продолжение великого фильма Стэнли Кубрика


Ещё одна большая проблема - со слов кинокритиков и публики, - попытка увязать события экранизации романа с переосмыслением «Сияния», выполненным Стэнли Кубриком. Да, фильм 1980 года можно с равным успехом любить (не мой случай) или ненавидеть, но не признать его культовости и эпохальности невозможно.

Майк Флэнеган взялся, по сути, за невыполнимую задачу: примирить первоисточник Кинга и вольную адаптацию Кубрика (к слову, король ужасов её ненавидит), отошедшего максимально далеко от первоначального авторского замысла. И в целом режиссёр и сценарист справился на отлично. Но какой ценой?

Например, третьи акты фильма и романа «Доктор Сон» кардинально отличаются. И это может вызвать приступ ярости у поклонников творчества Короля. Равно как может и спровоцировать фанатов Кубрика обвинить авторов нового фильма в паразитировании на классике. И хотя заимствований из киношного «Сияния» не так уж много, перед потенциальным зрителем - не знакомым ни с первым, ни вторым «оригиналом» - может возникнуть вопрос по поводу целесообразности похода в кино.

В идеале зритель фильма Флэнегана должен прочитать оба романа и хорошенько их усвоить, затем посмотреть ленту Кубрика, а на закуску отправиться в ближайший кинотеатр. Слишком высокий порог вхождения для эпохи, когда ощущается острый дефицит свободного времени на фоне переизбытка доступного жанрового контента.

Слабая рекламная кампания


Не могу с полной уверенностью обвинить маркетологов и пиарщиков Warner Bros. в провале хоррора «Доктор Сон». Но рекламы было очень мало - и это факт.

Причём одной из основных проблем рекламной кампании стоит назвать неумение убедить потенциального зрителя. Фильм зачем-то рекламировали не столько как экранизацию романа Кинга, сколько как прямое продолжение «Сияния» Кубрика. В результате это помогло отпугнуть неофитов и вызвало лёгкую неразбериху в рядах поклонников короля ужасов.

Ну и если реклама того же «Оно» выскакивала из каждого холодильника, то в случае с «Доктором» прокатчики ограничились скромными рекламными баннерами и телевизионными роликами.

Столпотворение в американском и мировом прокатах

Одновременно с премьерой «Доктор Сон» в американском прокате вышли военная драма Midway Роланда Эммериха, романтическая комедия «Рождество на двоих» и семейное кино «Игра с огнём». Неделей ранее - фантастический боевик «Терминатор: Тёмные судьбы» (Terminator: Dark Fate).

Во всех перечисленных снялись популярные актёры. И если некоторые релизы были ориентированы строго на семейную или женскую публики, то другие неминуемо перетянули внимание взрослой аудитории. В результате зрители рассеялись между новинками. И о низких сборах заголосили все без исключения.

И это подводит нас к следующей проблеме

Фильм «Доктор Сон» слишком длинный


Поверьте, я люблю подробные экранизации и длинные жанровые фильмы. Но только в том случае, когда хронометраж раздувают не просто так, смеха ради. А тратят дополнительное время на создание вымышленного мира, раскрытие характеров персонажей, а также фокус на важные детали.

И в этом плане к фильму Майка Флэнегана нет никакх вопросов: при продолжительности в два с половиной часа он достаточно подробный, но при этом динамичный, не провисающий ни на минуту.

Но беда в том, что чем больше выходит фильмов в день премьеры, тем сложнее даже крупным мультиплексам составить расписание. Грубо говоря, даже современным кинотеатрам может не хватать экранов. И когда у тебя есть на руках «Доктор Сон» со взрослым рейтингом R, очень трудно убедить руководство, что фильм ужасов обязательно нужно крутить с утра до ночи, да ещё ставить сеансы каждый час.

В результате «Доктор Сон» мог не дополучить необходимого количества сеансов.

Конкуренция с жанровыми проектами стриминговых сервисов

Как вы помните, недавно всё прогрессивное человечество встретило Хэллоуин. И в канун Дня всех святых стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры как с ума посходили - один только Netflix выпустил шесть (!) жанровых проектов, пять фильмов и один сериал. Да и самые мелкие конкуренты старались не отставать: Shudder, например, показал весь сезон альманаха «Калейдоскоп ужасов» (Creepshow).

И тут вам проще будет заглянуть в раздел рецензий на сайте. Поверьте, там есть про что почитать - и это при том, что обзоров удостоились далеко не все вышедшие хорроры.

Мы пришли к той самой ситуации, когда контента становится настолько много, что у потенциальных зрителей уже не хватает ни времени, ни сил, ни денег на его потребление. Поэтому «очередной ужастик» по роману Стивена Кинга мог и правда затеряться в общей толпе.

Экранизаций произведений Стивена Кинга стало слишком много


Простой факт: в 2019 году вышло пять экранизаций произведений Стивена Кинга. И это только официальных.

В апреле - кислое и нудное «Кладбище домашних животных» (Pet Sematary).

В сентябре - бодрое и кровавое «Оно 2» (IT: Chapter Two).

В октябре - забористая жесть «В высокой траве» (In the Tall Grass) на Netflix и «Серая дрянь» (Gray Matter) в рамках антологии «Калейдоскоп ужасов» на Shudder.

И в ноябре - «Доктор Сон».

Не исключено, что поклонники ужасов просто устали от бесконечных рассказов создателей экранизаций о попытках перенести атмосферу культовых произведений на экраны, горячих похвал со стороны самого Стивена Кинга и стандартных, с детства знакомых тем.

Комментарии

Новые Старые