Почему Стивен Кинг не очень любит экранизацию «Сияния» 1980 года

Стивен Кинг - фигура и личность поистине эпохального масштаба. Во многом благодаря королю ужасов литературный и кинематографический хоррор существует именно в том виде, в котором мы его знаем на протяжении десятков лет. Но для многих поклонников творчества писателя остаётся загадкой следующий факт: почему Стивен Кинг ненавидит фильм «Сияние» (The Shining) Стэнли Кубрика, вышедший в 1980 году? Казалось бы, культовая картина, которую киноведы продолжают исследовать до сих пор. Но автор романа-первоисточника непреклонен - не любит, и точка! И это при том, что хвалит даже самые посредственные экранизации собственных произведений. Давайте вместе разбираться в причинах острой неприязни.

Для начала немного контекста. После выхода в кинотеатрах «Сияние» Кубрика едва не провалилось в прокате (при бюджете в $19 миллионов с трудом наскребли около $45 миллионов - нижняя граница условной окупаемости), а отзывы, рецензии и обзоры критиков были довольно средними. Если не сказать «негативными». Общественность отнеслась к фильму по роману будущего самого экранизируемого писателя планеты прохладно - как и к любым другим попыткам выйти за границы жанра.

Спустя годы «Сияние» получило культовый статус. Но Стивен Кинг так и не изменил своего мнения. Во многом потому, что до сих пор испытывает обиду. Писатель уверен, что Стэнли Кубрик не уловил основную идею книги и неправильно интерпретировал роман на большом экране.

Почему Стивен Кинг ненавидит фильм «Сияние» Стэнли Кубрика?

[ads id="ads1"]
«Ненависть» - слишком сильное слово. Но в списке причин того, почему дедушка Кинг не любит «Сияние» Кубрика, чаще всего встречается недовольство подбором актёрского состава. Автор романа уверен, что блестящая игра Джека Николсона в результате навредила экранизации. Дело в том, что - в версии Кинга - Джек Торренс изначально любящий отец и муж. Да, он страдает от психологических проблем, комплексов и алкоголизма, но причина его безумия кроется в атмосфере отеля Оверлук. Призраки, обитающие в гостинице, постепенно сводят невезучего писателя с ума и толкают его на ужасные поступки. Причём заставляют делать страшные вещи против воли. И в этом, пожалуй, заключается основной конфликт произведения: человек под воздействием неведомых сил теряет контроль над жизнью и поступками.

В фильме Стэнли Кубрика мы сразу же замечаем, что Джек Торрэнс на самом деле скрывает под маской адекватности и нормальности свою истинную натуру. Он не похож на примерного семьянина, и по Джеку Николсону сразу видно, что его персонаж безумен. С первых кадров. Кинг уверен, что вместо того, чтобы показать падение в пучины безумия, Кубрик попросту продемонстрировал в «Сиянии» переход из тихих сумасшествия и социопатии в их наиболее разрушительную (и смертельно опасную для окружающих) форму.

Кроме того, Стивен Кинг считает, что экранизация «Сияния» 1980-го получилась слишком безэмоциональной и холодной. Отношениям внутри семьи Торренсов посвящено слишком мало времени. Кубрику скучно показывать, что члены семьи заботятся друг о друге по мере сил и возможностей. И ещё писатель терпеть не может финал, в котором семья спасается бегством, а Джек просто замерзает в полном одиночестве на улице. В версии Кинга главный герой (и одновременно злодей) довольно долго сражается с безумием, чтобы позволить близким сбежать, а потом вовсе взрывает отель Оверлук.

Иногда Король журит Кубрика и за слишком большое количество отсебятины и уход в сторону от основной канвы книги. Учитывая, что роман для любого писателя - родной ребёнок, - подобное не может не раздражать.

В результате Стивен Кинг выпустил собственную экранизацию «Сияния»


Мало кто об этом помнит, но в 1997 году вышел минисериал «Сияние», снятый для телевидения. Стивен Кинг страшно горд, что собственноручно написал сценарий и выступил продюсером. А срежиссировал все эпизоды Мик Гэррис - постоянный (и не очень умелый) «экранизатор» произведений Короля ужасов.

Стивен Уэбер исполнил роль Джека Торренса, а Ребекка Де Морнэй - его жены Венди. Но, несмотря на общую аутентичность и близость к оригиналу, новое «Сияние» не вызвало особого отклика в сердцах зрителей и так и осталось довольно малозаметной попыткой Кинга сделать всё правильно и «по канону». Хотя стоит заметить, что часть сюжетных перипетий всё равно пришлось выкинуть из повествования - даже хронометража в четыре часа не хватило для подробного пересказа оригинальной книги. Да и в визуальном плане сериал «Сияние» Мика Гарриса всухую проигрывает фильму Стэнли Кубрика - и это с учётом того, что вышло почти на двадцать лет позже и имело в распоряжении гораздо больше современных технических средств.

Стивен Кинг любит приводить сериал в качестве примера «правильной адаптации», но большинство поклонников категорически не согласны с дедушкой страшного жанра.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые