Рецензия на фильм «Доктор Сон» - продолжение «Сияния» и одну из лучших экранизаций произведений Стивена Кинга

Обзор фильма«Доктор Сон» - отзывы и мнение

Судя по отзывам западных критиков, многие думали, что Майк Флэнеган - это такой Стэнли Кубрик на минималках, который превратит роман Стивена Кинга «Доктор Сон» (Doctor Sleep) в прямолинейное продолжение кубриковского же «Сияния» (The Shining). Но Флэнеган не был бы самим собой, если бы не взялся за титаническую задачу: примирить столь нелюбимый Королём «фильм ужасов» и создать единую киновселенную, которая базировалась бы одновременно на картине 1980 года и оригинальной книжной дилогии. И надо сказать, что результат превзошёл все ожидания.

Немного контекста. В обзоре я не буду ругать Майка Флэнегана за то, что он сильно отошёл от первоисточника. Во-первых, ровно тем же самым занимался и Стэнли Кубрик, пускай великих и не судят по делам. А во-вторых, я так и не прочёл «Доктор Сон» перед премьерой (по уважительной причине), поэтому буду оценивать экранизацию как самостоятельное произведение. Ну, по большей части.

Важно понимать, что Майк Флэнеган во время работы над «продолжением» «Сияния» столкнулся с очевидной проблемой. Стивен Кинг многие годы отказывался прояснить судьбу Венди и Дэнни, а потом вдруг выпустил роман с ответами на наболевшие вопросы поклонников. Кроме того, режиссёр и сценарист, как большой поклонник короля ужасов, прекрасно знал о том, что тот ненавидит ленту Кубрика. В результате Флэнеган был вынужден искать золотую середину, чтобы снять одновременно правильную экранизацию «Доктора», приближенную по духу к оригиналу, и продолжить культовое кино, которому критики поклоняются хлеще заядлых сектантов вот уже 40 лет.

[ads id="ads1"]
Впрочем, если верить самому Стивену Кингу, фильм «Доктор Сон» однозначно удался. И как первое, и как второе.

И с великим писателем сложно не согласиться. Майк Флэнеган в очередной раз демонстрирует качественный (не побоюсь слова «профессиональный») рост. «Доктор Сон» одновременно и самая динамичная его работа, и самая отполированная, и одновременно монументальная. До премьеры я опасался, что Флэнеган пойдёт на поводу у разных «умников» и попытается скопировать авторскую манеру Кубрика. И получим мы безэмоциональное заторможенное нечто, воняющее нафталином и покрытое плесенью.

Но нет, «Доктор Сон» получился одновременного очень флэнегановским и кинговским кино. От первого в фильм перекочевало мастерское умение сделать хорошую, добротную драму на фундаменте классического хоррора. А от второго - любовь к деталям. И пускай видно, что отдельные сюжетные линии объёмного романа пришлось опустить или обрезать, кажется хоррор всё равно очень цельным. А ещё он совершенно прекрасно сыгран, а также великолепно выглядит и звучит.

Кроме того, Флэнеган признанный мастер выливать на зрителя ушаты холодной воды. Он неторопливо погружает в тревожную, но отчасти уютную атмосферу. А затем выкручивает жестокость на максимум и в одну секунду буквально обрушивает на всех панику и ужас. В результате уже во второй половине фильма эмоции просто зашкаливают, а ближе к финалу накал достигает высшей отметки. Майк очень хорошо умеет показывать реалистичное и временами натуралистичное зло, вырастающее из простого человеческого безразличия. И в новой экранизации Кинга он делает это великолепно.

Что касается неизбежных отсылок к «Сиянию» Кубрика - их хватает. Отсылок, пасхалок, намёков и до боли родных эпизодов достаточно для того, чтобы напомнить зрителям о существовании ленты и перекинуть мостик к продолжению. Но переснятые кадры из фильма 1980 года не становятся самоцелью или спасительным кругом, за который цеплялась бы посредственность. Не верьте тем самым высоколобым циничным критикам: у Кинга и Флэнегана достаточно материала, чтобы снять самостоятельное кино. Просто невозможно рассказать новую историю Дэнни Торренса, не ссылаясь на самые страшные эпизоды его детства.

Короче говоря, про «Доктор Сон» нужно знать ровно две вещи. Если вы обожаете произведения Стивена Кинга, то срочно бегите в кинотеатры - сейчас в них показывают, пожалуй, одну из лучших экранизаций работ Короля. Если любите фильмы ужасов Майка Флэнегана, пронизанные грустью, печалью и драмой - тоже бегите на ближайший сеанс. А вот большим ценителям работ Стэнли Кубрика волноваться не стоит. Правда, что касается последних - высока вероятность, что они пропустят один из лучших жанровых фильмов 2019 года.

10/10

Комментарии