
Слышите? Кажется, колокольчики звенят! А ещё повсюду сугробы по пояс и снеговики в человеческий рост. И наряженные ёлки в каждом доме... Но даже если и нет, то праздничная атмосфера всё равно витает в воздухе. Поэтому самое время устроиться поудобнее перед любым доступным экраном — и устроить киномарафон рождественских и новогодних фильмов ужасов.
Обратите внимание, что в подборке вы найдёте не только хорроры про Новый год и Рождество, но и морозные и заснеженные ленты, идеально вписывающиеся в тематику. Ну, и без совсем редких вещиц тоже не обойдётся.
Содержание
- «Сияние» (1980)
- «Поезд страха» (1980)
- «Новогоднее зло» (1980)
- «Рука» (1981)
- ««Нечто» (1982)
- «Гремлины» (1984)
- «Мизери» (1990)
- «Кошмар перед Рождеством» (1993)
- «Ловец снов» (2003)
- «Парковка» (2006)
- «Санта на продажу» (2010)
- «Кровавый Санта» (2010)
- «Безмолвная ночь» (2012)
- «Рождественские страшилки» (2015)
- «Крампус» (2015)
- «Смотри по сторонам» (2016)
- «Заклятие 2» (2016)
- «Анна и апокалипсис» (2017)
- «Календарь дьявола» (2021)
- «Красный снег» (2021)
- «Крик. Ночь перед Рождеством» (2023)
«Сияние» (1980)

Смотритель вместе с семьёй отправляется на зиму в роскошный отель Оверлук. Но он и не догадывается, с каким кошмаром столкнётся в опустевшем здании.
Никакая подборка новогодних и рождественских хорроров не может обойтись без «Сияния» (The Shining) — культового фильма Стэнли Кубрика по мотивам не менее культового романа Стивена Кинга. И пускай праздничного настроения в кадре не так уж много (хотя без шумной вечеринки всё равно не обошлось), снега и пробирающего до костей мороза хоть отбавляй.
Пока многие зимние фильмы ужасов делают ставку на уют и загадочную чертовщину, этот самый уют разрушающую, «Сияние» идёт от обратного — практически с первых кадров погружает зрителей в атмосферу надвигающегося безумия и пугает беспросветной изоляцией.
Неудивительно, что по прошествии многих лет кино не только не утратило актуальности, но и стало восприниматься гораздо острее. Проблема одиночества и отсутствия контакта с внешним — реальным — миром встала перед человечеством в полный рост. И поверить в то, что проблемная семья окажется в заснеженном аду и не сможет никого позвать на помощь, сейчас гораздо проще, чем в тех же 80-х.
И ещё важная деталь. «Сияние» Кубрика прекрасно сохранилось и вообще не выглядит устаревшим кино. Наоборот, если на миг забыть про Джека Николсона и Шелли Дювалл, то можно решить, что перед нами выверенная и очень точная стилизация. Стилизация, пугающая не уродливыми монстрами, а отрешённой и потусторонней атмосферой места вне времени.
«Поезд страха» (1980)

Спустя три года после жестокого розыгрыша шестерых студентов, организовавших его, начинает преследовать серийный убийца — в поезде, во время проазднования Нового года.
«Поезд страха» (Terror Train) — удивительно дурацкий, но обаятельный слэшер известного режиссёра Роджера Споттисвуда. И один из трёх хорроров с королевой крика Джейми Ли Кёртис, вышедших в 1980 году.
Представьте себе «Хогвартс-Экспресс», в котором толпа буйных (а позже — пьяных) выпускников колледжа решили закатить громкую новогоднюю вечеринку. А потом добавьте туда хитроумного серийного убийцу, который постоянно переодевается в карнавальные костюмы и охотится на студентов. Звучит неплохо, правда?
Единственным существенным препятствием на пути к просмотру может стать некоторая неторопливость. Точнее, дело обстоит так: «Поезд страха» — фильм ужасов динамичный, но добрую половину хронометража Споттисвуд нагнетает атмосферу и знакомит нас с персонажами. В общем, во главе угла тут уютная бытовуха и взаимоотношения. А непосредственно резня большую часть времени присутствует в качестве фона.
И пускай я распробовал хоррор только со второй попытки, должен признать, что «Поезд страха» оказался на редкость уютным кино. Хороший вариант для ленивого праздничного марафона — например, после бессонной ночи.
Ах да, важную роль в слэшере исполнил мастер иллюзий, гипнотизёр и фокусник Дэвид Копперфильд.
«Новогоднее зло» (1980)

Во время празднования Нового года на охоту выходит серийный убийца.
«Новогоднее зло» (New Year's Evil) — это такая вещь в себе: с одной стороны, довольно средний слэшер, с другой — малоизвестный праздничный хоррор, про который не принято упоминать в приличном обществе. Но вместе с тем — совершенно дурацкое, но очаровательное кино!
Режиссёр и сценарист Эммет Олстон попытался снять свой «Хэллоуин» (Halloween), но про празднование Нового года — причём с хитроумным серийным убийцей, у которого подозрительно часто всё валится из рук, стёбом над тематическими телешоу и панк-роком. И нельзя сказать, что эксперимент оказался удачным...
Точнее, так нельзя сказать до того момента, пока «Новогоднее зло» не переобуется стремительно в прыжке — благодаря забавному сюжетному твисту. И после такого лихого поворота нелепому и даже проходному фильму ужасов хочется мигом простить многочисленные недостатки — несмотря на крайне специфическую историю, а также попытки спрятать любое насилие за кадром.
Продюсеры надеялись, что проект Эммета Олстона положит начало целой серии слэшеров, но не вышло: в прокате он вроде бы провалился и не смог даже окупить бюджет в размере $500 тысяч. Но зато впоследствии стал культовым в узких кругах — благодаря многочисленным показам на кабельных каналах и релизу на домашнем видео.
Посмотрел недавно и неожиданно понял, что это настолько плохо, что даже хорошо! И если осмелитесь приобщиться, обязательно обратите внимание на камео одного известного человека в финале.
«Рука» (1981)

Художник комиксов теряет руку и конечность начинает жить собственной — убийственной — жизнью.
Трижды оскароносный режиссёр и сценарист Оливер Стоун известен не только благодаря драмам. В начале 80-х кинематографист попробовал силы и в страшном жанре. В результате на свет появился причудливый и местами сюрреалистичный фильм ужасов — «Рука» (The Hand).
Легендарный Майкл Кейн в роли художника комиксов, испытавшего все разновидности нервного срыва и депрессии после автомобильной аварии, в которой он потерял руку и, кажется, смысл жизни? Да такая сюжетная завязка заслуживает как минимум самого пристального внимания!
На самом деле Оливер Стоун остался верен себе даже в хорроре — большей частью лента представляет собой драматичные поиски себя и попытки смириться с совершенно новой реальностью. Так что постановщик снова делает то, что умеет лучше всего: в очередной раз пытается разобраться в том, насколько сильно меняет человеческую личность травматичный опыт, перечёркивающий прежнюю жизнь.
Впрочем, фанатам ужасов определённо будет чем заняться во время просмотра «Руки» — изобретательных сцен, нетипичных пугалок и свежего взгляда на жанровые клише здесь в избытке. Кроме того, хоррор идеально укладывается в тематику статьи — шокирующая развязка здесь наступает в период зимних праздников, аккурат между Рождеством и Новым годом.
«Нечто» (1982)

Полярники с исследовательской станции в Антарктиде оказываются в ловушке, когда среди них оказывается загадочное инопланетное существо, способное поглощать жертв и менять форму и внешность.
Поистине бессмертное «Нечто» (The Thing) сложно записать в список однозначно праздничных фильмов: даже если бы события хоррора происходили бы под Рождество, главным героям точно некогда было бы наряжать ёлку и раскладывать под неё подарки.
Но и пройти мимо главной картины легендарного режиссёра Джона Карпентера невозможно — у него получился идеальный зимний хоррор, который поначалу очаровывает заснеженными пейзажами, а затем леденит душу кошмарными проделками неведомой инопланетной формы жизни. Так что если подыскивали что-нибудь нестандартное для праздничного марафона — обратите самое пристальное внимание.
А от себя добавлю, что Карпентер натурально снял нестареющее кино. Всего несколько месяцев назад я в очередной раз пересмотрел «Нечто» и с удивлением отметил невероятное качество практических эффектов — особенно в плане анимации: в отличие от большинства «коллег», монстры в картине ведут себя пугающе реалистично — шевелятся и двигаются в реальном времени, без лишних монтажных ухищрений.
И общее качество проработки — большая заслуга талантливого художника Роба Боттина, во время непростых съёмок слёгшего с нервным истощением, но зато приложившего руку ко множеству знаковых проектов.
Кроме того, «Нечто» не устарело ещё по одной причине: Карпентер снял идеальный триллер про паранойю, разрушающую любое человеческое сообщество. И поскольку спустя почти полвека люди кардинально не поменялись, история до сих пор остаётся актуальной и злободневной.
«Гремлины» (1984)

Билли получает на Рождество в подарок от отца экзотическое животное — могвая. Но парень и не догадывается, что вскоре его родной городок погрузится в хаос.
Кто бы что ни говорил, но «Гремлины» (Gremlins) — это не просто вечная классика. Нет, лента великого трио — Джо Данте, Криса Коламбуса и Стивена Спилберга, — это просто часть культурного кода человечества. Один из популярных и известных всем мифов, который невозможно стереть из памяти поколений.
Даже спустя больше 40 лет кино остаётся одним из лучших семейных хорроров — и не только веселит, но и пугает. Причём пугает парадоксальным образом: чем старше становишься, тем менее забавными кажутся приключения Билли и Гизмо — и всё более угрожающими выглядят проделки страхолюдных неугомонных гремлинов, рождённых исключительно для уничтожения всего сущего.
И в этом нет ничего странного — истинная суть ленты то и дело прорывается наружу. Изначально сценарист Крис Коламбус задумывал мрачный и кровавый хоррор со взрослым рейтингом R. А Джо Данте вообще до того снял беспредельный фильм ужасов про оборотней — «Вой» (The Howling / Подробнее в подборке лучших хорроров про вервольфов). Но в дело вовремя вмешался продюсер Стивен Спилберг: запретил убивать в кадре милаху могвая (да, чтобы зарабатывать на мерче по мотивам миллионы долларов), а также посоветовал заметно снизить градус насилия и безумия.
И не прогадал: «Гремлины» стали настоящей рождественской классикой — несмотря на довольно странную тему и желание авторов катком проехаться по актуальным проблемам Америки 80-х.
«Мизери» (1990)
Известный писатель попадает в автокатастрофу, но его чудом спасает поклонница. Но он и не догадывается, насколько сильно спасительница привязана к его произведениям.
«Мизери» (Misery) — по-настоящему студёный, леденящий кровь фильм ужасов. И дело не только в «классической» зиме — с высоченными сугробами и вьюгой. Просто пугает триллер Роба Райнера очевидной и понятной штукой: перспективой стать игрушкой в руках абсолютной психопатки — и попасть в полную зависимость от её перепадов настроения.
Особенно приятно, что история о том, как известный писатель Пол Шелдон столкнулся с Энни Вилкс, своей самой большой фанаткой, очень удачно балансирует на грани психологизма и зашкаливающей жести — и не впадает в крайности. С одной стороны, она не пытается шокировать откровенной жестью, а с другой — не скатывается в занудство и бесконечное повторение общеизвестных тезисов.
Кроме того, Стивен Кинг, автор романа-первоисточника, недавно признал, что «Мизери» — одна из лучших экранизаций его произведений. И тут же отметил, что кино получилось гораздо лучше книги — более собранным, продуманным и динамичным.
Идеальный вариант для новогодней ночи настоящего киноэстета, которому приелись банальные праздничные комедии и который ищет чего-то действительно жуткого и атмосферного.
«Кошмар перед Рождеством» (1993)

Джек Скеллингтон — король города Хэллоуин. Но однажды он попадает в город Рождество и проникается совершенно новым и ранее неизвестным праздником. И решает устроить Рождество у себя дома — с неожиданными последствиями.
В фанатской среде до сих пор не утихают споры. «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas) — это хэллоуинский фильм про Рождество или рождественский про Хэллоуин? Анимационный хоррор или музыкальная комедия? Нет даже ясности с создателями: многие до сих пор уверены, что снял культовую праздничную ленту Тим Бёртон — стилистика явно намекает. Но на самом деле режиссёром здесь выступил не менее известный деятель кукольной анимации — Генри Селик. А король всего странного успел поработать и сценаристом, и продюсером, и даже дизайнером.
Расписывать достоинства мультфильма нет никакого смысла — он давно стал не просто культовым, а жанрообразующим. И любую кукольную анимацию, вышедшую после, неизбежно сравнивают с ним. Так что простой совет: если до сих пор не смотрели — обязательно посмотрите. Ну, хотя бы для общего развития. И для понимания того, насколько смелые проекты раньше выпускала Disney.
Ну а если никогда не видели, то срочно исправляйтесь. Сложно представить более атмосферное новогоднее или рождественское киноприключение!
«Ловец снов» (2003)

Друзья отправляются в хижину в лесу посреди зимы, чтобы отдохнуть от повседневной суеты и рутины. Но вскоре они окажутся в эпицентре ужасающего инопланетного вторжения.
«Ловец снов» (Dreamcatcher) — одновременно крайне недооценённый и крайне противоречивый фантастический хоррор по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга.
Недооценённый потому, что режиссёра Лоуренса Кэздана зачастую обвиняют в том, что он превратил нестандартный сюжет мастера ужасов в путанное и бессвязное кино про инопланетное вторжение — и невероятно тупых персонажей. Хотя тут-то как раз в дело вступает противоречивость: добрую половину книги на экраны перенесли практически без изменений, а остальную часть истории аккуратно переработали, чтобы уместить в мало-мальски компактный хронометраж.
Но ирония заключается в том, что у Кэздана получилась довольно точная адаптация. Да ещё со внушительным бюджетом — и как следствие, крутыми спецэффектами и отличными актёрами.
Но если вдруг вам интересно, «Ловца снов» не стоит воспринимать совсем уж всерьёз. Кинг наверняка задумывал роман как исключительно развлекательный проект, а не глубокое произведение, наполненное философскими смыслами. Поэтому относитесь к ленте как к глупому, но обаятельному приключенческому ужастику... да, про кровь, кишки, гной и безобразных монстров. Но всё же.
Кроме того, «Ловец снов» идеально подходит для просмотра зимним вечером — снега в нём по колено, а местами по пояс. Да и атмосфера немножко пришибленной на голову праздничной вечеринки присутствует. Так что запасайтесь попкорном — и отправляйтесь охотиться на пришельцев-паразитов.
«Парковка» (2006)

В канун рождества Анжела оказывается в ловушке — парковка заперта, выбраться невозможно. Но когда появляется охранник, молодая женщина понимает, что он не собирается ей помогать.
Сейчас в это сложно поверить, но когда-то гибрид психологического триллера и слэшера — «Парковка» (P2) — наделал шума. Двое французских видных жанровых деятеля — режиссёр Франк Халфун и сценарист и продюсер Александр Ажа — сняли леденящее кровь кино по мотивам реальных историй. И получили не только изрядную порцию похвалы, но и критики.
Несмотря на тревожную атмосферу, практически идеальный ритм и отличную актёрскую игру, ленту всё же ругали — например, за абсолютно предсказуемый сюжет и полное отсутствие каких бы то ни было сюрпризов. Но кого волную такие мелочи, когда происходящее на экране действительно цепляет и шокирует?
Впрочем, стоит отметить, что создатели всё же сделали акцент на психологизм, а не банальное мясо. Поэтому не ждите резни и рек крови. А вот игр в кошки-мышки и нестандартного празднования Рождества — сколько угодно.
И держите лайфхак: если вам и гостям надоели оливье и прочие салаты, а темы для разговоров исчерпаны — предложите посмотреть «Парковку» и поугадывать, что будет происходить в хорроре дальше. Пожалуй, это будет один из самых неожиданных и странных вариантов празднования. Но зато запомнится надолго!
«Санта на продажу» (2010)

В горном массиве Корватунтури, на глубине 486 метров, от людских глаз спрятана великая тайна. И скоро все узнают, что Санта Клауса на самом деле существует.
А вот про этот фильм ужасов я не знал, что написать. Как ни посмотри, а «Санта на продажу» (Rare Exports) — это практически идеальная страшная сказка, которая поначалу притворяется трагикомедией с элементами чёрного юмора... а позже мутирует в мифологический скандинавский хоррор, переизобретающий привычный образ Санта Клауса.
Даже удивительно, насколько лиричным и атмосферным получился фильм режиссёра Ялмари Хеландера. Хотя почему удивительно? «Санта на продажу» появился на свет благодаря короткометражкам, ставшим вирусными. А совсем уж никудышные зарисовки настолько популярными стать не смогли бы.
Поэтому культовый статус и бесконечные рекомендации к просмотру — вполне закономерный итог.
Если вам надоели сахарные мелодрамы или однотипные слэшеры, эксплуатирующие рождественскую тематику — обратите внимание на этот хоррор. Да, безупречного шедевра ждать не стоит, но самобытного (а также дерзкого и буйного) кино — вполне.
Кроме того, «Санта на продажу» способен заразить праздничным настроением даже самых угрюмых зануд.
«Кровавый Санта» (2010)

Порой старые легенды оживают. И в декабре жители Голландии снова вспомнят, как выглядит Санта на самом деле...
«Кровавый Санта» (Sint) — это очередной аутсайдер, про которого почему-то многие помнят. И яркий пример того, как многочисленные скандалы идут на пользу жанровому кино.
В чём только не упрекали режиссёра и сценариста Дика Маса: и в попытках подчистую уничтожить дух светлого праздника, и в желании поиздеваться над одним из главных символов Рождества. А по итогу мы получили образцовую легкомысленную страшилку, которая не только не пытается никого оскорбить — наоборот, всеми силами старается развлечь и поднять настроение.
Если вы за прошедшие годы так и не добрались до ленты, то впереди вас ждёт множество невероятных открытий. Чего стоит только образ уродливого голландского Санты, скачущего по крышам домов на дохлой лошади — такое зрелище навсегда отпечатывается в памяти. Или посмотрите на его верных приспешников-«эльфов», отрывающих хулиганам головы. Все эти «весёлые картинки» потом уже никак не развидеть.
Но важно помнить главное. «Кровавый Санта» — это не столько хардкорный хоррор, стремящийся бросить вызов зрительскому вкусу, сколько бодрая чёрная комедия. Приправленная также и социальной сатирой. Дик Мас на протяжении примерно полутора часов только и делает, что пытается вбить в наши головы простую мысль: не нужно сдаваться — все трудности преодолимы, а праздники — не время для грусти или тоски по несбывшемуся.
«Безмолвная ночь» (2012)

Рождество спокойным не будет. Полиция городка на Среднем западе отправляется на поиски серийного убийцы в костюме Санта Клауса, запугивающего местных жителей.
Не дайте себя обмануть! Слэшер Стивена С. Миллера регулярно записывают в ремейки культового (в узких кругах) хоррора «Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night), вышедшего в бесконечно далёком 1984 году. Но есть нюанс: «Безмолвная ночь» (Silent Night) — ремейк во многом номинальный: от полного названия решено было отказаться, так как сценарист не смотрел оригинал и потому между делом сочинил фантазию на тему.
Так что полноценного перезапуска или легаси-сиквела не ждите. Впрочем, оно и к лучшему: цикл и без того вырисовывался крайне условным.
Поскольку фильм ужасов практически сразу вышел на DVD, прикоснуться к творению Миллера смогли все желающие. И мнения разделились. Некоторые критики и зрители приняли новинку в штыки и обвинили в чрезмерном смаковании кровавых сцен, а также непроходимой тупости. Другие посчитали, что у создателей получился пускай и малобюджетный, но крепкий современный слэшер — мрачный и бескомпромиссный.
Если вы вдруг спросите моё мнение, то не смогу сказать ничего внятного. Дело в том, что во время первого просмотра «Безмолвная ночь» произвела на меня неизгладимое впечатление — особенно сцена с дробилкой для старых деревьев. Ну, если понимаете, о чём речь. А вот во время второго фильм ужасов показался на редкость скучным и каким-то неуклюжим.
Но близятся праздники — и я готовлюсь дать хоррору третий шанс. И что-то мне подсказывает, что в этом году видеохит Стивена С. Миллера покажется мне тонкой сатирой на тему всего того корпоративного безумия, что настигает нас каждый декабрь.
«Рождественские страшилки» (2015)

В праздничном эфире радиоведущий расскажет четыре рождественские истории. И все они будут связаны. Но каким причудливым образом переплетутся события морозных страшилок?
Заражённые рождественские эльфы-зомби атакуют, Санта-Клаус сражается с Крампусом, а простых людей донимают призраки и прочая нечисть. И всё это — хоррор-антология «Рождественские страшилки» (A Christmas Horror Story): малобюджетная и нелепая, но эффектная и волшебная. И как ни удивительно — всецело удачная: откровенно проходных и лишних сегментов в ней попросту нет.
Радиоведущий в исполнении легендарного Уильяма Шетнера точно не позволит заскучать своим слушателям в канун праздников. Как и создатели антологии, вложившие в своё детище всю душу — и получившие на выходе очень яркую подборку тематических страшилок на любой вкус.
Возможно, кто-то решит покритиковать «Рождественские страшилки» за откровенную дешевизну во многих моментах. Но вообще-то перед нами то самое кино, которое компенсирует любые недостатки при помощи юмора — чёрного как смоль. Поэтому отложите все свои дела и срочно приобщитесь — особенно если за окном образовался дефицит снега. Ведь перед нами идеальный вариант для «разогрева» в конце декабря.
И больше никаких подробностей, а то сами того не желая пробежимся по тонкому льду, под которым скрываются спойлеры.
«Крампус» (2015)

У Макса выдалось очень неудачное Рождество — и он случайно призывает в свой дом зловещего Крампуса.
Хотите словить на праздники депрессию? Есть отличный вариант!
Когда-то Майкл Догерти наделал шума благодаря фильму ужасов «Кошелек или жизнь» (Trick 'r Treat) — одной из лучших хэллоуинских антологий за всю историю (подробнее — в тематической подборке). А спустя восемь лет отметился страшной сказкой «Крампус» (Krampus), в которой хулиганы и нарушители праздничных традиций получили крайне суровое наказание.
Можно долго рассуждать о художественных достоинствах картины. Например, о том, как Догерти плавно и незаметно погружает нас в атмосферу беспросветного кошмара. Или о том, как медленно, но верно выстраивает довольно масштабную и глубокую мифологию для простейшей истории. И, разумеется, о том, как сурово обходится со своими главными героями — несмотря на травоядный возрастной рейтинг PG-13, исключающий любую графичную жестокость.
Но куда важнее, что «Крампус» только притворяется легкомысленной страшилкой про самое беззаботное время года. На самом деле внутри хоррора клубится густая и живая тьма, а снег и вьюга в кадре — обжигают холодом. Ну, и финал имеет все шансы разбить вам сердце.
Готовы к по-настоящему жутким приключениям? Тогда «Крампус» — это ваш выбор.
«Смотри по сторонам» (2016)

Канун Рождества, тихий и уютный пригород. Но ситуация непростая: няне придётся защищать своего юного подопечного, когда группа преступников решит вломиться в дом. Вот только вскоре выяснится, что это не просто ограбление...
Бывают такие фильмы, которым смертельно вредят любые спойлеры — и даже собственные трейлеры, разбалтывающие самые важные секреты. Поэтому я постараюсь кратко рассказать о «Смотри по сторонам» (Better Watch Out) так, чтобы не испортить многочисленные сюрпризы, заготовленные авторами. И ненароком не разбить кому-нибудь сердечко!
Многие называют ленту режиссёра и сценариста Криса Пековера современным переосмыслением одного из самых знаменитых рождественских фильмов в истории человечества — «Один дома» (Home Alone). Но это не совсем так. Точнее, совсем не так: перед нами самобытный проект, который замечательно работает и в отрыве от «идейного вдохновителя».
Впрочем, если вы хорошо знакомы с классикой или разбираетесь в страшном жанре, то во время просмотра получите куда больше удовольствия. Хотя бы потому, что «Смотри по сторонам» снят фанатами и для фанатов, а потому постоянно издевается над постылыми штампами и клише. И каким-то волшебным образом настраивает на благожелательный лад (несмотря на довольно жёсткие — особенно по меркам возрастного рейтинга PG-13 — сцены).
Но сейчас фильм режиссёра Криса Пековера почему-то несправедливо забыт — пускай он частенько и фигурирует в разнообразных тематических подборках. Так что давайте срочно исправлять ситуацию!
«Заклятие 2» (2016)

Супруги Уоррены отправляются в Северный Лондон, чтобы помочь матери-одиночке, столкнувшейся со злым духом в своём доме.
По неизвестной причине многие игнорируют тот факт, что «Заклятие 2» (The Conjuring 2) — это один из лучших... Нет, не хорроров в принципе. И не хорроров про демоническую одержимость. Хотя и это тоже. Короче, смысл в том, что Джеймс Ван снял один из лучших рождественских фильмов.
И как рассказывал в интервью сам режиссёр, он намеренно выбрал праздничный антураж для одного из лучших своих фильмов ужасов. Дело в том, что в какой-то момент он решил, что демон Валак — один из сильнейших и опаснейших противников, с которым когда-либо сталкивались супруги Уоррены. А потому он решил, что им пригодится любая помощь — в том числе и заряд праздничного настроения.
Кроме того, несмотря на всю потустороннюю жуть, происходящую в кадре, я до сих пор считаю, что «Заклятие 2» — это ещё и один из самых уютных ужастиков в истории. Наверное, благодаря тому, что Ван никуда не торопится: события развиваются довольно неторопливо, а заметная часть хронометража и вовсе посвящена быту главных героев.
В общем, во всех смыслах очаровательное и уютное кино. И оно идеально вписывается в тематическую подборку. Несмотря на вездесущего Валака, устраивающего суету на ровном месте.
«Анна и апокалипсис» (2017)

Во время рождественской суеты в Литтл-Хэвене начинается зомби-эпидемия. И Анне и её друзьям придётся побороться за жизнь с помощью подручных средств и песен, а также спасти свои семьи.
Так уж повелось, что в любой подборке рождественских и новогодних фильмов обязательно должен быть мюзикл. И фильмов ужасов это тоже касается! Поэтому «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalypse) — это обязательный пункт, который нельзя обойти стороной.
Постироничный мюзикл Джона Макфейла в своё время прилично так встряхнул зрителей, потому что оказался вдобавок зомби-хоррором. И в очередной раз доказал, что в страшном жанре возможны любые гибриды.
Если честно, я фильм не осилил даже до середины. Да, согласен — снят он вроде бы хорошо, звучит неплохо, а исполнители главных ролей старательно дурачатся на протяжении всех полутора часов. Но я физически не перевариваю мюзиклы — такой тип развлечений точно не для меня.
Поэтому остаётся только лишний раз отметить вклад комедийного фильма ужасов «Анна и апокалипсис» в популярную культуру. Обязательно попробуйте посмотреть ленту — возможно, вы влюбитесь в неё до потери сознания. И запишите в список любимых праздничных фильмов — не просто же так её называют чудесным кино. В крайнем случае — расширите кругозор.
«Календарь дьявола» (2021)

Ева парализована. И подруга Софи дарит ей на день рождения адвент-календарь, чтобы подбодрить. Но Ева и не догадывается, что внутри него таятся кошмары и ужасы.
Праздничные хорроры обычно предлагают зрителям крайне несерьёзный взгляд на проблему. В крайнем случае — оказываются ироничными. А вот «Календарь дьявола» (Le calendrier или Advent Calendar) получился совершенно другим — непрошибаемо серьёзным рождественским фильмом ужасов про злую сущность, заставляющую платить слишком высокую цену за свою помощь.
Самый интересный момент ленты Патрика Ридремона — это то, как главная героиня противостоит практически всемогущему злу. Бывшая танцовщица Ева прикована к инвалидному креслу и находится в практически полной изоляции, но тем не менее пытается остановить череду кошмарных событий, которые сама же того не понимая и запускает.
И поскольку главная тема хоррора — беспомощность, — лёгкой и откровенно развлекательной атмосферы не ждите. «Календарь дьявола» практически с самого начала погружает в серую безрадостную реальность и паранормальные кошмары.
Но если вам вдруг стало скучно или вконец надоела предновогодняя суета — обратите внимание. Редкий фильм ужасов не просто пугает или угнетает, но и предлагает любопытный сюжетный поворот.
«Красный снег» (2021)

Ну теперь-то Оливия точно напишет бестселлер — после того, как в её домик в лесу в канун Рождества ввалится потрёпанный вампир.
Есть такие кинематографисты, которым не сидится на месте — и они то и дело пытаются переосмыслить привычные сюжетные конструкции. И режиссёр и сценарист Шон Николс Линч — из их числа. По легенде, сначала он взялся снимать нестандартный рождественский фильм ужасов... а потом решил объединить его с вампирским хоррором.
Надоели бледные аристократы-кровопийцы? А вот главной героине — начинающей писательнице Оливии, — нет. Но что молодая женщина будет делать, когда судьба буквально постучится в дверь и обернётся израненным хищником-кровососом?
Поначалу может показаться, что «Красный снег» (Red Snow) — это очередная постмодернистская комедия, которая пытается починить то, что всегда прекрасно работало. Но после парочки сюжетных твистов история неожиданно переворачивается с ног на голову. А лента Линча стремительно мутирует в полновесный хоррор, который замечательно пугает несмотря на пёстрые украшения и общую дешевизну постановки.
Что будет, если безумная фанатка «Сумерек» повстречает реального вампира? Ответ вы точно узнаете во время просмотра. Поэтому не проходите мимо — такие праздничные каникулы не забываются.
«Крик. Ночь перед Рождеством» (2023)

Жители городка Энджел Фоллс до сих пор в ужасе — год назад серийным убийца устроил резню накануне Рождества. И старшеклассница Уинни уверена, что это её вина - девушка спасла жителей городка от маньяка, но потеряла лучшую подругу. Но когда она загадывает желание, то попадает в альтернативную реальность — в ту, где её никогда не было. И выясняется, что дела в городе идут ещё хуже.
По локализованному названию понять это сложно, но It's a Wonderful Knife — «Этот замечательный нож» — отсылает нас к легендарному рождественскому фильму «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life): вечной классике, на которой выросли многие поколения зрителей.
В хорроре Тайлера МакИнтайра главная героиня Уинни тоже решает, что она — законченная неудачница, которая портит жизнь окружающим. И что жизнь в её родном городке стала бы гораздо лучше, если бы она никогда не появилась на свет.
Вот только в отличие от классической драмы Фрэнка Капры, «Крик. Ночь перед Рождеством» — слэшер. Пускай и с примесью мистики или фантастики. А потому ситуация в кадре довольно быстро принимает всё более и более ужасающий оборот. Да и без парочки внушительных сюжетных твистов тоже не обойдётся.
Другое дело, что эффект, который производит It's a Wonderful Knife, прямо зависит от того, успели вы посмотреть постмодернистский слэшер «Конкретный убийца» («Абсолютный убийца» или Totally Killer / Обзор) или нет. Всё потому, что сюжетно хорроры подозрительно похожи — пускай творение МакИнтайра и пропитано духом зимнего праздника. Так что впечатления рискуют остаться смазанными, если вы вдруг окажетесь слишком насмотренным.
Вот такой получилась новогодне-рождественская подборка фильмов ужасов. И когда бы вы ни наткнулись на эту статью — с праздниками! Надеюсь, хорроры из списка подарят зимнее настроение в любое время года.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена