Зимний хоррор-марафон: лучшие фильмы ужасов про Новый год и Рождество

Слышите? Кажется, колокольчики звенят! А ещё повсюду сугробы по пояс и снеговики в человеческий рост. И наряженные ёлки в каждом доме... Но даже если и нет, то праздничная атмосфера всё равно витает в воздухе. Поэтому самое время устроиться поудобнее перед любым доступным экраном — и устроить киномарафон рождественских и новогодних фильмов ужасов.

Обратите внимание, что в подборке вы найдёте не только хорроры про Новый год и Рождество, но и морозные и заснеженные ленты, идеально вписывающиеся в тематику. Ну, и без совсем редких вещиц тоже не обойдётся.

Содержание

«Сияние» (1980)

Джек Николсон на кадре из хоррора «Сияние» (The Shining, 1980)

Смотритель вместе с семьёй отправляется на зиму в роскошный отель Оверлук. Но он и не догадывается, с каким кошмаром столкнётся в опустевшем здании.

Никакая подборка новогодних и рождественских хорроров не может обойтись без «Сияния» (The Shining) — культового фильма Стэнли Кубрика по мотивам не менее культового романа Стивена Кинга. И пускай праздничного настроения в кадре не так уж много (хотя без шумной вечеринки всё равно не обошлось), снега и пробирающего до костей мороза хоть отбавляй.

Пока многие зимние фильмы ужасов делают ставку на уют и загадочную чертовщину, этот самый уют разрушающую, «Сияние» идёт от обратного — практически с первых кадров погружает зрителей в атмосферу надвигающегося безумия и пугает беспросветной изоляцией.

Неудивительно, что по прошествии многих лет кино не только не утратило актуальности, но и стало восприниматься гораздо острее. Проблема одиночества и отсутствия контакта с внешним — реальным — миром встала перед человечеством в полный рост. И поверить в то, что проблемная семья окажется в заснеженном аду и не сможет никого позвать на помощь, сейчас гораздо проще, чем в тех же 80-х.

И ещё важная деталь. «Сияние» Кубрика прекрасно сохранилось и вообще не выглядит устаревшим кино. Наоборот, если на миг забыть про Джека Николсона и Шелли Дювалл, то можно решить, что перед нами выверенная и очень точная стилизация. Стилизация, пугающая не уродливыми монстрами, а отрешённой и потусторонней атмосферой места вне времени.


«Поезд страха» (1980)

Джейми Ли Кёртис и Дэвид Копперфилд в фильме ужасов «Поезд страха» (Terror Train, 1980)

Спустя три года после жестокого розыгрыша шестерых студентов, организовавших его, начинает преследовать серийный убийца — в поезде, во время проазднования Нового года.

«Поезд страха» (Terror Train) — удивительно дурацкий, но обаятельный слэшер известного режиссёра Роджера Споттисвуда. И один из трёх хорроров с королевой крика Джейми Ли Кёртис, вышедших в 1980 году.

Представьте себе «Хогвартс-Экспресс», в котором толпа буйных (а позже — пьяных) выпускников колледжа решили закатить громкую новогоднюю вечеринку. А потом добавьте туда хитроумного серийного убийцу, который постоянно переодевается в карнавальные костюмы и охотится на студентов. Звучит неплохо, правда?

Единственным существенным препятствием на пути к просмотру может стать некоторая неторопливость. Точнее, дело обстоит так: «Поезд страха» — фильм ужасов динамичный, но добрую половину хронометража Споттисвуд нагнетает атмосферу и знакомит нас с персонажами. В общем, во главе угла тут уютная бытовуха и взаимоотношения. А непосредственно резня большую часть времени присутствует в качестве фона.

И пускай я распробовал хоррор только со второй попытки, должен признать, что «Поезд страха» оказался на редкость уютным кино. Хороший вариант для ленивого праздничного марафона — например, после бессонной ночи.

Ах да, важную роль в слэшере исполнил мастер иллюзий, гипнотизёр и фокусник Дэвид Копперфильд.


«Новогоднее зло» (1980)

Кип Нивен на кадре из фильма ужасов «Новогоднее зло» (New Year's Evil, 1980)

Во время празднования Нового года на охоту выходит серийный убийца.

«Новогоднее зло» (New Year's Evil) — это такая вещь в себе: с одной стороны, довольно средний слэшер, с другой — малоизвестный праздничный хоррор, про который не принято упоминать в приличном обществе. Но вместе с тем — совершенно дурацкое, но очаровательное кино!

Режиссёр и сценарист Эммет Олстон попытался снять свой «Хэллоуин» (Halloween), но про празднование Нового года — причём с хитроумным серийным убийцей, у которого подозрительно часто всё валится из рук, стёбом над тематическими телешоу и панк-роком. И нельзя сказать, что эксперимент оказался удачным...

Точнее, так нельзя сказать до того момента, пока «Новогоднее зло» не переобуется стремительно в прыжке — благодаря забавному сюжетному твисту. И после такого лихого поворота нелепому и даже проходному фильму ужасов хочется мигом простить многочисленные недостатки — несмотря на крайне специфическую историю, а также попытки спрятать любое насилие за кадром.

Продюсеры надеялись, что проект Эммета Олстона положит начало целой серии слэшеров, но не вышло: в прокате он вроде бы провалился и не смог даже окупить бюджет в размере $500 тысяч. Но зато впоследствии стал культовым в узких кругах — благодаря многочисленным показам на кабельных каналах и релизу на домашнем видео.

Посмотрел недавно и неожиданно понял, что это настолько плохо, что даже хорошо! И если осмелитесь приобщиться, обязательно обратите внимание на камео одного известного человека в финале.


«Рука» (1981)

Майкл Кейн и Андреа Марковиччи на кадре хоррора «Рука» (The Hand, 1981)

Художник комиксов теряет руку и конечность начинает жить собственной — убийственной — жизнью.

Трижды оскароносный режиссёр и сценарист Оливер Стоун известен не только благодаря драмам. В начале 80-х кинематографист попробовал силы и в страшном жанре. В результате на свет появился причудливый и местами сюрреалистичный фильм ужасов — «Рука» (The Hand).

Легендарный Майкл Кейн в роли художника комиксов, испытавшего все разновидности нервного срыва и депрессии после автомобильной аварии, в которой он потерял руку и, кажется, смысл жизни? Да такая сюжетная завязка заслуживает как минимум самого пристального внимания!

На самом деле Оливер Стоун остался верен себе даже в хорроре — большей частью лента представляет собой драматичные поиски себя и попытки смириться с совершенно новой реальностью. Так что постановщик снова делает то, что умеет лучше всего: в очередной раз пытается разобраться в том, насколько сильно меняет человеческую личность травматичный опыт, перечёркивающий прежнюю жизнь.

Впрочем, фанатам ужасов определённо будет чем заняться во время просмотра «Руки» — изобретательных сцен, нетипичных пугалок и свежего взгляда на жанровые клише здесь в избытке. Кроме того, хоррор идеально укладывается в тематику статьи — шокирующая развязка здесь наступает в период зимних праздников, аккурат между Рождеством и Новым годом.


«Нечто» (1982)

Арт с постера фантастического хоррора «Нечто» (The Thing, 1982)

Полярники с исследовательской станции в Антарктиде оказываются в ловушке, когда среди них оказывается загадочное инопланетное существо, способное поглощать жертв и менять форму и внешность.

Поистине бессмертное «Нечто» (The Thing) сложно записать в список однозначно праздничных фильмов: даже если бы события хоррора происходили бы под Рождество, главным героям точно некогда было бы наряжать ёлку и раскладывать под неё подарки.

Но и пройти мимо главной картины легендарного режиссёра Джона Карпентера невозможно — у него получился идеальный зимний хоррор, который поначалу очаровывает заснеженными пейзажами, а затем леденит душу кошмарными проделками неведомой инопланетной формы жизни. Так что если подыскивали что-нибудь нестандартное для праздничного марафона — обратите самое пристальное внимание.

А от себя добавлю, что Карпентер натурально снял нестареющее кино. Всего несколько месяцев назад я в очередной раз пересмотрел «Нечто» и с удивлением отметил невероятное качество практических эффектов — особенно в плане анимации: в отличие от большинства «коллег», монстры в картине ведут себя пугающе реалистично — шевелятся и двигаются в реальном времени, без лишних монтажных ухищрений.

И общее качество проработки — большая заслуга талантливого художника Роба Боттина, во время непростых съёмок слёгшего с нервным истощением, но зато приложившего руку ко множеству знаковых проектов.

Кроме того, «Нечто» не устарело ещё по одной причине: Карпентер снял идеальный триллер про паранойю, разрушающую любое человеческое сообщество. И поскольку спустя почти полвека люди кардинально не поменялись, история до сих пор остаётся актуальной и злободневной.



«Гремлины» (1984)

Монстры бушуют в баре на кадре из фильма ужасов «Гремлины» (Gremlins, 1984)

Билли получает на Рождество в подарок от отца экзотическое животное — могвая. Но парень и не догадывается, что вскоре его родной городок погрузится в хаос.

Кто бы что ни говорил, но «Гремлины» (Gremlins) — это не просто вечная классика. Нет, лента великого трио — Джо Данте, Криса Коламбуса и Стивена Спилберга, — это просто часть культурного кода человечества. Один из популярных и известных всем мифов, который невозможно стереть из памяти поколений.

Даже спустя больше 40 лет кино остаётся одним из лучших семейных хорроров — и не только веселит, но и пугает. Причём пугает парадоксальным образом: чем старше становишься, тем менее забавными кажутся приключения Билли и Гизмо — и всё более угрожающими выглядят проделки страхолюдных неугомонных гремлинов, рождённых исключительно для уничтожения всего сущего.

И в этом нет ничего странного — истинная суть ленты то и дело прорывается наружу. Изначально сценарист Крис Коламбус задумывал мрачный и кровавый хоррор со взрослым рейтингом R. А Джо Данте вообще до того снял беспредельный фильм ужасов про оборотней — «Вой» (The Howling / Подробнее в подборке лучших хорроров про вервольфов). Но в дело вовремя вмешался продюсер Стивен Спилберг: запретил убивать в кадре милаху могвая (да, чтобы зарабатывать на мерче по мотивам миллионы долларов), а также посоветовал заметно снизить градус насилия и безумия.

И не прогадал: «Гремлины» стали настоящей рождественской классикой — несмотря на довольно странную тему и желание авторов катком проехаться по актуальным проблемам Америки 80-х.



«Мизери» (1990)

Джеймс Каан и Кэти Бейтс на кадре из триллера «Мизери» (Misery, 1990)

Известный писатель попадает в автокатастрофу, но его чудом спасает поклонница. Но он и не догадывается, насколько сильно спасительница привязана к его произведениям.

«Мизери» (Misery) — по-настоящему студёный, леденящий кровь фильм ужасов. И дело не только в «классической» зиме — с высоченными сугробами и вьюгой. Просто пугает триллер Роба Райнера очевидной и понятной штукой: перспективой стать игрушкой в руках абсолютной психопатки — и попасть в полную зависимость от её перепадов настроения.

Особенно приятно, что история о том, как известный писатель Пол Шелдон столкнулся с Энни Вилкс, своей самой большой фанаткой, очень удачно балансирует на грани психологизма и зашкаливающей жести — и не впадает в крайности. С одной стороны, она не пытается шокировать откровенной жестью, а с другой — не скатывается в занудство и бесконечное повторение общеизвестных тезисов.

Кроме того, Стивен Кинг, автор романа-первоисточника, недавно признал, что «Мизери» — одна из лучших экранизаций его произведений. И тут же отметил, что кино получилось гораздо лучше книги — более собранным, продуманным и динамичным.

Идеальный вариант для новогодней ночи настоящего киноэстета, которому приелись банальные праздничные комедии и который ищет чего-то действительно жуткого и атмосферного.



«Кошмар перед Рождеством» (1993)

Джек Скеллингтон на кадре из мульфильма «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas, 1993)

Джек Скеллингтон — король города Хэллоуин. Но однажды он попадает в город Рождество и проникается совершенно новым и ранее неизвестным праздником. И решает устроить Рождество у себя дома — с неожиданными последствиями.

В фанатской среде до сих пор не утихают споры. «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas) — это хэллоуинский фильм про Рождество или рождественский про Хэллоуин? Анимационный хоррор или музыкальная комедия? Нет даже ясности с создателями: многие до сих пор уверены, что снял культовую праздничную ленту Тим Бёртон — стилистика явно намекает. Но на самом деле режиссёром здесь выступил не менее известный деятель кукольной анимации — Генри Селик. А король всего странного успел поработать и сценаристом, и продюсером, и даже дизайнером.

Расписывать достоинства мультфильма нет никакого смысла — он давно стал не просто культовым, а жанрообразующим. И любую кукольную анимацию, вышедшую после, неизбежно сравнивают с ним. Так что простой совет: если до сих пор не смотрели — обязательно посмотрите. Ну, хотя бы для общего развития. И для понимания того, насколько смелые проекты раньше выпускала Disney.

Ну а если никогда не видели, то срочно исправляйтесь. Сложно представить более атмосферное новогоднее или рождественское киноприключение!


«Ловец снов» (2003)

Томас Джейн и Донни Уолберг на кадре из фантастического хоррора «Ловец снов» (Dreamcatcher, 2003)

Друзья отправляются в хижину в лесу посреди зимы, чтобы отдохнуть от повседневной суеты и рутины. Но вскоре они окажутся в эпицентре ужасающего инопланетного вторжения.

«Ловец снов» (Dreamcatcher) — одновременно крайне недооценённый и крайне противоречивый фантастический хоррор по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга.

Недооценённый потому, что режиссёра Лоуренса Кэздана зачастую обвиняют в том, что он превратил нестандартный сюжет мастера ужасов в путанное и бессвязное кино про инопланетное вторжение — и невероятно тупых персонажей. Хотя тут-то как раз в дело вступает противоречивость: добрую половину книги на экраны перенесли практически без изменений, а остальную часть истории аккуратно переработали, чтобы уместить в мало-мальски компактный хронометраж.

Но ирония заключается в том, что у Кэздана получилась довольно точная адаптация. Да ещё со внушительным бюджетом — и как следствие, крутыми спецэффектами и отличными актёрами.

Но если вдруг вам интересно, «Ловца снов» не стоит воспринимать совсем уж всерьёз. Кинг наверняка задумывал роман как исключительно развлекательный проект, а не глубокое произведение, наполненное философскими смыслами. Поэтому относитесь к ленте как к глупому, но обаятельному приключенческому ужастику... да, про кровь, кишки, гной и безобразных монстров. Но всё же.

Кроме того, «Ловец снов» идеально подходит для просмотра зимним вечером — снега в нём по колено, а местами по пояс. Да и атмосфера немножко пришибленной на голову праздничной вечеринки присутствует. Так что запасайтесь попкорном — и отправляйтесь охотиться на пришельцев-паразитов.


«Парковка» (2006)

Рэйчел Николс и Уэс Бентли на кадре из фильма ужасов «Парковка» (P2, 2006)

В канун рождества Анжела оказывается в ловушке — парковка заперта, выбраться невозможно. Но когда появляется охранник, молодая женщина понимает, что он не собирается ей помогать.

Сейчас в это сложно поверить, но когда-то гибрид психологического триллера и слэшера — «Парковка» (P2) — наделал шума. Двое французских видных жанровых деятеля — режиссёр Франк Халфун и сценарист и продюсер Александр Ажа — сняли леденящее кровь кино по мотивам реальных историй. И получили не только изрядную порцию похвалы, но и критики.

Несмотря на тревожную атмосферу, практически идеальный ритм и отличную актёрскую игру, ленту всё же ругали — например, за абсолютно предсказуемый сюжет и полное отсутствие каких бы то ни было сюрпризов. Но кого волную такие мелочи, когда происходящее на экране действительно цепляет и шокирует?

Впрочем, стоит отметить, что создатели всё же сделали акцент на психологизм, а не банальное мясо. Поэтому не ждите резни и рек крови. А вот игр в кошки-мышки и нестандартного празднования Рождества — сколько угодно.

И держите лайфхак: если вам и гостям надоели оливье и прочие салаты, а темы для разговоров исчерпаны — предложите посмотреть «Парковку» и поугадывать, что будет происходить в хорроре дальше. Пожалуй, это будет один из самых неожиданных и странных вариантов празднования. Но зато запомнится надолго!


«Санта на продажу» (2010)

Кадр из хоррора Санта на продажу (Rare Exports, 2010)

В горном массиве Корватунтури, на глубине 486 метров, от людских глаз спрятана великая тайна. И скоро все узнают, что Санта Клауса на самом деле существует.

А вот про этот фильм ужасов я не знал, что написать. Как ни посмотри, а «Санта на продажу» (Rare Exports) — это практически идеальная страшная сказка, которая поначалу притворяется трагикомедией с элементами чёрного юмора... а позже мутирует в мифологический скандинавский хоррор, переизобретающий привычный образ Санта Клауса.

Даже удивительно, насколько лиричным и атмосферным получился фильм режиссёра Ялмари Хеландера. Хотя почему удивительно? «Санта на продажу» появился на свет благодаря короткометражкам, ставшим вирусными. А совсем уж никудышные зарисовки настолько популярными стать не смогли бы.

Поэтому культовый статус и бесконечные рекомендации к просмотру — вполне закономерный итог.

Если вам надоели сахарные мелодрамы или однотипные слэшеры, эксплуатирующие рождественскую тематику — обратите внимание на этот хоррор. Да, безупречного шедевра ждать не стоит, но самобытного (а также дерзкого и буйного) кино — вполне.

Кроме того, «Санта на продажу» способен заразить праздничным настроением даже самых угрюмых зануд.


«Кровавый Санта» (2010)

Кадр из комедийного хоррора «Кровавый Санта» (Sint, 2010)

Порой старые легенды оживают. И в декабре жители Голландии снова вспомнят, как выглядит Санта на самом деле...

«Кровавый Санта» (Sint) — это очередной аутсайдер, про которого почему-то многие помнят. И яркий пример того, как многочисленные скандалы идут на пользу жанровому кино.

В чём только не упрекали режиссёра и сценариста Дика Маса: и в попытках подчистую уничтожить дух светлого праздника, и в желании поиздеваться над одним из главных символов Рождества. А по итогу мы получили образцовую легкомысленную страшилку, которая не только не пытается никого оскорбить — наоборот, всеми силами старается развлечь и поднять настроение.

Если вы за прошедшие годы так и не добрались до ленты, то впереди вас ждёт множество невероятных открытий. Чего стоит только образ уродливого голландского Санты, скачущего по крышам домов на дохлой лошади — такое зрелище навсегда отпечатывается в памяти. Или посмотрите на его верных приспешников-«эльфов», отрывающих хулиганам головы. Все эти «весёлые картинки» потом уже никак не развидеть.

Но важно помнить главное. «Кровавый Санта» — это не столько хардкорный хоррор, стремящийся бросить вызов зрительскому вкусу, сколько бодрая чёрная комедия. Приправленная также и социальной сатирой. Дик Мас на протяжении примерно полутора часов только и делает, что пытается вбить в наши головы простую мысль: не нужно сдаваться — все трудности преодолимы, а праздники — не время для грусти или тоски по несбывшемуся.


«Безмолвная ночь» (2012)

Санта-маньяк на кадре из слэшера «Безмолвная ночь» (Silent Night, 2012)

Рождество спокойным не будет. Полиция городка на Среднем западе отправляется на поиски серийного убийцы в костюме Санта Клауса, запугивающего местных жителей.

Не дайте себя обмануть! Слэшер Стивена С. Миллера регулярно записывают в ремейки культового (в узких кругах) хоррора «Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night), вышедшего в бесконечно далёком 1984 году. Но есть нюанс: «Безмолвная ночь» (Silent Night) — ремейк во многом номинальный: от полного названия решено было отказаться, так как сценарист не смотрел оригинал и потому между делом сочинил фантазию на тему.

Так что полноценного перезапуска или легаси-сиквела не ждите. Впрочем, оно и к лучшему: цикл и без того вырисовывался крайне условным.

Поскольку фильм ужасов практически сразу вышел на DVD, прикоснуться к творению Миллера смогли все желающие. И мнения разделились. Некоторые критики и зрители приняли новинку в штыки и обвинили в чрезмерном смаковании кровавых сцен, а также непроходимой тупости. Другие посчитали, что у создателей получился пускай и малобюджетный, но крепкий современный слэшер — мрачный и бескомпромиссный.

Если вы вдруг спросите моё мнение, то не смогу сказать ничего внятного. Дело в том, что во время первого просмотра «Безмолвная ночь» произвела на меня неизгладимое впечатление — особенно сцена с дробилкой для старых деревьев. Ну, если понимаете, о чём речь. А вот во время второго фильм ужасов показался на редкость скучным и каким-то неуклюжим.

Но близятся праздники — и я готовлюсь дать хоррору третий шанс. И что-то мне подсказывает, что в этом году видеохит Стивена С. Миллера покажется мне тонкой сатирой на тему всего того корпоративного безумия, что настигает нас каждый декабрь.


«Рождественские страшилки» (2015)

Крампус и Санта Клаус сражаются на кадре хоррор-антологии «Рождественские страшилки» (A Christmas Horror Story, 2015)

В праздничном эфире радиоведущий расскажет четыре рождественские истории. И все они будут связаны. Но каким причудливым образом переплетутся события морозных страшилок?

Заражённые рождественские эльфы-зомби атакуют, Санта-Клаус сражается с Крампусом, а простых людей донимают призраки и прочая нечисть. И всё это — хоррор-антология «Рождественские страшилки» (A Christmas Horror Story): малобюджетная и нелепая, но эффектная и волшебная. И как ни удивительно — всецело удачная: откровенно проходных и лишних сегментов в ней попросту нет.

Радиоведущий в исполнении легендарного Уильяма Шетнера точно не позволит заскучать своим слушателям в канун праздников. Как и создатели антологии, вложившие в своё детище всю душу — и получившие на выходе очень яркую подборку тематических страшилок на любой вкус.

Возможно, кто-то решит покритиковать «Рождественские страшилки» за откровенную дешевизну во многих моментах. Но вообще-то перед нами то самое кино, которое компенсирует любые недостатки при помощи юмора — чёрного как смоль. Поэтому отложите все свои дела и срочно приобщитесь — особенно если за окном образовался дефицит снега. Ведь перед нами идеальный вариант для «разогрева» в конце декабря.

И больше никаких подробностей, а то сами того не желая пробежимся по тонкому льду, под которым скрываются спойлеры.


«Крампус» (2015)

Кадр из фильма ужасов «Крампус» (Krampus, 2015)

У Макса выдалось очень неудачное Рождество — и он случайно призывает в свой дом зловещего Крампуса.

Хотите словить на праздники депрессию? Есть отличный вариант!

Когда-то Майкл Догерти наделал шума благодаря фильму ужасов «Кошелек или жизнь» (Trick 'r Treat) — одной из лучших хэллоуинских антологий за всю историю (подробнее — в тематической подборке). А спустя восемь лет отметился страшной сказкой «Крампус» (Krampus), в которой хулиганы и нарушители праздничных традиций получили крайне суровое наказание.

Можно долго рассуждать о художественных достоинствах картины. Например, о том, как Догерти плавно и незаметно погружает нас в атмосферу беспросветного кошмара. Или о том, как медленно, но верно выстраивает довольно масштабную и глубокую мифологию для простейшей истории. И, разумеется, о том, как сурово обходится со своими главными героями — несмотря на травоядный возрастной рейтинг PG-13, исключающий любую графичную жестокость.

Но куда важнее, что «Крампус» только притворяется легкомысленной страшилкой про самое беззаботное время года. На самом деле внутри хоррора клубится густая и живая тьма, а снег и вьюга в кадре — обжигают холодом. Ну, и финал имеет все шансы разбить вам сердце.

Готовы к по-настоящему жутким приключениям? Тогда «Крампус» — это ваш выбор.


«Смотри по сторонам» (2016)

Оливия ДиЙон и Леви Миллер на кадре из фильма ужасов «Смотри по сторонам» (Better Watch Out, 2016)

Канун Рождества, тихий и уютный пригород. Но ситуация непростая: няне придётся защищать своего юного подопечного, когда группа преступников решит вломиться в дом. Вот только вскоре выяснится, что это не просто ограбление...

Бывают такие фильмы, которым смертельно вредят любые спойлеры — и даже собственные трейлеры, разбалтывающие самые важные секреты. Поэтому я постараюсь кратко рассказать о «Смотри по сторонам» (Better Watch Out) так, чтобы не испортить многочисленные сюрпризы, заготовленные авторами. И ненароком не разбить кому-нибудь сердечко!

Многие называют ленту режиссёра и сценариста Криса Пековера современным переосмыслением одного из самых знаменитых рождественских фильмов в истории человечества — «Один дома» (Home Alone). Но это не совсем так. Точнее, совсем не так: перед нами самобытный проект, который замечательно работает и в отрыве от «идейного вдохновителя».

Впрочем, если вы хорошо знакомы с классикой или разбираетесь в страшном жанре, то во время просмотра получите куда больше удовольствия. Хотя бы потому, что «Смотри по сторонам» снят фанатами и для фанатов, а потому постоянно издевается над постылыми штампами и клише. И каким-то волшебным образом настраивает на благожелательный лад (несмотря на довольно жёсткие — особенно по меркам возрастного рейтинга PG-13 — сцены).

Но сейчас фильм режиссёра Криса Пековера почему-то несправедливо забыт — пускай он частенько и фигурирует в разнообразных тематических подборках. Так что давайте срочно исправлять ситуацию!



«Заклятие 2» (2016)

Мэдисон Вульф, Лорен Эспозито и Патрик МакОли на кадре из фильма ужасов «Заклятие 2» (The Conjuring 2, 2016)

Супруги Уоррены отправляются в Северный Лондон, чтобы помочь матери-одиночке, столкнувшейся со злым духом в своём доме.

По неизвестной причине многие игнорируют тот факт, что «Заклятие 2» (The Conjuring 2) — это один из лучших... Нет, не хорроров в принципе. И не хорроров про демоническую одержимость. Хотя и это тоже. Короче, смысл в том, что Джеймс Ван снял один из лучших рождественских фильмов.

И как рассказывал в интервью сам режиссёр, он намеренно выбрал праздничный антураж для одного из лучших своих фильмов ужасов. Дело в том, что в какой-то момент он решил, что демон Валак — один из сильнейших и опаснейших противников, с которым когда-либо сталкивались супруги Уоррены. А потому он решил, что им пригодится любая помощь — в том числе и заряд праздничного настроения.

Кроме того, несмотря на всю потустороннюю жуть, происходящую в кадре, я до сих пор считаю, что «Заклятие 2» — это ещё и один из самых уютных ужастиков в истории. Наверное, благодаря тому, что Ван никуда не торопится: события развиваются довольно неторопливо, а заметная часть хронометража и вовсе посвящена быту главных героев.

В общем, во всех смыслах очаровательное и уютное кино. И оно идеально вписывается в тематическую подборку. Несмотря на вездесущего Валака, устраивающего суету на ровном месте.


«Анна и апокалипсис» (2017)

Элла Хант и Малкольм Камминг на кадре комедийного зомби-хоррора «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalypse, 2017)

Во время рождественской суеты в Литтл-Хэвене начинается зомби-эпидемия. И Анне и её друзьям придётся побороться за жизнь с помощью подручных средств и песен, а также спасти свои семьи.

Так уж повелось, что в любой подборке рождественских и новогодних фильмов обязательно должен быть мюзикл. И фильмов ужасов это тоже касается! Поэтому «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalypse) — это обязательный пункт, который нельзя обойти стороной.

Постироничный мюзикл Джона Макфейла в своё время прилично так встряхнул зрителей, потому что оказался вдобавок зомби-хоррором. И в очередной раз доказал, что в страшном жанре возможны любые гибриды.

Если честно, я фильм не осилил даже до середины. Да, согласен — снят он вроде бы хорошо, звучит неплохо, а исполнители главных ролей старательно дурачатся на протяжении всех полутора часов. Но я физически не перевариваю мюзиклы — такой тип развлечений точно не для меня.

Поэтому остаётся только лишний раз отметить вклад комедийного фильма ужасов «Анна и апокалипсис» в популярную культуру. Обязательно попробуйте посмотреть ленту — возможно, вы влюбитесь в неё до потери сознания. И запишите в список любимых праздничных фильмов — не просто же так её называют чудесным кино. В крайнем случае — расширите кругозор.


«Календарь дьявола» (2021)

Южени Деруан на кадре из мистического хоррора «Календарь дьявола» (Le calendrier, 2021)

Ева парализована. И подруга Софи дарит ей на день рождения адвент-календарь, чтобы подбодрить. Но Ева и не догадывается, что внутри него таятся кошмары и ужасы.

Праздничные хорроры обычно предлагают зрителям крайне несерьёзный взгляд на проблему. В крайнем случае — оказываются ироничными. А вот «Календарь дьявола» (Le calendrier или Advent Calendar) получился совершенно другим — непрошибаемо серьёзным рождественским фильмом ужасов про злую сущность, заставляющую платить слишком высокую цену за свою помощь.

Самый интересный момент ленты Патрика Ридремона — это то, как главная героиня противостоит практически всемогущему злу. Бывшая танцовщица Ева прикована к инвалидному креслу и находится в практически полной изоляции, но тем не менее пытается остановить череду кошмарных событий, которые сама же того не понимая и запускает.

И поскольку главная тема хоррора — беспомощность, — лёгкой и откровенно развлекательной атмосферы не ждите. «Календарь дьявола» практически с самого начала погружает в серую безрадостную реальность и паранормальные кошмары.

Но если вам вдруг стало скучно или вконец надоела предновогодняя суета — обратите внимание. Редкий фильм ужасов не просто пугает или угнетает, но и предлагает любопытный сюжетный поворот.



«Красный снег» (2021)

Деннис Сиснерос на кадре из комедийного хоррора «Красный снег» (Red Snow, 2021)

Ну теперь-то Оливия точно напишет бестселлер — после того, как в её домик в лесу в канун Рождества ввалится потрёпанный вампир.

Есть такие кинематографисты, которым не сидится на месте — и они то и дело пытаются переосмыслить привычные сюжетные конструкции. И режиссёр и сценарист Шон Николс Линч — из их числа. По легенде, сначала он взялся снимать нестандартный рождественский фильм ужасов... а потом решил объединить его с вампирским хоррором.

Надоели бледные аристократы-кровопийцы? А вот главной героине — начинающей писательнице Оливии, — нет. Но что молодая женщина будет делать, когда судьба буквально постучится в дверь и обернётся израненным хищником-кровососом?

Поначалу может показаться, что «Красный снег» (Red Snow) — это очередная постмодернистская комедия, которая пытается починить то, что всегда прекрасно работало. Но после парочки сюжетных твистов история неожиданно переворачивается с ног на голову. А лента Линча стремительно мутирует в полновесный хоррор, который замечательно пугает несмотря на пёстрые украшения и общую дешевизну постановки.

Что будет, если безумная фанатка «Сумерек» повстречает реального вампира? Ответ вы точно узнаете во время просмотра. Поэтому не проходите мимо — такие праздничные каникулы не забываются.



«Крик. Ночь перед Рождеством» (2023)

Кадр из хоррора «Крик. Ночь перед Рождеством» (It's a Wonderful Knife, 2023)

Жители городка Энджел Фоллс до сих пор в ужасе — год назад серийным убийца устроил резню накануне Рождества. И старшеклассница Уинни уверена, что это её вина - девушка спасла жителей городка от маньяка, но потеряла лучшую подругу. Но когда она загадывает желание, то попадает в альтернативную реальность — в ту, где её никогда не было. И выясняется, что дела в городе идут ещё хуже.

По локализованному названию понять это сложно, но It's a Wonderful Knife — «Этот замечательный нож» — отсылает нас к легендарному рождественскому фильму «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life): вечной классике, на которой выросли многие поколения зрителей.

В хорроре Тайлера МакИнтайра главная героиня Уинни тоже решает, что она — законченная неудачница, которая портит жизнь окружающим. И что жизнь в её родном городке стала бы гораздо лучше, если бы она никогда не появилась на свет.

Вот только в отличие от классической драмы Фрэнка Капры, «Крик. Ночь перед Рождеством» — слэшер. Пускай и с примесью мистики или фантастики. А потому ситуация в кадре довольно быстро принимает всё более и более ужасающий оборот. Да и без парочки внушительных сюжетных твистов тоже не обойдётся.

Другое дело, что эффект, который производит It's a Wonderful Knife, прямо зависит от того, успели вы посмотреть постмодернистский слэшер «Конкретный убийца» («Абсолютный убийца» или Totally Killer / Обзор) или нет. Всё потому, что сюжетно хорроры подозрительно похожи — пускай творение МакИнтайра и пропитано духом зимнего праздника. Так что впечатления рискуют остаться смазанными, если вы вдруг окажетесь слишком насмотренным.




Вот такой получилась новогодне-рождественская подборка фильмов ужасов. И когда бы вы ни наткнулись на эту статью — с праздниками! Надеюсь, хорроры из списка подарят зимнее настроение в любое время года.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые