Рецензия на фильм «Кислород» - новый фильм режиссёра «Капкана»

На Netflix наконец-то вышел фантастический триллер «Кислород» (Oxygene / Oxygen), который в трейлерах старательно прикидывался малопонятным психологическим хоррором. И нужно сказать, что новая (многострадальная) работа режиссёра Александра Ажа идеально вписывается в каталог стримингового сервиса. Проблемный многолетний проект интригует и нагнетает атмосферу только для того, чтобы в финале обернуться если и не полным провалом, то откровенно проходным фильмом.

Для начала стоит немного рассказать об истории создания «Кислорода», который изначально назывался просто и лаконично - O2. Сюжет Кристи ЛеБлан, несколько лет занимавший верхние строчки Чёрного списка лучших сценариев, приобрели для экранизации ещё в далёком 2016 году. Тогда кинематографисты планировали снимать англоязычный триллер с Энн Хэтэуэй в главной роли. Затем проект перехватили французы: режиссёром назначили Франка Халфуна, некогда снявшего добротный хоррор «Парковка» (P2 - что интересно, по идее и под руководством Ажа), а играть в нём собиралась Нуми Рапас. Затем всё снова переигралось - и фильм в результате снял Александр Ажа, ранее претендовавший только на должность продюсера, а главную роль исполнила Мелани Лоран. Кроме того, снимали фильм преимущественно в пандемийном 2020 году, поэтому тема с вирусом, способным истребить человечество, нашла своё отражение в истории.

Сюжетная завязка у «Кислорода» довольно типичная для камерных триллеров последних лет. Неизвестная молодая женщина приходит в себя внутри высокотехнологичной криокамеры. Она ничего не помнит ни о своём прошлом, ни о том, как оказалась внутри устройства. Но главной героине срочно нужно что-нибудь придумать, потому что уровень кислорода в камере упал до критического уровня и совсем скоро она задохнётся...

Рецензия на фильм «Кислород» - новый фильм режиссёра «Капкана» - 01

Думаю, вы догадались, что будет дальше. Сначала главная героиня немножко попаникует, затем переживёт несколько флэшбеков, начнёт активно общаться с бортовым искусственным интеллектом, чтобы выяснить больше полезной информации. А затем - и вполне ожидаемо - женщина попытается связаться с внешним миром. И после всех разговоров придёт к нескольким неожиданным выводам...

Но проблема в том, что как ни старались сценарист Кристи ЛеБлан и режиссёр Александр Ажа, но «Кислород» получился до неприличия предсказуемым триллером. Если вы следите за тем, что происходит в жанрах фантастики и ужасов, то без труда не только предугадаете основные сюжетные повороты (к чести создателей - их тут целая охапка), но и поймёте к чему ведут авторы задолго до того, как они начнут выкладывать карты на стол. Даже удивительно, что сценарий так долго не могли перенести на экраны - состоит он из всевозможных жанровых клише и в принципе не предполагает дорогого визуала.

Печально, что и Александр Ажа на протяжении всего фильма держит себя в ежовых рукавицах. Дикий француз, получивший известность благодаря жестоким и кровавым фильмам ужасов - «У холмов есть глаза» (The Hills Have Eyes), «Зеркала» (Mirrors), «Пираньи 3D» (Piranha 3D) и «Капкан» (Crawl) - прячет от зрителей все потенциально кошмарные сцены. Нет, временами он балуется тем, что аккуратно добавляет элементы хоррора в повествование. Но в целом «Кислород» на всём протяжении остаётся довольно стерильным фантастическим триллером, старательно напирающим на личную драму главной героини.

Рецензия на фильм «Кислород» - новый фильм режиссёра «Капкана» - 02

Во многом «Кислород» напоминает недавнюю фантастику «Дальний космос» (на самом деле «Безбилетник» или Stowaway), спешно купленную Netflix ради расширения тематического каталога. В том фильме режиссёр и сценарист Джо Пенна постоянно приносил сюжетную логику в жертву драматической линии. И в результате на экране происходила абсолютная, пускай и слезливая дичь, в которую невозможно было поверить. Неубедительную до неприличия. «Кислород» поступает ровно так же, регулярно отказываясь от минимальной сюжетной логики в пользу драмы.

Доходит даже до того, что главная героиня в конце выживает благодаря удачно подвернувшемуся роялю в кустах. Авторы фильма так и не придумали, как разрешить сложившуюся ситуацию, поэтому после многочисленных сюжетных поворотов свели происходящее чуть ли не к анекдоту. Обречённая на гибель главная героиня спасается не потому, что придумала какой-то гениальный и труднореализуемый план, а просто благодаря системному багу. Причём обнаруженному совершенно случайно.

Впрочем, от «Кислорода» можно получить щепотку удовольствия, если ни на секунду не задумываться над причинами и последствиями происходящего. В чём Александру Ажа не откажешь, так это в умении нагнетать напряжение с помощью минимальных художественных средств. Другое дело, что «Кислород» для Ажа - это очевидный шаг назад как для режиссёра, способного рвать привычные шаблоны и переизобретать знакомые формулы.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые