Кошмарики. Рецензия на игру Little Nightmares


Стоит начать разбирать Little Nightmares на составные части, например анализировать механику и сюжет, как наверняка выяснится, что разработчики из Tarsier Studios аккуратно позаимствовали механику двухмерных головоломных страшилок Limbo и Inside [рецензия], а поверх накидали банальных, но правильных размышлений на тему общества потребления, которому всего и всегда мало, и паразитизма как способа выживания в неблагоприятных условиях. Не обошлось и без дежурного тезиса "Для того, чтобы победить чудовище, самому необходимо стать чудовищем". При желании можно, конечно, усмотреть ещё и борьбу индивида с предназначением, определённым системой.

Короче, размер арсенала заложенных смыслов будет прямо пропорционален вашему желанию их искать. Ну и от склонности к самокопанию, разумеется.

Но если всерьёз начать обсуждение вышесказанного, то тогда не получится избежать зловредных спойлеров. Ещё один парадокс Little Nightmares состоит в том, что хотя её создатели и оставляют максимум на откуп фантазии и сообразительности игроков, основные фишки очень легко выболтать. А в таких проектах как раз самый смак в том, чтобы постепенно и самостоятельно знакомиться с миром и до всего доходить своей головой.

А здесь я должен предупредить, что ниже пойдут лёгкие спойлеры. Если вы к ним морально не готовы, то не заглядывайте под картинку.


В конкретном случае очень легко проводить параллели с замечательной прошлогодней Inside. Мы точно так же начинаем играть за персонажа, которого нам позиционируют как жертву обстоятельств. Вокруг максимально мрачный и пугающий мир, порождённый чьим-то больным воображением. Только здесь нас окружают уродливые великаны-людоеды, которые несмотря на свою отвратительную, "деформированную" внешность притягивают взгляд. Цель, казалось бы, проста - выбраться из кошмара наяву.

Но когда вы доберётесь до финала, то поймёте следующее. Во-первых, главную героиню по ходу дела перестаёшь воспринимать как маленькую беззащитную девочку - она без лишних раздумий готова убивать и калечить, и даже не брезгует каннибализмом. Во-вторых, её изначальная мотивация в итоге вызывает кучу вопросов. Как и в Inside, если отталкиваться от финала, её побег внезапно превращается в путешествие навстречу чему-то определённому. То есть маленькая девочка в забавном жёлтом дождевике готова бороться за жизнь и преодолевать трудности ради... мести?

В плане механики Little Nightmares не несёт никаких инноваций - это абсолютный клон работ Playdead: щепотка стелса, приличное количество интуитивных головоломок, сражения с условными боссами и выматывающее бегство от обезумевших монстров. Из относительно нового стоит отметить разве что полное 3D, в рамках которого механика слегка видоизменилась - дополнительная глубина неожиданно усложнила игровой процесс. Необходимо внимательнее отмерять расстояние и направление прыжков, а любая мелкая ошибка приводит к плачевному результату. На общую "хардкорность" влияет и неумение персонажа хвататься за уступы автоматически - например, во время прыжков вам нужно разбегаться одной клавишей, прыгать другой, а хвататься за уступ третьей. И когда в дело вступает упомянутая глубина, порой случается "синдром Лары Крофт": приходится многократно перепроходить коротенький эпизод из-за "недопрыгнул", "перепрыгнул" или "не успел".


В остальном, если вы не провели последнее десятилетие в анабиозе, то разобраться с основами игры не составит труда.

Но чем она разительно отличается от товарок по жанру (перед нами, на секунду, всё же хоррор), так это умением пугать и веселить одновременно. В правильно подобранные и идеально срежиссированные моменты Little Nightmares заставляет вздрагивать, подпрыгивать на месте, судорожно путаться к клавишах и изо всех сил торопиться. Сердце колотится как бешеное, по спине бегут мурашки. Иные же эпизоды позволяют расслабиться, перевести дух, а то и вовсе развлечься. И благодаря идеально выдержанному балансу между страшным и смешным, а также откровенно карикатурной стилистике, происходящее не угнетает и не утомляет своей нарочитой серьёзностью.

Короче говоря, когда вы не настроены на серьёзный разговор, игра не пристаёт к вам со своими расспросами.

Все эти мелочи и нюансы превращают пугающий платформер в замечательную и необычную сказку, с которой обязательно стоит ознакомиться всем любителям маленьких уютных игр и фанатам жанра, способным воспринимать его в отрыве от безбожно устаревших и постылых Amnesia: The Dark Descent и Outlast. Готовы потратить 599 руб. на приключение продолжительностью в три часа? Срочно купите Little Nightmares. Шестое чувство подсказывает, что вы не будете разочарованы.

Комментарии

Анонимные пользователи теперь могут оставлять комментарии