Playdead, Limbo, Limbo 2, Inside, PC, Steam. Xbox One, платформер, головоломка, приключение

Правы те, кто награждают INSIDE хвалебными эпитетами и называют произведением искусства невиданной глубины. Правы и те, кто называют игру очередной распиаренной пустышкой, напрасной тратой четырёх часов жизни и банальной "убегалкой", совмещённой с набором простеньких задачек. Будут правы и третьи, и четвёртые, и пятые, и шестые, и даже седьмые защитники и критики детища Playdead, поскольку в нём удивительным образом уживаются как философская глубина с громадьём подтекстов, так и созерцательная пустота. И отношение к проекту зависит не от объективных показателей и характеристик (ха!), а конкретно от вашего настроения на данный отрезок времени и желания что-то там додумывать, анализировать и обобщать.

Если рассказывать про INSIDE сухо и безэмоционально, то придётся признать, что перед нами вольный ремейк дебютной для студии LIMBO, но с поправкой на сеттинг, технологический прогресс и аудиторию. На смену мрачному лесу и размытой и туманной, практически монохромной картинке пришла новая, но не менее пугающая действительность полузаброшенного города-фабрики, в границах которого некие злодеи творят чудовищные вещи. Изображённое по-настоящему пугает и ввергает в депрессию, уныние и чуть ли не скорбь. Удачно способствует вышеперечисленному и безликость всех встреченных людей, в том числе и малолетнего главного героя. Крайне реалистичная и подробная анимация персонажей жутко контрастирует с белыми полотнами вместо лиц, и начинаешь воспринимать человекоподобных существ... иначе. Поначалу это вызывает некоторую неприязнь, но в результате на место этих марионеток разум начинает подставлять конкретных личностей, замеченных в схожем поведении.

Playdead, Limbo, Limbo 2, Inside, PC, Steam. Xbox One, платформер, головоломка, приключение
Playdead, Limbo, Limbo 2, Inside, PC, Steam. Xbox One, платформер, головоломка, приключение

Правда с чем трудно смириться, так это с невозможностью ассоциировать себя с главным героем. Обычно ведь как всё устроено? Есть хорошие, есть плохие. Вы, разумеется, в подавляющем большинстве случае на стороне добряков. Но в роль мальчонки из INSIDE невозможно вжиться. Пускай его регулярно убивают максимально жестокими и натуралистичными способами, а сам он практически полностью беззащитен и беспомощен, но своими собственными руками он часто творит нехорошие вещи, против которых разум отчаянно протестует. И благодаря подобному диссонансу не удаётся (наверное, к лучшему) "жить" в игре, получается быть лишь свидетелем. Странное чувство, но словно смотришь в окно на параллельную реальность.

Но в том и парадокс, что несмотря на общую отрешённость происходящего - все кошмары как будто происходят в липком и тягучем сне, а ты не в силах даже пошевелиться, потому и вынужден выступать в качестве безвольного наблюдателя, - игру не удаётся воспринимать трезво и здраво. К тому же она полна мелких, неприметных на первый взгляд деталей, которые становятся заметны лишь при повторном прохождении.

Playdead, Limbo, Limbo 2, Inside, PC, Steam. Xbox One, платформер, головоломка, приключение

Когда на экране растворились финальные титры, а одновременно душераздирающая и навзрачная концовка накрепко засела в памяти, я остался наедине со своими впечатлениями и эмоциями. И тогда меня посетила догадка. А что, если вся эта "угадайка" тайных смыслов, исследование больного полумёртвого мира и выстраивание теорий заговора - короче, всё то, на что так громко жалуются интернет-теоретики, - не менее важная часть опыта? Что, если авторы так и задумали? Мы единым залпом проглатываем визуал, а затем остаёмся наедине с собой, чтобы как следует пораскинуть мозгами...

Такое впечатление, что сначала в Playdead кропотливо продумали вселенную, выписали каждую крупицу истории и всех-всех персонажей, а затем взяли и выкинули из игры прямолинейные и однозначные ответы, оставив лишь основу и ограничившись намёками. Да хотя бы ради того, чтобы сделать процесс знакомства с INSIDE максимально индивидуальным и интимным.

Playdead, Limbo, Limbo 2, Inside, PC, Steam. Xbox One, платформер, головоломка, приключение
Playdead, Limbo, Limbo 2, Inside, PC, Steam. Xbox One, платформер, головоломка, приключение

Изрядно подлил масла в огонь и сам Арнт Йенсен, режиссёр и сценарист. На критические замечания со стороны журналистов и игроков он обожает отвечать вопросом "А почему вы думаете, что так не было задумано изначально?". Действительно, неужели вы настолько наивны, что всерьёз полагаете, будто студия, некогда всколыхнувшая инди-сцену своей LIMBO, не сумела бы за три года соорудить сносный сюжет? Скорее всего причина обратного в том, что свободные художники из датской студии решили пойти наперекор системе и предпочли отдать самые важные элементы повествования на откуп вашему разуму. Следовательно, чем больше вы заинтересованы в распутывании клубка из тайн, тем более продуманную и детальную историю получите. Да и никто не отменял свойства человеческого мозга заполнять пробелы в информации при помощи ассоциаций и жизненного опыта.

Нельзя отрицать того, что INSIDE - чистой воды артхаус, пускай отполированный до блеска и разработанный с большим бюджетом. Подойдёт она далеко не каждому, а приобщаться следует только в правильном расположении духа. Но если вы ищете в играх ярких эмоций и смысла, то никак нельзя пройти мимо.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые