Арт мистического хоррора «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites, 2025)

До цифровых платформ добрался мистический хоррор «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites) — тот самый фильм, что должен был поставить жирную точку в истории супругов-парапсихологов Уорренов и заложить основу для второй фазы страшной киновселенной. Но справился ли режиссёр Майкл Чавес с непростой задачей? Или снял очередной стерильный студийный ужастик?

И держите удивительно бессодержательный сюжетный синопсис (зато официальный).

Исследователи паранормального Эд Уоррен и Лоррейн Уоррен возьмутся за своё самое сложное дело и столкнутся с могущественной злой сущностью...

Название: «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites)
Страна: США, Великобритания, Канада
Продолжительность: 135 минут
Бюджет: $55 миллионов
Кассовые сборы: $460 миллионов
Режиссёр: Майкл Чавес
В главных ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Миа Томлинсон и Бен Харди

Сходу признаюсь: я не ждал от хоррора «Заклятие 4: Последний обряд» ничего хорошего. Во-первых, мне всегда казалось, что цикл свернул куда-то не туда, когда Джеймс Ван покинул пост режиссёра и занялся продюсированием спустя рукава. Во-вторых, мне категорически не нравится то, что снимает Майкл Чавес — уверен, что короткометражки у него получались гораздо лучше.

И в-третьих, казалось, что кинокомпании Warner Bros. и New Line Cinema давно уже выжали все соки из киновселенной, поэтому теперь остаётся только одно — штамповать однотипные ужастики, эксплуатирующие одни и те же приёмы.

Так что, как вы уже могли догадаться, я считаю лучшей частью франчайза про парапсихологов Уорренов конкретный хоррор — «Заклятие 2» (The Conjuring 2): на редкость душевный — одновременно уютный и жуткий. А всё, что выходило позже — бессовестная эксплуатация разной степени качества. И кино, не имеющее самостоятельной ценности.

Молодые Эд и Лоррейн из хоррора «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites, 2025)

Хорошая новость: Майкл Чавес тоже считает «Заклятие 2» лучшей частью цикла. А потому режиссёр сделал всё возможное, чтобы скопировать формулу фильма ужасов Джеймса Вана — и снять такой финал истории супругов-парапсихологов, за который хотя бы не будет мучительно стыдно.

Как и сиквел основной серии, «Заклятие 4» смещает акцент со сверхъестественных приключений Уорренов на их семейную драму. И большей частью кино старается быть уютной историей, пропитанной ностальгией по боевому прошлому супругов.

Фильм буквально начинается с того, что молодые Уоррены сталкиваются с могущественным злом, с трудом преодолевают трагедию... А затем история переносится в 1986 год, когда главные герои уже практически отошли от дел и растеряли былую популярность, а потому читают лекции и терпят постоянные насмешки со стороны скептиков.

И такой подход разительно контрастирует с тем, что происходило в спиноффах и даже безликой и невнятной третьей части.

Эд и Лоррейн (Патрик Уилсон и Вера Фармига) на кадре из хоррора «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites, 2025)

Обзор мистического хоррора «Заклятие 3: По воле дьявола» (2021)
Где-то на фоне в доме Смёрлов (Смурлов или Смерлов — выбирайте вариант транскрипции по душе) начинает происходить загадочная и пугающая чертовщина. Но большую часть экранного времени призраки и очередной демон пребывают за кадром, потому что Чавесу гораздо интереснее показывать зарисовки из жизни Эда и Лоррейн, чем нагнетать истерию банальными и привычными скримерами.

Хотя без нескольких ленивых пугалок всё равно не обойдётся. И да, за минувшие годы ничего нового постановщик придумать не смог.

Но здесь мы подходим к ключевой проблеме. Дело в том, что «Заклятие 4: Последний обряд» — это всё-таки хоррор. Следовательно, он должен пугать. Но как может всерьёз напугать фильм, в котором львиную долю хронометража создатели посвятили описанию быта главных героев?

Понятно, что Майкл Чавес сместил фокус в единственно верном направлении — в сторону семейной драмы. Но такое решение — всецело оправданное для ленты, в которой историю главных героев решили аккуратно завершить — начисто убило всякий саспенс и сломало привычную «хоррорную» схему.

Миа Томлинсон в роли Джуди Уоррен на кадре из хоррора «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites, 2025)

Мало того, что постановщик практически не уделил времени новой семье, страдающей от проделок демона (да, мы за два с лишним часа мало что узнаем о Смёрлах) — фильм ужасов вообще ничего не добавляет основной мифологии. Да, очередное зло возвращается спустя много лет, чтобы отомстить Уорренам... И на этом всё — точка.

Вдобавок до прямого столкновения Эда и Лоррейн с очередной адской сущностью проходит... больше часа! Да, зло выбирает основной целью Джуди Уоррен, дочь известных борцов с паранормальными угрозами, и время от времени напоминает о себе. В основном — однотипными проделками и зрелищными галлюцинациями. Но главные герои начинают предпринимать хоть какие-то меры только во второй половине картины.

И такое странное распределение событий начисто ломает ритм истории.

Но когда начинается основная часть — финальная битва семейства Уорренов с распоясавшимся демоном — «Заклятие 4» (The Conjuring 4) скатывается в нарезку нелепых сценок, наполненных скримерами и прочими постылыми приёмами запугивания. Спохватившись только в третьем акте, Майкл Чавес врубает машину банальностей на полную — и выдаёт зрителям привычную развлекательную программу.

Вера Фармига и Миа Томлинсон на кадре из хоррора «Заклятие 4: Последний обряд» (The Conjuring: Last Rites, 2025)

Беготня в потёмках, буйные призраки со страшными рожами, демонический предмет, вытворяющий странные фокусы, буйные одержимые, страдающие и превозмогающие главные герои, заклинивающие двери, яркие вспышки света... Режиссёр просто берёт — и с карандашом или ручкой проходится по списку обязательных жанровых клише, без которых не обходится ни один мистический фильм ужасов. И особенно — входящий в киновселенную «Заклятие» (The Conjuring).

Вот только учитывайте, что основной хронометраж ушёл на бытописание Уорренов. А потому разборки с нечистой силой показаны урывками. И если кино в целом может показаться затянутым, то концовка оставляет впечатление чего-то очень скомканного и обрывистого.

Стоит, конечно, признать, что с годами Майкл Чавес стал снимать заметно лучше. А к своему второму фильму основной линейки вдруг начал понимать главных героев, которые и принесли безумную популярность франчайзу. Но меня всё равно не покидает ощущение, что «Заклятие 4: Последний обряд» снимали в жуткой спешке — и потому сценарий плохо продуман: повествовательный баланс не выдержан, некоторые сюжетные линии обрублены слишком грубо, а многие центральные персонажи вообще никак не раскрыты.

Понятно, что никакая критика уже не сможет навредить «Заклятию 4»: прощание с Уорренами собрало в мировом театральном прокате свыше 450 миллионов долларов, а также получило множество положительных отзывов критиков и зрителей. Но финал истории главных героев точно следовало доверить более опытным рукам.

Ждали мурашек и эпической битвы со злом, а получили размеренный эпилог.

Странно, но...

«Заклятие 4: Последний обряд» получилось лучше, чем ожидалось. Но для финала семейной саги слабовато.

★★★☆☆

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые