Рецензия на игру Serious Sam 4 - одновременно хороший и ужасный шутер

Serious Sam 4 - это яркий пример того, как не надо рекламировать игры. Да и разрабатывать тоже. Задолго до релиза видные деятели из студии Croteam пытались убедить фанатов Крутого Сэма в том, что новая часть серии шутеров возвращается к истокам, а эксперименты в третьей части благополучно забыты. Разработчики обещали инновационную систему Legion, благодаря которой на экране одновременно смогут присутствовать десять тысяч (!) противников. А свежеиспечённая версия движка должна была с лёгкостью переваривать десятки квадратных километров просторов.

Большую часть обещанного, конечно, реализовали. Но, к сожалению, спустя рукава. И получилось не просто плохо - ужасно.

Сомнительное возвращение Крутого Сэма

Serious Sam 4, конечно, можно назвать возвращением к истокам, но только со множеством оговорок. Уровни сделали не просто большими - местами огромными. Прямо как в прекрасные стародавние времена. Серую, полумёртвую цветовую гамму третьей части подкрутили и раскрасили яркими цветами. А унылые позицонные перестрелки из первых глав приквела с порога заменили на отстрел толп разнообразных супостатов, мечтающих надрать зад Крутому Сэму.

Но вместе с тем в Croteam зачем-то решили сохранить никому не нужный спринт, перезарядку базового огнестрельного оружия (кроме классического дробовика) и общий крен в сторону условного, но всё же реализма. Да, четвёртая часть приключений вечного воителя стала более красочной, но основные события по-прежнему происходят на крайне скучных уровнях.

Рецензия на игру Serious Sam 4 - одновременно хороший и ужасный шутер - 01

Сомнительный гейдизайн - вообще ключевая проблема Serious Sam 4. Большинство уровней - огромные полупустые локации, усеянные либо однотипными развалинами, либо клонированной растительностью. Да, то самое обещание просторов выполнено, но больше на бумаге, потому что многокилометровые забеги способны вызвать разве что недоумение, а не восторг. Действительно, зачем гонять игрокам по здоровенным уровням, если секретов и побочных заданий слишком мало? Вероятно, исключительно с целью растянуть прохождение и добавить в хронометраж пару-тройку лишних часов.

Помимо дополнительных квестов появилась в игре и ролевая система. Ну, как система - возможность потратить очки опыта на какой-нибудь полезный навык. Например, на стрельбу по-македонски. Но выглядит подобная прокачка очень рудиментарной, пришитой к игре в последний момент - во многом потому, что авторы теперь предлагают разблокировать навыки, ранее доступные бесплатно и без смс.

Рецензия на игру Serious Sam 4 - одновременно хороший и ужасный шутер - 02

Доходит до очевидных нелепиц. Ты несколько километров бежишь к цели, прорываешься сквозь редкие, но напряжённые зарубы с врагами, чтобы... найти какой-нибудь совершенно необязательный апгрейд для пушки или вообще гаджет, которых у тебя и так в инвентаре скопилась целая охапка. Но самое печальное в том, что глазу в игре буквально не за что зацепиться: уровни современного шутера в представлении Croteam - это завалы случайно попавших под руку ассетов, одинаковых и безликих.

Система Legion - очередное посмешище. Знаете, что такое орды врагов в представлении авторов Serious Sam 4? Живая декорация в самом начале и конце игры. На старте вам буквально несколько минут позволяют побыть в гуще масштабного сражения... Которое оказывается чистой фикцией.

Да, на поле боя с обеих сторон друг на друга бегут толпы бойцов... Но реальные враги среди них - стандартные гиганты, которых ты на протяжении игры отстреливаешь сотнями. Вся мелочь пузатая, что бурлит у них под ногами - армия статистов. Да, мелкие солдатики могут расстрелять Крутого Сэма в клочья. Но только в том случае, если игрок двинется наперекор геймдизайнерской логике и попытается рвануть вперёд, а не отправится к точке задания и активирует заранее заготовленный триггер.

Рецензия на игру Serious Sam 4 - одновременно хороший и ужасный шутер - 03

Но с тем же успехом многотысячную армию, состоящую из низкополигональных клонированных бойцов, можно было заменить видео на фоне.

Не радует и сюжет. Несмотря на то, что к разработке многострадального сиквела, пробывшего в производственном аду почти девять лет, привлекли сценариста высокохудожественной головоломки The Talos Principle. Всё, что смог родить Йонас Кирацис - дурацкий приключенческий боевик, сюжет которого целиком завязан на однотипных шутках главных героев. Сэм "остроумно" комментирует происходящее, многочисленные напарники стараются не отставать и каламбурят кто во что горазд. Но во время чудовищно поставленных катсцен с пучеглазыми рыболюдьми запросто можно уснуть.

Но хуже всего то, что мы получили очередной приквел. Да, четвёртая часть - это предыстория третьей, которая...

Ложка мёда в бочке дёгтя тоже есть

Единственное, что помогает мириться с многочисленными недостатками Serious Sam 4 - это стрельба. Как ни пытались разработчики из Croteam окончательно и бесповоротно сломать игру, но Крутой Сэм - это по-прежнему очень крутой и приятный шутер.

На бесчисленные косяки совершенно перестаёшь обращать внимание в те моменты, когда на тебя - как в старые-добрые - спускают буквально сотни разнообразных врагов. И ты начинаешь метаться по арене, судорожно переключаясь между разнообразными пушками и поливая противников огнём из всех стволов.

Рецензия на игру Serious Sam 4 - одновременно хороший и ужасный шутер - 04

Serious Sam 4 - это по-прежнему игра про два десятка вопящих камикадзе, несущихся слева, стаю быков-оборотней, атакующих справа, и биомеханоидов и рептилоидов, обстреливающих тебя вообще со всех сторон. В самые напряжённые моменты игру без стеснения можно назвать абсолютно прекрасной. В 2001 году у игры Croteam было довольно мало конкурентов, но в 2020-ом их нет вовсе.

Как шутер Serious Sam 4 работает как часы - и это здорово. Не здорово, что в поисках этого волшебного шутера приходится наматывать километры по безликим уровням.

А что там с оптимизацией? Сущая катастрофа

Про никудышную оптимизацию Serious Sam 4 не писал только ленивый - напишу и я. Если коротко, игра выглядит и ощущается так, будто её никто не тестировал вообще, а покупателям дали скачать даже не бету, а альфа-билд.

Для начала немного о машине, на которой я проходил игру. Процессора AMD Ryzen 5 3600 в связке с материнкой MSI MPG X570 GAMING PLUS, оперативной памятью CORSAIR Vengeance RGB Pro (32 Gb), видеокартой KFA2 GeForce RTX 2060 EX (6 Gb) и SSD WD Blue (1 Tb) должно хватать для комфортной игры в разрешении FullHD, верно?

Рецензия на игру Serious Sam 4 - одновременно хороший и ужасный шутер - 05

На деле же Serious Sam 4 автоматом выставил средние настройки для видеокарты, запустился в режиме DirectX 12 и безбожно тормозил, фризил, статтерил, баговал и несколько раз даже вылетал без объяснения причин. Переключение на другие API не помогло - DirectX 11 вообще периодически вешал игру, а Vulkan показывал меньше кадров в секунду.

И это не говоря уже о том, что после появления толп монстров Serious Sam 4 запросто может отрезать половину fps от привычных 60 (с вертикальной синхронизацией). Или внезапно начать рывками подгружать ресурсы с SSD - и продолжать так несколько минут до победного.

После пары патчей ситуация заметно улучшилась - самые критичные проблемы (вроде вылетов и непонятных фризов) ушли, а производительность немного улучшилась. Но Serious Sam 4 по-прежнему обожает нагружать процессор и SSD непонятными подгрузками, ни с того ни с сего роняет частоту кадров и иногда бахвалится графическими артефактами вроде мерцающих текстур и стеклянной воды.

Нужно ли говорить, что графика в свежей игре Croteam совершенно не поражает воображение, а местами и вовсе выглядит ужасно?

Итог

Serious Sam 4 имел бы все шансы стать хорошим - а может, и отличным - шутером, если бы его разработчики не запутались в своих многочисленных инновациях и не утратили бы связь с реальностью. В 2020 году шутер не может быть просто игрой про стрельбу и монстров - не мешало бы добавить ещё и внятную мотивацию для игрока (например, сносный сюжет с внятными заданиями), а также интересные уровни, красивую графику, удобную навигацию и интерфейс. Допилить оптимизацию под актуальное железо, наконец.

Но в Croteam решили, что лучше потратить время на пестование системы Legion, которую в игре толком не задействовали, создание огромных локаций, наполненных сваленными в кучу ассетами, а также на прикурчивание бесполезных механик вроде прокачки, перезарядки и стрейфа.

Сыграть в Serious Sam 4, конечно, стоит. Но не раньше, чем через полгода - когда большинство багов починят, игру научат правильно работать с ресурсами, а механики в основе отполируют и доведут до ума. И желательно по скидке, чтобы разочарование не было столь болезненным.

5/10

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые