Рецензия на игру Amnesia: Rebirth - неплохой, но безнадёжно устаревший хоррор

Пять лет назад независимая студия Frictional Games выпустила фантастический триллер SOMA, заслуживший множество тёплых отзывов игроков и прессы (некоторые и вовсе поспешили назвать игру «философской»). Теперь же шведы вернулись во вселенную, которая сделала их великими мастерами хорроров - с третьей частью цикла Amnesia: Rebirth. Но получится ли у новинки повторить судьбу Amnesia: TheDark Descent и заново перекроить жанр интерактивных ужасов?

В тексте есть несколько незначительных сюжетных спойлеров. Если вы не хотите портить себе удовольствие от прохождения, то вернитесь к обзору позже. Хотя ничего криминального в тексте не будет.

Начинается всё отлично. Самолёт падает в алжирской пустыне, беспамятная героиня приходит в себя и начинает бродить по окрестностям в поисках других выживших. И постепенно игроки восстанавливают картину произошедшего и с головой окунаются кошмар, будто порождённый коллективным сознанием Говарда Филлипса Лавкрафта и Клайва Баркера.

Картинка радует отличной игрой света и тени, пускай и не может похвастаться технологичностью, а необходимость удерживать главную героиню в здравом рассудке тонизирует. Да и загадки с локациями на пути порпадаются интересные - первые достаточно разнообразны и интуитивны, чтобы поддерживать интерес и не вызывать фрустрации, а вторые просто приятно рассматривать в поисках деталей, проливающих свет на случившееся.

Но примерно со второй половины - а может, во втором акте, - игра резко сворачивает не в ту сторону.

Рецензия на игру Amnesia: Rebirth - неплохой, но безнадёжно устаревший хоррор - 01

Главная проблема Amnesia: Rebirth - главная же героиня, француженка Анастасия «Таси» Трианон. Несмотря на то, что она чересчур много болтает - даже в ситуациях, когда следовало бы побольше молчать, мы толком ничего не узнаем ни о её прошлом, ни о характере. Ну да, перед нами классическая сильная женщина - с тяжёлой судьбой, безрадостным прошлым, вдобавок потерявшая мужа в пещерах под алжирской пустыней.

Но за все примерно десять часов прохождения разработчики из Frictional Games даже не пытаются раскрыть Таси как персонажа. Всё, на что способна студия - это бесконечно давить на жалость, потому что беременной женщине, оказавшейся в беде и судорожно пытающейся найти выход из беспросветного кошмара, невольно начинаешь сопереживать. Другое дело, что это - банальная эксплуатация. Причём эксплуатация покрывшихся пылью штампов.

Но и это ещё не всё. Помимо непроработанной главной героини Amnesia: Rebirth спотыкается ещё и о собственную концепцию. В безуспешных попытках нагнать атмосферу пожирнее и обострить конфликт до предела авторы попросту перегибают палку с банальным приёмом: каждые пять минут нам чётко дают понять, что дела у Таси идут всё хуже и хуже, а гипотетический хэппи-энд всё дальше и дальше.

Рецензия на игру Amnesia: Rebirth - неплохой, но безнадёжно устаревший хоррор - 02

Доходит до нелепого: что бы ни попыталась сделать Таси Трианон, всё неизбежно оборачивается катастрофой. Стоит героине запустить какой-нибудь лифт или открыть ворота - и она гарантированно провалится в ещё более глубокое подземелье, получит несколько, казалось бы, несовместимых с жизнью травм, окажется в гнезде кровожадных монстров или растеряет арсенал полезных средств. Короче, обязательно пройзойдёт что-то плохое - настолько, что кажется, будто достигнутый прогресс откатился обратно. И пускай часто это не так, не покидает ощущение, что авторы попросту издеваются над игроками.

А последняя треть игры вовсе намекает, что Frictional Games проблема с изобретательностью. Люди, некогда благополучно внедрившие физику в приключения от первого лица и завязавшие на них головоломки, а также изобретатели формата современного хоррора, живут прошлым и делают игры по лекалам десятилетней давности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что третий акт Amnesia: Rebirth почти целиком состоит из плохого стелса и забегов с монстрами, а также примитивных загадок, завязанных на поиске источников питания для многочисленных машин и переключении рычагов.

И с перечисленными проблемами можно было бы смириться, если бы в играх страшного жанра не наблюдалось бы никакого прогресса. Но нет, даже начинающие разработчики пытаются внедрять в свои игры новые механики и худо-бедно обкатывают свежие идеи. А взять и покрутить в руках почти любой предмет, а потом зашвырнуть его подальше, можно вообще в любом симуляторе ходьбы. Так что Amnesia: Rebirth попросту устарела - и с этим ничего не поделать.

Рецензия на игру Amnesia: Rebirth - неплохой, но безнадёжно устаревший хоррор - 03

Не выручает игру и обновлённая механика заражения и страха. Таси Трианон не может долго находиться в темноте - её начинают преследовать слуховые и зрительные галлюцинации. Спички, необходимые для факелов и ламп, сгорают быстро, масляный фонарь тоже сжигает топливо ударными темпами - и полезные предметы, несмотря на их обилие вокруг, приходится расходовать осторожно.

Вот только никакого видимого влияния на игровой процесс страх Таси не оказывает. Она не может упасть в обморок - в крайнем случае, если не цепляться за ускользающий рассудок и не зажигать свет, главная героиня запаникует и побежит сломя голову. Иногда назад, в уже пройденную локацию. Но чаще - вперёд, к нужной точке. И иногда гораздо удобнее дать Таси запаниковать во время противостояния с монстрами - играть в кошки-мышки с уродливыми тварями честно (как задумывали авторы) попросту скучно и утомительно.

Да, в теории, чем чаще паникует главная героиня, тем сильнее прогрессирует её болезнь. Но смысл в том, что так или иначе вы придёте к заранее прописанным концовкам, на которые сделанные во время прохождения выборы практически не влияют.

Рецензия на игру Amnesia: Rebirth - неплохой, но безнадёжно устаревший хоррор - 04

Кроме того, Amnesia 3 до неприличия затянута. Десять часов для интерактивного хоррора - это перебор, уж извините. От однотипных ужасов, царящих в игре, постепенно устаёшь, а повторение одних и тех же действий ради одного и того же результата не на шутку выматывает. Тут уж никакие «неожиданные» сюжетные повороты не помогут.

Томас Грип, основатель и владелец студии Frictional Games, очень любит писать большие статьи на тему того, каким повествование должно быть в современных играх. В частности о том, как донести сюжет до игрока с помощью окружения и геймплейных механик, побороть привычные условности и рассказать интересную историю без скучных записок, страниц дневников и обширных монологов говорящих голов. Жаль, что на практике реализовать свои идеи Грип не может. Amnesia: Rebirth - это доказательство того, что разработчики застряли в прошлом и по-прежнему обкатывают привычную игровую формулу, но не спешат двигаться вперёд. Да, третья часть цикла получилась более дорогой, красивой и проработанной, но спустя целых пять лет это всё ещё упражнение на знакомую тему, целиком построенное на устаревших механиках. И если сегодня формула Amnesia: The Dark Descent ещё работает, пускай с оговорками и переменным успехом, то в следующей игре авторам придётся придумать хоть что-нибудь новое.

P.S.: Как дела с оптимизацией? Во время восьмичасового прохождения Amnesia: Rebirth я не встретил ни одного заметного бага, если не считать иногда сбоящих анимаций и ракурсов камеры. В разрешении 1080p игра на максимальных настройках всегда выдавала стабильную частоту в 60 кадров в секунду. Игра пройдена на бюджетной конфигурации ПК - AMD Ryzen 5 3600, 32 Gb RAM, NVidia GeForce RTX 2060 и 1 Tb SSD.

6/10

Комментарии

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Более новые Старые