Рецензия на фильм «Энола Холмс» - Сестра Шерлока и Майкрофта спасает феминизм!

Вы не знали, что у Шерлока Холмса, величайшего сыщика всех времён и народов, а также самого популярного персонажа Артура Конана Дойла была сестра? Ну что же, тогда приключенческий детектив «Энола Холмс» (Enola Holmes) для вас. Экранизация популярной серии подростковых романов Нэнси Спрингер неожиданно оказалась настолько хорошей, что фильм стал одним из самых популярных эксклюзивов Netflix. И пропускать новинку точно не стоит, даже если вы не доверяете критикам, отзывам зрителей и чужому мнению в принципе.

Для начала надо отметить, что Netflix стал для картины настоящим спасением. Несколько лет назад кинокомпания Legendary Entertainment приобрела права на адаптацию цикла книг и уже в феврале 2019 года стартовали съёмки. Права на международный прокат выкупила Warner Bros... Но в 2020 году всё пошло наперекосяк: после начала пандемии коронавируса COVID-19 стало понятно, что для всех без исключения фильмов в кинотеатрах мест не хватит (если кинотеатры вообще переживут сегодняшний кризис на рынке)... И WB попросту выкинула «Энолу Холмс» из своего прокатного расписания и вернула права студии.

После непродолжительных переговоров права на международную дистрибуцию купил Netflix - и тут же превратил экранизацию детективов Нэнси Спрингер в свой железобетонный эксклюзив. В результате и Legendary окупила затраты, и стриминговый сервис укрепил позиции в индустрии развлечений, и у Warner Bros. больше голова не болит.

Рецензия на фильм «Энола Холмс» - Сестра Шерлока и Майкрофта спасает феминизм! - 01

И большая радость, что «Энола Холмс» благополучно добралась до широкой зрительской аудитории. Невероятно, но факт: режиссёр-постмодернист Гарри Брэдбир, с равным успехом снимающий и нестандартные сериалы на злобу дня (например, исповедь оторвы «Дрянь»), и многосерийные костюмированные исторические драмы (гляньте тот же «Гранчестер»), очевидно чувствует себя как рыба в воде. И благодаря всего нескольким правильным творческим решениям приключения сестры Шерлока и Майкрофта получились одновременно задорными и милыми.

«Энола Холмс» разительно отличается от большинства современных подростковых фильмов - как фантастических, так и не совсем. Экранизация совершенно лишена излишней сахарной карамельности стандартных девочковых мелодрам и наивности привычных басней об избранном, которому суждено перевернуть мир. Нет, без общих мотивов, конечно, не обойдётся: главная героиня в исполнении популярной Милли Бобби Браун - шестнадцатилетняя девочка-подросток, поэтому от конфликта со взрослыми никуда не деться, как и от влияния на будущее целой страны. Но огромный плюс Брэдбира как постановщика в том, что он относится к истории в основе и всем конфликтам с долей иронии. Поэтому фильм не только высмеивает привычные жанровые клише, но и иногда вовсе обманывает ожидания.

Рецензия на фильм «Энола Холмс» - Сестра Шерлока и Майкрофта спасает феминизм! - 02

Энола Холмс - это не просто Мэри Сью, у которой всё получается само собой. Пускай и без пары роялей в кустах всё равно не обошлось. Нет, она обычная девчонка - насколько обычной (по современным меркам) можно назвать юную леди из Англии конца XIX века. До определённого момента у главной героини был только ветер в голове - пока не исчезла мать. И в сложносочинённые политические интриги Энола попадает только потому, что оказывается не в том месте не в то время, а не пытается что-то доказать всему миру. Дверью в чудесную страну приключений - грязную и полную убийств - становится попытка избежать незавидной участи превратиться в «настоящую женщину» благодаря «правильному воспитанию» и поиски бесследно исчезнувшей родительницы, а вовсе не желание помочь всем сирым и убогим, столь присущее жанру.

И поэтому «Энолу Холмс» приятно и интересно смотреть. Когда понимаешь, что главная героиня обожает ломать четвёртую стену и прямым текстом общаться со зрителями, а также шутить над самыми невесёлыми ситуациями, становится куда проще воспринимать очередное романтическое викторианское фэнтези, маскирующееся под исторический детектив. И даже настойчивая пропаганда феминизма нисколько не раздражает: во-первых, выглядит всё вполне аутентично - в Лондоне 1884 года действительно активно действовали боевые отряды суфражисток, а во-вторых, Гарри Брэдбиру и здесь хватило ума и таланта сдобрить агрессивную риторику иронией.

Да и вопросов к женщинам, сражающимся в фильме с английским патриархатом, не возникает. В реальном мире положение их в конце XIX века действительно было очень и очень незавидным, несмотря на пик индустриальной эпохи. Просто вообразить дикие порядки того времени очень сложно.

Рецензия на фильм «Энола Холмс» - Сестра Шерлока и Майкрофта спасает феминизм! - 03

Но самое крутое в «Эноле Холмс» то, что актёры явно получают удовольствие от процесса. Заметно, что Милли Бобби Браун крепко вжилась в роль и ей действительно нравится изображать юную сорвиголову, искательницу приключений и сыщицу, а Генри Кавилл неожиданно хорош в роли Шерлока Холмса - порой чересчур эмоционального, но чаще пассивного в отношении происходящего. Да, пожалуй, так персонажа Артура Конан Дойла в кино ещё не изображали.

Слегка поругать фильм Гарри Брэдбира можно разве что всего за две вещи. Во-первых, «Энола Холмс» порой слишком уж сильно ударяется в театральщину - некоторые актёры старательно переигрывают и их персонажи начинают казаться чересчур комичными, а компьютерные спецэффекты только усиливают эффект. И во-вторых, фильму пошло бы на пользу, если бы его укоротили хотя бы минут на пятнадцать - с флэшбеками и необязательными сценами всё же перестарались.

Но, несмотря на несколько недостатков, «Энола Холмс» оказалась образцовым приключенческим детективом для всей семьи - бодрым, интересным и красивым. И тем самым редким эксклюзивом, ради которого действительно стоит оформить подписку на Netflix.

8/10

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые