Недавно в онлайн-кинотеатрах вышел фантастический фильм ужасов «Спутник» - новый проект создателей «Притяжения» и «Вторжения», а также первая внятная попытка российских кинематографистов выпустить качественный клон «Чужого» и «Живого». Если вы уже посмотрели хоррор и запутались в том, что именно показали в финале, или просто потеряли нить истории - прочитайте подробные описание, разбор и объяснение сюжета и концовки.

Начинается «Спутник» с того, что советский космический корабль очень неудачно возвращается на Землю. Посадочный модуль падает в степях Казахстана, один из пилотов погибает. А второй космонавт привозит на планету пришельца.

Полковник КГБ Семирадов уговаривает опального психиатра Татьяну Климову помочь с лечением космонавта и героя СССР Константина Вешнякова. Позже Климова узнаёт, что случай не такой уж простой: внутри Вешнякова обитает паразит, убивающий всякого, кто попытается к нему приблизиться.

Что показали в финале хоррора «Спутник»?


В самом конце «Спутника» психиатр Татьяна Климова придумывает способ разъединить кровожадного гостя из космоса и Константина Вешнякова. Дело в том, что пришелец выбрал в качестве носителя Вешнякова не просто так: у его напарника Аверченко был недиагностированный рак - опухоль поразила почки. И, поскольку надпочечники второго космонавта не вырабатывали кортизол в нужном объёме, существо его просто убило.

Климова решает, что для спасения Вешнякова необходимо вколоть ему гормональный коктейль, симулирующий состояние организма второго космонавта. И тогда у пришельца просто не будет другого варианта, кроме как покинуть носителя.

С помощью трусливого доктора Ригеля она организует побег с режимного объекта вместе с Вешняковым, потому что понимает, что полковник Семирадов не позволит комиссии добраться до них и продолжит саботировать научную работу. Скорее всего персонал и улики уничтожат, а исследовательскую базу зачистят, как только Семирадов получит желаемое.

О побеге становится известно и Семирадов отправляет группу на перехват беглецов. Ригель отказывается бежать и совершает первый храбрый поступок в своей жизни - по телефону докладывает о происходящем на базе в Казахстане в Москву. Семирадов узнаёт об этом и убивает доктора.


Тем временем Вешняков пытается защитить раненую Климову и задержать бойцов спецназа, поэтому раньше времени колет себе гормональный коктейль и вынуждает пришельца выбраться наружу.

Инопланетянин убивает бойцов спецназа. Климова и Вешняков уезжают с базы на УАЗе. Семирадов запрещает убивать пришельца из тяжёлого оружия и вступает с ним в бой. Прямо об этом не говорят, но израненый полковник КГБ побеждает - потому что не боится монстра. А инопланетянин, питающийся страхом жертв, сражается менее эффективно.

В дороге Вешнякову становится совсем плохо - без своего симбиота он просто умирает. Климова останавливает машину и вытаскивает умирающего космонавта на дорогу. Вокруг сплошная степь. Спустя несколько минут приезжает Семирадов с отрядом. Полковник собирается вернуть полудохлого монстра «на место», чтобы продолжить эксперименты по разработке оружия. Но Вешняков снова устанавливает контакт с инопланетянином и убивает всех, в том числе полковника КГБ.

Затем космонавт запускает пришельца внутрь себя. Климова пытается убедить его, что всё нормально и они обязательно найдут способ разделить их с тварью. Но Вешняков говорит, что уже нашёл - и убивает себя. Космонавт и пришелец погибают. Приезжает правительственный отряд, чтобы разобраться в произошедшем.

Концовка следующая. Татьяна Климова приезжает в Ростов-на-Дону, приходит в детский дом и усыновляет ребёнка Вешняков - Алексея Романова. В финале неожиданно выясняется, что ребёнок в инвалидном кресле - не мальчик, а девочка. И никакого отношения к герою СССР Константину Вешнякову не имеет. Кто она? Девочку зовут Таня - и это будущая психиатр Татьяна Климова, которая не только шаг за шагом встала на ноги и вылечилась, но и добилась всего самостоятельно. Так что «Спутник» - это ещё история о силе духа.

Чем на самом деле питается пришелец?


Психиатр Татьяна Климова, просматривая записи ночных прогулок инопланетянина, замечает, что видео перемонтировано. Женщина решает надавить на доктора Ригеля и выясняет, что инопланетянин на самом деле питается не тем же, чем и космонавт Вешняков, а людьми.

Да, пришелец в «Спутнике» - каннибал. Идеальный хищник, чей основной рацион составляет кортизол - глюкокортикоидный гормон стероидной природы, который вырабатывают человеческие надпочечники. Выработка кортизола, как правило, начинается в организме от сильного стресса - и страха в частности.

Инопланетянин, обитающий внутри Вешнякова, понимает свою природу и поэтому перед кормлением запугивает жертв. А затем нападает на человека и прогрызает череп, чтобы добраться до головного мозга.

Как связаны космонавт и инопланетянин в «Спутнике»?

Космонавт и герой СССР Константин Вешняков становится для пришельца - неведомой разумной жизни прямиком из космоса - чем-то вроде живого экзоскелета. Поначалу инопланетянин с трудом адаптируется к атмосфере и гравитации Земли (что странно, учитывая его «космическое» происхождение) и тихо и мирно в дневное время обитает внутри Вешнякова. А выбирается на волю (и на кормёжку) только по ночам, между двумя и тремя часами.

Далее выясняется интересный факт. Суть в том, что довольно быстро между паразитом и космонавтом образовался настоящий симбиоз. У инопланетянина и Вешнякова общие память и сознание. Кроме того, космонавт на самом деле помнит все убийства, которые совершает тварь из космоса, и даже может в определённом смысле управлять ей. Но во время поедания людей никаких особых угрызений совести Вешняков не испытывает, потому что инопланетянин не особо понимает человеческую мораль.

Вешняков служит надёжным убежищем для монстра, а монстр взамен вырабатывает особые гормоны, регенерирующие тело космонавта и дающего ему необыкновенную выносливость. Ближе к концу фильма психиатр Татьяна Климова понимает, что процесс симбиоза необратим и ни космонавт, ни инопланетянин друг без друга уже не выживут. Разделить их не получится, теперь они одно целое.

Зачем инопланетянин нужен полковнику КГБ Семирадову?

Ответ прост: полковник КГБ Семирадов в «Спутнике» занимается исследованием пришельца и его связи с космонавтом Вешняковым только по одной приичине: он хочет получить в своё распоряжение идеальное оружие. Семирадов руководствуется принципом «Победителей не судят» и нарушает все мыслимые законы, правила и протоколы безопасности, чтобы добиться цели.

Поскольку инопланетянин в «Спутнике» - идеальный альфа-хищник, чувствующий страх жертв и буквально им питающийся, - спектр его применения практически ничем не ограничен. Моральные и этические проблемы для Семирадова - пустой звук: он не видит ничего плохого в том, чтобы скармливать заключённых пришельцу. Более того, он не считает преступников, осуждённых по тяжким статьям, людьми - и прямо называет их «кормом».

В разговоре с психиатром Климовой полковник использует излюбленный приём всех пропагандистов: рассказывает о том, что для сохранения мира на планете необходимо, чтобы у сторон было в распоряжении ультимативное оружие. И утверждает, что безопасности не будет без единственного могущественного лидера.

В чём смысл фильма? Что на самом деле происходит в «Спутнике»?


Неудивительно, что «Спутник» вышел в онлайн-кинотеатрах, а не в обычных. И дело тут даже не столько в эпидемии коронавируса COVID-19, сколько в смысловой нагрузке и содержании.

В чём на самом деле смысл «Спутника»? Молодой режиссёр Егор Абраменко, а также сценаристы Олег Маловичко и Андрей Золотарев в своём фантастическом ретро-хорроре проводят крайне неудобные и для многих неприятные параллели с современностью.

В «Спутнике» средства массовой информации нагло врут: правду от советских граждан скрывают, а по телевизору рассказывают о выдающихся успехах в геополитике и достижениях в космонавтике. Полёт Вешнякова и вовсе называют удачным - даже прорывным для всего человечества. И показывают фальшивые кадры удачного приземления носителя.

Авторы практически прямым текстом говорят, что спустя сорок лет ничего не изменилось: говорящие головы из телевизора по-прежнему оболванивают народ, отчитываясь о несуществующих достижениях.

Полковник КГБ Семирадов в «Спутнике» поначалу мягко стелет, притворяясь неожиданно интеллигентным представителем органов власти. Он делает вид, что выбирает метод пряника, а не кнута, и верит в силу убеждения, а не принуждения. Но суть, опять же, в том, что это видимость: на самом деле Семирадов разговаривает тезисами современных чиновников и творит полный и абсолютный беспредел на пути к цели, оправдывая свою поступки наличием внешнего врага и необходимостью принуждения всех и каждого к миру. Ничего (и никого) не напоминает?

Не пренебрегают создатели «Спутника» и более прямолинейными сравнениями, бьющими зрителя прямо по голове. Власть, показанная в фильме, в буквальном смысле «людоедская»: пришельцу, неведомой зверушке из космоса, скармливают деклассированных элементов. И заключённых даже не считают за людей, пуская на корм инопланетянину. Но кто сказал, что все они осуждены за дело? И кто решил, что их нужно убить ради «высшего блага»? И где вообще проходит граница между «хорошо» и «плохо»?

8 Комментарии

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

  1. Спасибо за рецензию! Мне было сложно догадаться, что Таня - это Татьяна-врач, одного шва вдоль позвоночника, показанного практически в начале фильма, маловато для разгадки её болезни и её геройства в борьбе с ней.
    Кстати, хорошо, что авторы не пошли проторенной дорожкой "горести", когда бы выяснилось, что комиссия на "Волгах" - хорошие люди и Вешняков зря застрелился. Иной финал мог быть гораздо хуже!
    И одно замечание (спасибо В. Богомолову за книгу "В августе 44-го"): "герой СССР" - нет звания, есть "Герой Советского Союза"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там не один шов вдоль позвоночника, там еще кроссовки, которые героиня распаковывает в номере.

      Удалить
  2. Вот поэтому фильм так понравился американцам в itunes, как они у себя про нас снимают.

    ОтветитьУдалить
  3. Ничего нового в сценарии нет, вторично!

    ОтветитьУдалить
  4. Довольно занимательный сюжет с горько-сладким послевкусием...
    1. Девочка, детдомовец, которая в детском возрасте собрала волю в кулак и поставила себя на ноги, а так же перенесла страшную операцию на позвоеочке. А так же стала диким но действенным психиатором. Не будет терзаться совестью на счёт убийства заключённых.
    2. В фильмах про инопланетян, человек всегда пытается погубить иное. Всё чё я не знаю, убить. Я благодарна создателям фильма. За несколько иную подачу Да, жёстко. Д
    Но! Создавали условия и могли бы договориться, и наверняка, были бы результаты. Но тогда не было бы фильма.
    Очень интересно. Заставляет задуматься и кое что переосмыслить. Фильм клёвый! Однозначно!!!


    ОтветитьУдалить
  5. Автор, насчет параллелей, ты написал полную херню. Сочинение первокласника.

    ОтветитьУдалить
  6. Ну вот почему? Почему сняли нормальный хоррор и измазали его полит-грязью? Автор и рецензент, вы что, не полноценные? Вы что, не можете снять фильм для зрителей, а не для полит-галочки?

    ОтветитьУдалить
  7. Объясните пожалуйста почему Таня из деддомк это леха

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые