«Цвет из иных миров» (2019) - Спойлеры!

На днях вышла новая экранизация рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Цвет из иных миров» (Color Out of Space, он же Colour Out of Space, 2019 год). Снял её режиссёр и сценарист Ричард Стэнли, а главную роль исполнил Николас Кейдж. И уже можно с полной ответственностью заявить, что мы получили одну из лучших адаптаций произведений затворника из Провиденса. Впрочем, если вы запутались в деталях истории или не поняли, что показали в конце - срочно читайте подробный разбор и объяснение сюжета и финала.

Небольшая сюжетная вводная. На ферму Гарднеров прямиком из космоса падает метеорит. Но не простой кусок камня, а с прожилками неизвестного цвета. Довольно скоро он разрушается и дела семейства катятся под откос: Гарднеры медленно, но верно сходят с ума из-за отравленных пришельцем воздуха и воды, теряют волю и мутируют. А нечто из далёкого космоса - Цвет - прячется в колодце, растёт и питается жизненными силами земных флоры и фауны.

После довольно продолжительных перипетий члены семьи Гарднер мутируют и погибают, происходит неизвестный науке катаклизм и инопланетная сущность из глубин неизведанного космоса убирается восвояси. На месте некогда заражённой фермы строят плотину.

Что показывают в финале «Цвета иных миров» и как понимать концовку?

[ads id="ads1"]
Смысл в следующем: все, кто пили воду из колодца и подземного источника, в которых поселился Цвет - сошли с ума и мутировали из-за контактом с неведомой формой жизни. Почти в самом конце показывают, что полубезумный хиппи Эзра, обитающий в хижине в лесу, узнал о том, что в упавшем метеорите находилось некое «тело» - тот самый инопланетянин.

Когда пришелец прибыл на Землю, он был слишком слаб. И начал высасывать жизненную силу из всего, до чего смог дотянуться своим излучением - из растений, домашних животных, людей. Многочисленные мутации и ожоги как от радиации - последствия контакта с чуждым разумом из космоса.

Постепенно, набирая силу, Цвет начал трансформировать местность в соответствии со своими представлениями. Короче, преобразовал ландшафт в стиле родного мира, из которого прибыл с неизвестной целью. Цвет отравляет и изменяет окружающий мир не по злому умыслу, а потому, что не может иначе. И просто пытается выжить.

Нам показывают, что Эзра превратился в живой труп. С сияющим отверстием в голове. Но перед трансформацией он успел записать всю информацию, какую узнал из телепатического контакта с Цветом. Впоследствии он испаряется во вспышке света.

Учёный-гидролог Уорд Филлипс вместе с шерифом сбегают из хижины. Но шерифа убивает мутировавшее плотоядное дерево, ветви которого теперь больше напоминают щупальца. Уорд возвращается к дому Гарднеров и пытается уговорить Лавинию сбежать с ним из проклятого места. Но последняя выжившая Гарднер отказывается покидать родной дом несмотря на опасность.

Далее выясняется, что она тоже заражена Цветом и мутировала. Девушка начинает светиться изнутри и случайно устанавливает с Уордом телепатический контакт. Гидролог несколько секунд видит родной мир, из которого прибыл Цвет. И по образу и подобию которого начал менять окрестности фермы. Иной мир битком набит странными щупальцами, монолитами с неевклидовой геометрией и странным светом мёртвой звезды - в общем, всем, что так трепетно любил Лавкрафт. Затем контакт прерывается и Лавинию поглощает Цвет, готовый окончательно вырваться из колодца.


Уорд пытается спрятаться в доме, чтобы не стать очередной безвольной жертвой пришельца. Выясняется, что Нэйтан Гарднер жив. Точнее, мёртв, но каким-то образом не окончательно. И вполне способен разговаривать и передвигаться. Воздействие Цвета трансформировало и фермера. Каким-то образом погибшие члены семьи вновь появляются в гостиной - жена Нэйтана и дети, двое сыновей и дочь.

Вероятно, так на реальность воздействуют хронопарадоксы, которые вызывает Цвет. Ранее в фильме старший сын - Бенни Гарднер - сравнивал влияние пришельца на время с чёрной дырой. Например, в доме течение времени замедлялось, хотя снаружи заметно ускорялось: здание фермы заметно обветшало всего за несколько дней, а растения очень быстро выросли и расцвели.

Суть в том, что жертвы Цвета каким-то образом сохраняют подобие жизни. Пускай и не в привычном виде и понимании.

Цвет пытается поглотить и гидролога. Уорд собирается сбежать, но его преследует Нэйтан. После небольшой стычки гидролог прячется в подвале и пережидает в относительной безопасности взрыв, который сопровождает уход инопланетной сущности.

Затем Уорд Филлипс выбирается из подвала и узнаёт, что от фермы не осталось ничего, кроме пепла. В довольно большом радиусе выжжено всё вокруг. Цвет ушёл так же внезапно, как и прибыл на Землю. Проходит несколько лет. Выясняется, что на месте событий теперь находится плотина. А рассказчиком был бывший гидролог Уорд. Он приходит к выводу, что после всех событий не рискнёт пить воду из этих мест. Затем докуривает сигарету, бросает окурок в воду и уходит.

Не исключено, что Уорд сошёл с ума после пережитого - как большинство героев Лавкрафта. А на остаточное влияние излучения Цвета намекает причудливое огромное насекомое, которое появляется в последних кадрах фильма. Хотя не исключено, что это просто шутка создателей.

Чем рассказ Лавкрафта отличается от фильма «Цвет из иных миров»?


Наверное проще сказать, чем фильм «Цвет из иных миров» похож на оригинальный рассказ Говарда Филлипса Лавкрафта. Но давайте всё же поговорим об основным отличиях - благо их множество.

В рассказе, как и в фильме, повествование ведётся от лица специалиста-гидролога, прибывшего для того, чтобы наметить расположение будущего водохранилища. Но местные власти собираются построить плотину на месте уже разрушенной фермы Нейхема Гарднера. Важный нюанс в том, что рассказчик узнаёт об ужасах, произошедших в 80-х годах XIX века (примерно сорок лет спустя), от третьих лиц. В частности от старика Эмми Пирса, ставшего свидетелем тех событий. В то время как в фильме гидролог Уорд Филлипс сам непосредственно участвует в ожившем кошмаре.

В рассказе семья Нейхема Гарднера живёт на ферме с незапамятных пор, хотя в кино семья Нэйтана переезжает на отцовскую ферму из большого города ради смены обстановки. Жена и мать Тереза Гарднер только-только приходит в себя после лечения онкологии и свежий воздух с тихой размеренной жизнью должны пойти её на пользу. У Лавкрафта никаких подробностей быта Гарднеров нет, как и минимальной проработки персонажей.

В фильме на место падения метеорита, источающего дикую вонь (которую чует преимущественно Нэйтан), приезжают только шериф и мэр. В рассказе к месту падению частенько наведываются учёные из Аркхэма, которые берут пробы и исследуют неизвестный науке материал метеорита в лабораториях. В результате их исследований сфера неизвестного цвета, обнаруженная внутри камня с прожилками, взрывается. Следом разрушается и сам метеорит. В результате медленно, но верно заражается вся территория, прилегающая к ферме.

Если Лавкрафт предполал, что ядом отравлена не только вода, но и сам воздух пропитан загадочным газом, то у Ричарда Стэнли неведомая сущность трансформирует реальность с помощью неизвестного излучения, напоминающего радиацию. Излучение Цвета даже влияет на время.

Далее идут частности. И в фильме, и в рассказе животные агрессивно реагируют на происходящее на ферме и стараются побыстрее убраться как можно дальше. Но если в обоих произведениях члены семьи Гарднеров потихоньку сходят с ума, попивая воду, то результаты воздействия Цвета радикально отличаются.


Богатый урожай в рассказе оборачивается гнилью, животные после стадии активного роста погибают - они резко худеют, у них разрушаются кости скелета, затем они обращаются в пепел. Люди просто постепенно сходят с ума, причём первой пострадавшей становится жена - она быстро деградирует до такой степени, что теряет дар речи, начинает выть и бегает на четвереньках. В результате фермер от греха запирает её на верхнем этаже дома. Затем приходит черёд сына. В фильме же Цвет ударом молнии сплавляет мать и сына в единое существо, которое впоследствии медленно разлагается. Мутировавшая мать даже нападает на дочь на чердаке. Хотя у Лавкрафта в семье было три сына.

Один из сыновей пропадает в колодце, сожранный Цветом. Но если у Лавкрафта свидетелей произошедшего нет, то у Стэнли за кошмарной гибелью брата наблюдает Лавинья. Никакого хиппи Эзры в рассказе, конечно, не было.

Концовка отличается тоже довольно сильно. Фермер Эмми Пирс ближе к концу книги навещает Нейхема Гарднера и находит того умирающим. Ферма практически разрушена, жена и дети мертвы. Пирс отправляется в город, докладывает в полиции о случившемся и вопреки желанию сопровождает группу констеблей. Затем Цвет вырывается из колодца и полицейские вместе с Эмми бегут сломя голову с фермы.

В фильме же гидролог Уорд Филлипс пытается спасти Лавинью от гибели, затем сталкивается с «призраками» семьи и переживает исход Цвета из колодца в подвале. Но итог один: выжженая пустошь в финале, покрытая пеплом. И слава вечно проклятого места. И рекомендация никогда не пить воду из того самого водохранилища.

Будет ли продолжение «Цвета из иных миров»?

Очевидно, что лучшая экранизация одного из лучших рассказов Лавкрафта не нуждается в продолжении. Если создатели «Цвета из иных миров» и возьмутся за адаптацию других работ писателя, то это будут совершенно самостоятельные истории.

В хорроре «Цвет из иных миров» есть сцена после титров или нет?

В фильме ужасов «Цвет из иных миров» нет ни сцены после титров, ни каких-либо бонусных эпизодов. Если не считать фантастическое насекомое, которое показывают в последние секунды. Впрочем, никакие эпилоги картине не нужны - у неё вполне чёткий и однозначный финал.

1 Комментарии

  1. Теперь при покупке цветов когда мне предлагают их понюхать я вежливо отказываюсь)))

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Новые Старые