«Маяк» (2019) - сюжетные спойлеры и объяснение показанного в фильме

Недавно в стриминговых сервисах и на других цифровых платформах вышел замысловатый и причудливый хоррор «Маяк» (The Lighthouse) - новый фильм ужасов Роберта Эггерса, режиссёра ставшей уже культовой «Ведьмы» (The VVitch). В своей новой работе он обратился к древнегреческой мифологии, вдохновился произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта и снял кино в духе одновременно Дэвида Линча и Андрея Тарковского. Если вы вдруг ничего не поняли или заблудились в хитросплетениях истории, то сайт Screen Rant заранее подготовил подробные разбор и объяснение сюжета и концовки. После просмотра остались вопросы? Срочно прочитайте статью.

Сразу стоит отметить, что «Маяк» - это очередной «фильм не для всех». После громкого успеха «Ведьмы» Роберт Эггерс получил шанс снять всё, что только захочет, и пригласить на главные роли настоящих звёзд - Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. В результате получился очень атмосферный, но параноидальный, сюрреалистичный и местами даже шизофренический хоррор, в котором реальность и галлюцинации переплелись в такой тугой узел, что стали практически единым целым.

Премьера «Маяка» состоялась на Международном Каннском кинофестивале в 2019 году, в рамках программы Director’s Fortnight. И там он получил приз от Международной федерации кинокритиков. А немного погодя кинокомпания A24 отправила фильм в ограниченный прокат и на жанровые фестивали.

Роберт Эггерс рассказывает историю двоих смотрителей маяка, отрезанных от большой земли и цивилизации. Томас Уэйк (Уиллем Дефо) - суеверный старик-скандалист, который постоянно пьянствует. Ифраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) - новичок и помощник Уэйка, который мало что понимает в работе и вынужден полагаться на обширный опыт коллеги. Вокруг их странных и неоднозначных отношений и выстроен основной сюжет

Что показывают в «Маяке»? И что происходит на самом деле?

[ads id="ads1"]
Большая часть фильма ужасов «Маяк» посвящена взаимоотношениям Уэйка и Уинслоу. Медленно зарождающаяся дружба довольно быстро оборачивается страхом, недоверием и обоюдной паранойей. Кажется, что Уэйк находится не в своей тарелке и чувствует себя подавленным из-за монотонной работы. А Уинслоу выясняет, что работа, которую он считал простой, гораздо сложнее. Постепенно Уинслоу понимает, что Уэйк либо уже сошёл с ума за время их смены, либо близок к помешательству. Если не был сумасшедшим изначально. Уйэк одержим маяком и делает всё, чтобы не подпускать к нему Уинслоу. И это становится одной из причин напряжённого противостояния.

А ещё во время из одной попоек выясняется, что Уинслоу вовсе не тот, за кого себя выдаёт. Пьяный герой пробалтывается, что он на самом деле Томас Ховард - бывший дровосек, который уволился после неких трагических (катастрофических для себя) событий. Что-то нехорошее произошло с реальным Ифраимом Уинслоу. И ложь персонажа может показывать зрителям, что Уэйк не такой уж сумасшедший. Или наоборот: сумасшедшие оба.

Никому нельзя верить - и в «Маяке» этот тезис возводится в абсолют. Прошлое самого Уэйка покрыто мраком и его повышенное внимание к Уинслоу/Ховарду кажется странным и нездоровым. В ночь перед прибытием корабля, который должен вернуть их домой, Уэйк спаивает Уинслоу до беспамятства - для того, чтобы он пропустил отбытие судна. Уинслоу уверен, что Уэйк пытается добиться его увольнения за профнепригодность и некомпетентность - и тогда работодатели не заплатят денег. Вдобавок Уэйк пытается запутать Уинслоу, чтобы тот потерял счёт времени и не знал точно, сколько дней прошло с прибытия на остров.

Почему в фильме постоянно пердят?


Шутки про пускание газов - довольно странная забава, но у Роберта Эггерса есть объяснение для регулярного пердежа в кадре. Дело в том, что персонаж Уиллема Дефо - Томас Уэйк - частенько портит воздух. Непроизвольно или злонамеренно? Сложный вопрос, не имеющий ответа. И это один из моментов, который выводит из себя Ифраима Уинслоу гораздо сильнее, нежели повседневная рутина вдали от цивилизации и нормальных людей. И режиссёр Роберт Эггерс находит эту сюжетную деталь крайне забавной.

Дело в том, что сам автор считает, что «Маяк» - это больше чёрная комедия, чем привычный фильм ужасов. И Эггерс уверен, что пускающий газы Уэйк помогает сделать повествование более непринуждённым, а атмосферу более лёгкой.

Фильм вульгарный, перегруженный и показушный. Во многом этого курса мы придерживались. В случае с «Ведьмой» мы старались быть очень сдержанными. Думаю, история - и пускай это меня иногда раздражает, - должна делать вид, что вся из себя такая серьёзная. Но вместе с тем мы хотели немного посмеяться над страданиями [персонажей]. Мне понравилась идея, что вы садитесь смотреть «Маяк», и думаете «Б**дь, я не думал, что пришёл на венгерский артхаус!», и потом Уиллем пердит - и вы сразу «О, это небезнадёжно!».

Что показывают в финале «Маяка» и что означает концовка?


После того, как Уинслоу узнаёт, что Уэйк старательно конспектировал все его ошибки и профессиональные недостатки, главные герои начинают драться. И в процессе схватки правда выходит наружу. Пьяное побоище оборачивается страшной истиной. Например, выясняется, что русалка, с которой Уинслоу довольно весело проводил время - на самом деле галлюцинация. И в конце режиссёр непрозрачно намекает на гомосексуальную связь персонажей.

Сначала русалка превращается в Уэйка в образе морского божества - с коралловым рогом на голове и огромными щупальцами. Уэйк душит Уинслоу щупальцами, Уинслоу отбивается и душит Уэйка. Возможно, это просто белая горячка или шизофрения. Но не исключено, что на самом деле смотритель маяка - Протей, сын Посейдона и Геры, морское божество из древнегреческих мифов, которое описывал Гомер, а также упоминали Шекспир и Мильтон.

После долгих разборок, в процессе которых Уинслоу водит Уэйка на поводке из верёвки, затем пытается его похоронить живьём, а Уэйк рубит Уинслоу топором, персонаж Роберта Паттинсона всё же забирает ключи от маяка и отправляется наверх, к лампе. И здесь одновременно полно отсылок как к Александрийскому маяку - одному из Семи чудес света, - так и к творчеству Лавкрафта.

Не совсем понятно, что происходит, но смысл в том, что Ифраим Уинслоу будто бы видит в свете маяка иные миры и получает небывалое наслаждение от контакта со светом. Возможно, свет маяка действительно является порталом в другое измерение, полное странных существ. Или Уинслоу просто окончательно сходит с ума из-за мук совести и груза ошибок, совершённых в прошлом.

Затем Уинслоу приходит в себя на пляже. Бывший смотритель лежит на берегу совершенно голый и израненный. Злобные чайки, выводившие его из себя на протяжении всего фильма, клюют его. Одна из птиц копошится в животе и, похоже, пытается добраться до печени. Очередная отсылка к мифам - теперь уже про Прометея: Уинслоу тоже пытался похитить огонь, хоть и не имел такого права, и жестоко поплатился. Возможно, главный герой просто умрёт. Но не исключено, что он обречён на вечные муки. И постоянное повторение произошедшего, включая казнь.

Но это всего лишь одна из трактовок сюжета «Маяка». Новый фильм Роберта Эггерса прекрасен тем, что его историю можно интерпретировать любым образом.

2 Комментарии

  1. Ну раз сисечки Русалки были, то надо глянуть

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С русалкой там неприятный сюжетный поворот, так что рано радуешься. =)

      Удалить

Отправить комментарий

Новые Старые