Рецензия на игру Moons of Madness - очередной проблемный современный хоррор по Лавкрафту

Долгострой Moons of Madness (игру разрабатывали около пяти лет) от независимой студии Rock Pocket Games привлекает уже одним только названием. Очевидно, что «Луны безумия» - это отсылка к «Хребтам безумия» (At the Mountains of Madness) Говарда Филлипса Лавкрафта, да сами разработчики этого и не скрывают. Судя по нескольким интервью, они сначала собирались делать духовного наследника в духе Conarium, а затем решили перелопатить знакомый сюжет и перенести действие в космос и недалёкое будущее. Вместо вечных льдов Антарктиды - безжизненный Марс. Вместо научной экспедиции - миссия корпорации «Орочи». Вместо намёков Древних... намёки на Древних. Но какими бы благими намерениями ни прикрывались создатели, но в процессе явно что-то пошло не так.

Проблемы с Moons of Madness начинаются практически с порога - ещё до того, как вы попытаетесь вникнуть в сюжет. Разработчики из Rock Pocket Games сходу ставят игру на знакомые рельсы и постоянно тасуют неспешные блуждания по серым интерьерам марсианской базы и не менее серой пустоши Красной планеты (да, в игре всё на удивление серое - не столько в плане цвета, сколько в плане общей безликости), чтение многочисленных дневников и рабочей почты сотрудников «Орочи» и редкие забеги наперегонки со смертью.

[ads id="ads1"]
Забавно, но примерно полтора часа в игре почти ничего не происходит. Игрока вынуждают бродить туда, сюда, обратно и любоваться однотипными помещениями или депрессивными пейзажами. Инженер-механик Шейн постоянно занимается ремонтом многочисленных поломок - например, настраивает солнечные батареи или решает проблемы с затоплением оранжереи. Всё это время авторы подмигивают из-за угла и делают вид, что вот-вот начнётся самое интересное. Но интересное всё никак не начинается и ты буквально тонешь в монотонной рутине. И редкие скримеры игру совсем не красят.

Единственное развлечение первых полутора часов - это радиопереговоры Шейна с коллегами (иногда попадаются в меру забавные шутки, но не более), разглядывание неторопливо прогружающихся текстур (возможно, это только моя беда) и многочисленных анимаций.  За что стоит похвалить RPG - это за старательно отрисованные действия главного героя: он дёргает рычаги, крутит вентили, нажимает кнопки и трясёт головой. В общем, ведёт себя почти как «нормальный» человек. Проблема только в том, что все эти мелкие, но приятные анимации довольно быстро надоедают. А потом и вовсе понимаешь, что они без всякой нужды отнимают время.

На втором часу начинается самое интересное: игра перестаёт притворяться симулятором ленивого космического колониста и резко набирает темп. А на смену серым интерьерам и пейзажам приходят симпатичные локации. Вот только не исключено, что самые нетерпеливые (или занятые?) игроки к тому времени забросят прохождение.


Но даже самая активная и напряжённая часть Moons of Madness получилась не очень ровной. Замечательно, что авторы почти вовремя спохватились и вдруг начали старательно развлекать игрока: на смену неспешным прогулкам приходят напряжённые забеги, простенькие прятки и даже битва с боссом (к сожалению, очень кривая и целиком выстроенная на QTE). Но ключевая проблема в том, что игра сама постоянно ломает ритм. Стоит вам разогнаться и почувствовать, что началось настоящее приключение, как вам подкидывают очередную скучную и не очень хорошо продуманную головоломку. И прохождение опять стопорится, потому что появляется необходимость возвращаться в уже изученные места за очередной важной штуковиной.

Впрочем, в третьем акте вся авторская рефлексия уходит на задний план, загадки наконец-то начинают вписываться в общий ритм, а скучать и глядеть лишний раз по сторонам почти не дают. Но самое интересное начинается, пожалуй, в последний час. А до него ещё нужно добраться.

Хватает проблем и с историей. Оригинальные «Хребты безумия» - это простая, очень прямолинейная и камерная история о том, как люди нашли следы существования древней и очень продвинутой цивилизации. И даже столкнулись с существами, которые абсолютно не вписываются в наши представления о реальности. Когда же речь заходит о Moons of Madness, то сложно сходу сказать, что хотели донести до игроков Rock Pocket Games. Понятно, что на поверхности это история о борьбе с неминуемым, попытках остаться человеком и самопожертвовании. Но в общий сюжетный котёл сценаристы накидали и секретные эксперименты корпорации, вышедшие из-под контроля, и исследование космоса, и древних спящий богов, сны который порождают целые иллюзорные - и параллельные - миры, а также попытки преодолеть детские психологические травмы, проблемы отцов и детей (конкретно здесь - матерей). И сверху присыпали боевыми андроидами, клонами гениальных психопатов и отсылками к Лавкрафту.

В какой-то момент понимаешь, что, несмотря на все попытки, история Moons of Madness рассыпается на множество несвязанных мотивов. А все попытки получше раскрыть персонажей и их мотивы разбиваются вдребезги, потому что за мытарствами голосов из рации постепенно устаёшь следить. И перестаёшь различать одинаково безликих героев.


Но главная беда Moons of Madness в том, что она не одинока. Все перечисленные базовые проблемы в той или иной степени свойственны почти всем современным хоррорам. Как выглядит современный интерактивный ужастик? Ну, это игра, в которой надо долго и нудно шататься в потёмках, собирать записки и страницы дневников, чтобы уловить хотя бы суть происходящего. Иногда приходится участвовать в олимпийских забегах с различными уродами, чтобы не угодить к чекпойнту - но такое случается довольно редко и только в моменты, когда авторы начинают осознавать собственное бессилие.

В современных хоррорах практически отсутствует режиссура. Если в каком-нибудь Resident Evil тебя сталкивали с непосредственной угрозой уже в первые пятнадцать минут - и ты понимал, что придётся приложить усилия, чтобы выжить, не потерять прогресс и не израсходовать с трудом нажитые ресурсы, - то в типичном подобии Outlast максимум, что требуется - это время от времени решать простенькие головоломки и на бегу искать выход из локации, чтобы очередная бабайка не разорвала на части. Если раньше каждая следующая комната была загадкой и могла привести в пропасть, то теперь из игры в игру кочуют стандартные заготовки, которые выглядят примерно одинаково и вызывают стойкое дежавю.

Понятно, что сейчас хорроры - это удел маленьких студий, у которых просто нет денег сделать красиво и разнообразно. Но никто не мешает независимым разработчикам придумать хотя бы сносный сюжет. И заодно сообразить, как быстро, просто и ненавязчиво донести его до игрока. И судя по той же Moons of Madness, связное повествование по-прежнему непосильная ноша для большинства авторов.

И в результате получается, что Moons of Madness хочется хвалить - хотя бы за не совсем уж провальную попытку переизобрести классическую мифологию Лавкрафта и перенести её в декорации недалёкого будущего и космоса. Но хвалить категорически не получается, потому что у Rock Pocket Games на выходе получился сборник покрытых пылью клише, которые с трудом укладываются в общую канву. Да ещё в формате бюджетного и неизобретательного хоррора.

5/10

1 Комментарии

  1. Ой, да ну, проблемный был "Зов Ктулху" новый, а "Марс" вполне как "Синкинг Сити", весь ворох косяков прощается благодаря изяществу ряда идей и увлекательному сюжетному повествованию. Хотя момент с выращиванием клонов какой-то откровенно лишний и не пришей кобыле хвост был к сюжету про сына и мамку. В остальном очень лаконичная довольно скоротечная игра, где даже через радио-переговоры проникаешься симпатией к ряду героев, которых за кадром же выпиливают, и это отличную атмосферу создаёт. Свободы действий, конечно, никакой. Куда хочешь пойти - везде закрыто, а когда надо ехать по поверхности - вездеход сам тебя от точки к точке возит, но и эту камерность можно простить, как ряд огрехов к баркеро-лавкрафтовской LUST, например (когда там уже продолжение? была же демка сиквела, переплюнувшая всю первую игру просто махом). "Марс с тентаклями" нормальная игра на один раз, точно не 5 из 10. Тут либо 6 если придираться, либо 7, если проникнуться и получить удовольствие. Не выше, но и точно никак не ниже.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Новые Старые