Обзор фильма «Джокер» - лучшее кино по мотивам комиксов в принципе

Обзор кинокомикса «Джокер» (Joker) следовало бы начать с опровержения тезиса: на самом деле режиссёр, сценарист и продюсер Тодд Филлипс, набивший руку на взрослых комедиях, снял не экранизацию комикса (пускай и дистилированно мрачную), а именно криминальную драму уровня раннего Мартина Скорсезе. Собственно, последние месяцы критики об этом повсюду кричат, утверждая, что Филлипс скопировал сюжеты «Таксиста» и «Короля комедии». Но суть в том, что благодаря бережному и честному подходу автора, а также невероятной актёрской игре Хоакина Феникса, обвинить кого-то в плагиате и заимствовании язык не повернётся. Потому что это первый фильм по сюжетам комиксов (весьма условно «по сюжетам»), который совершенно заслуженно получил Золотого льва на кинофестивале в Венеции и просто обязан завоевать Оскар во всех возможных номинациях.

Но хватит лирики, переходим к фактам.

[ads id="ads1"]
Факт первый: многие ошибочно называют Артура Флека, будущего Джокера, антигероем. Но это в корне неверно. Да и как человек, совершивший несколько жестоких преступлений, может быть «антигероем» - пускай запутавшимся, но рыцарем в ржавых доспехах? Но и злодеем назвать Артура нельзя, потому что существует он в экранной реальности, в которой нет героев. Вот совсем. В мире филлипсовского «Джокера» существуют обычные люди, тонущие в болоте нищеты, безысходности и сменяющих друг друга экономических кризисов, и элита в дорогих смокингах, обитающая в золотых дворцах. И ещё грязный и хмурый Готэм - срисованный с Нью-Йорка начала 80-х, но напоминающий, скорее, быка-хулигана с выбитыми зубами и фингалами вокруг глаз.

Факт второй: Тодд Филлипс очень вольно обращается с каноном, привычным фанатам комиксов про Бэтмена и его друзей, поэтому изнеженные гики могут испытать настоящий шок от увиденного. Такие идеальные и непогрешимые персонажи, знакомые с детства, оказываются беспринципными и коррумпированными мерзавцами. А если и не коррумпированными, то плывущими по течению канализационных стоков. Богачи в «Джокере» не обращают никакого внимания на нужды простых смертных и продолжают хапать, хапать и хапать, пока все вокруг разоряются, теряют работу и кончают с собой от усталости.


Факт третий: пускай режиссёр неоднократно говорил, что в его фильме не будет Бэтмена и каких-либо намёков на продолжение, несколько нитей, подводящих к условному «продолжению» Мэтта Ривза он оставил. Тодд Филлипс собирался, конечно, делать дорогой и депрессивный артхаус со взрослым рейтингом, но в итоге не удержался от соблазна показать малолетнего Брюса Уэйна и его становление - разыграв до боли знакомую сцену. Как ни крути, но при желании можно сделать и вторую часть, и увязать события с новой - пропахшей сигаретным дымом - киновселенной.

Раньше я думал, что моя жизнь - трагедия... Но теперь я понял, что ё**ная комедия.
- Артур Флек

А теперь обратно от фактов переходим к лирике.

[ads id="ads2"]
По итогу могу сказать, что выбор на главную роль Хоакина Феникса - гениальное решение. Других вариантов, кажется, не было, но существовала вероятность, что откажется сам актёр. И хотя я никогда не питал к нему особой симпатии (каюсь), он не играет, а буквально живёт на экране. Маленький и психически больной человек Артур Флек, презираемый окружающими и получающий со всех сторон пинки, выглядит по-настоящему живым. Вызывает жалость - ему правда сопереживаешь. Но не потому, что режиссёр безостановочно давит на болевые точки. Просто похожих людей полно вокруг - стоит лишь на секунду отвлечься от собственных дел и внимательно присмотреться. И когда после всей череды злоключений и унижений он понимает, что ничем не хуже других, совершает несколько чудовищных поступков, перерождается и становится новым королём преступного мира Готэма и символом восстания... Страшно в этом признаваться, но испытываешь странную смесь грусти, печали и морального удовлетворения.

Новый Джокер, повторюсь - обычный живой человек, который может жить через дорогу от вас, а то и в соседней квартире. Он не выглядит живой карикатурой (Джек Николсон) или идейным маньяком, решившим развлечься на полную (Хит Леджер). Джокер Хоакина Феникса - это больной и никому не нужный обитатель задворков Готэма, которому гораздо лучше было в психиатрической лечебнице, чем в типичной серой реальности. Наверняка потому и он создаёт свой мир наперекор обстоятельствам.


Забавно, кстати, что западная пресса поспешила уличить Тодда Филлипса в излишнем радикализме. Забавно потому, что впервые журналисты, пишущие на злобу дня, попали в точку. Если на секунду - и чисто гипотетически, - предположить, что есть на свете города или страны, в которых благополучная жизнь существует только в центрах столиц, а остальных граждан власти считают клоунами-терпилами и на протяжении десятилетий обворовывают... Ну что же, тогда в «Джокере» действительно можно разглядеть послание. И пускай оно наверняка не дойдёт по адресу, но написано и снято оно очень доходчиво: не нужно зарываться. Иначе однажды котёл народного гнева забурлит и содержимое выплеснется на улицы. Пафосно, конечно, не без этого - но честно.

И ещё поэтому «Джокер» бьёт точно в цель. Артур Флек хотел от этой жизни только одного - дарить радость людям. Он не собирался никого убивать и становиться символом. Но если у людей нет самого элементарного - не желания помочь ближнему, так хотя бы хороших манер, - то и мир в огне сойдёт как вариант.

10/10

1 Комментарии

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Отправить комментарий

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые