Обзор фильма «Джокер» - лучшее кино по мотивам комиксов в принципе

Обзор кинокомикса «Джокер» (Joker) следовало бы начать с опровержения тезиса: на самом деле режиссёр, сценарист и продюсер Тодд Филлипс, набивший руку на взрослых комедиях, снял не экранизацию комикса (пускай и дистилированно мрачную), а именно криминальную драму уровня раннего Мартина Скорсезе. Собственно, последние месяцы критики об этом повсюду кричат, утверждая, что Филлипс скопировал сюжеты «Таксиста» и «Короля комедии». Но суть в том, что благодаря бережному и честному подходу автора, а также невероятной актёрской игре Хоакина Феникса, обвинить кого-то в плагиате и заимствовании язык не повернётся. Потому что это первый фильм по сюжетам комиксов (весьма условно «по сюжетам»), который совершенно заслуженно получил Золотого льва на кинофестивале в Венеции и просто обязан завоевать Оскар во всех возможных номинациях.

Но хватит лирики, переходим к фактам.

[ads id="ads1"]
Факт первый: многие ошибочно называют Артура Флека, будущего Джокера, антигероем. Но это в корне неверно. Да и как человек, совершивший несколько жестоких преступлений, может быть «антигероем» - пускай запутавшимся, но рыцарем в ржавых доспехах? Но и злодеем назвать Артура нельзя, потому что существует он в экранной реальности, в которой нет героев. Вот совсем. В мире филлипсовского «Джокера» существуют обычные люди, тонущие в болоте нищеты, безысходности и сменяющих друг друга экономических кризисов, и элита в дорогих смокингах, обитающая в золотых дворцах. И ещё грязный и хмурый Готэм - срисованный с Нью-Йорка начала 80-х, но напоминающий, скорее, быка-хулигана с выбитыми зубами и фингалами вокруг глаз.

Факт второй: Тодд Филлипс очень вольно обращается с каноном, привычным фанатам комиксов про Бэтмена и его друзей, поэтому изнеженные гики могут испытать настоящий шок от увиденного. Такие идеальные и непогрешимые персонажи, знакомые с детства, оказываются беспринципными и коррумпированными мерзавцами. А если и не коррумпированными, то плывущими по течению канализационных стоков. Богачи в «Джокере» не обращают никакого внимания на нужды простых смертных и продолжают хапать, хапать и хапать, пока все вокруг разоряются, теряют работу и кончают с собой от усталости.


Факт третий: пускай режиссёр неоднократно говорил, что в его фильме не будет Бэтмена и каких-либо намёков на продолжение, несколько нитей, подводящих к условному «продолжению» Мэтта Ривза он оставил. Тодд Филлипс собирался, конечно, делать дорогой и депрессивный артхаус со взрослым рейтингом, но в итоге не удержался от соблазна показать малолетнего Брюса Уэйна и его становление - разыграв до боли знакомую сцену. Как ни крути, но при желании можно сделать и вторую часть, и увязать события с новой - пропахшей сигаретным дымом - киновселенной.

Раньше я думал, что моя жизнь - трагедия... Но теперь я понял, что ё**ная комедия.
- Артур Флек

А теперь обратно от фактов переходим к лирике.

[ads id="ads2"]
По итогу могу сказать, что выбор на главную роль Хоакина Феникса - гениальное решение. Других вариантов, кажется, не было, но существовала вероятность, что откажется сам актёр. И хотя я никогда не питал к нему особой симпатии (каюсь), он не играет, а буквально живёт на экране. Маленький и психически больной человек Артур Флек, презираемый окружающими и получающий со всех сторон пинки, выглядит по-настоящему живым. Вызывает жалость - ему правда сопереживаешь. Но не потому, что режиссёр безостановочно давит на болевые точки. Просто похожих людей полно вокруг - стоит лишь на секунду отвлечься от собственных дел и внимательно присмотреться. И когда после всей череды злоключений и унижений он понимает, что ничем не хуже других, совершает несколько чудовищных поступков, перерождается и становится новым королём преступного мира Готэма и символом восстания... Страшно в этом признаваться, но испытываешь странную смесь грусти, печали и морального удовлетворения.

Новый Джокер, повторюсь - обычный живой человек, который может жить через дорогу от вас, а то и в соседней квартире. Он не выглядит живой карикатурой (Джек Николсон) или идейным маньяком, решившим развлечься на полную (Хит Леджер). Джокер Хоакина Феникса - это больной и никому не нужный обитатель задворков Готэма, которому гораздо лучше было в психиатрической лечебнице, чем в типичной серой реальности. Наверняка потому и он создаёт свой мир наперекор обстоятельствам.


Забавно, кстати, что западная пресса поспешила уличить Тодда Филлипса в излишнем радикализме. Забавно потому, что впервые журналисты, пишущие на злобу дня, попали в точку. Если на секунду - и чисто гипотетически, - предположить, что есть на свете города или страны, в которых благополучная жизнь существует только в центрах столиц, а остальных граждан власти считают клоунами-терпилами и на протяжении десятилетий обворовывают... Ну что же, тогда в «Джокере» действительно можно разглядеть послание. И пускай оно наверняка не дойдёт по адресу, но написано и снято оно очень доходчиво: не нужно зарываться. Иначе однажды котёл народного гнева забурлит и содержимое выплеснется на улицы. Пафосно, конечно, не без этого - но честно.

И ещё поэтому «Джокер» бьёт точно в цель. Артур Флек хотел от этой жизни только одного - дарить радость людям. Он не собирался никого убивать и становиться символом. Но если у людей нет самого элементарного - не желания помочь ближнему, так хотя бы хороших манер, - то и мир в огне сойдёт как вариант.

10/10

1 Комментарии

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Отправка комментария

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Более новые Старые
Перевести деньги сайту FatCatSlim