«Человек-паук: Вдали от дома» - самый умный фильм Marvel

Многие фанаты киновселенной и комиксов Marvel ругают фильм «Человек-паук: Вдали от дома» (Spider-Man: Far From Home) - особенно нового Питера Паркера, который, видите ли, совершенно не похож на каноничного. И я долго не мог понять почему. Но, поразмыслив, пришёл к выводу, что поклонников раздражает тот факт, что героя впервые попытались превратить из идеалиста в обычного человека со своими желаниями и взглядом на мир. Максимально приземлить персонажа и показать его не таким уж лапочкой, а то и вовсе неприятным типом. Кроме того, Джон Уоттс позволил себе в крайнем фильме MCU неслыханную вольность - деконструировал образы почти всех супергероев! И снял подростковую комедию про эгоизм, в которой нет ни однозначных героев, ни абсолютных злодеев.

Дальше пойдут спойлеры. Если не смотрели «Финал» и «Вдали от дома», то воздержитесь от чтения до лучших времён!


Эгоизм и самолюбование - вообще центральная тема второго сольника юного Спайдермена.

Обратите внимание на вступление. Мир скорбит по Тони Старку, Спасителю Человечества... Но мало кто задумывается, что Железный человек был не только миллиардером и филантропом, но и тем ещё эгоистом и неприятным в общении саркастичным мудаком. И если немного сбавить градус пафоса, то можно решить, что и Таноса вместе с армией он грохнул не столько ради всеобщего благоденствия, сколько ради того, чтобы оставить последнее слово за собой, уйти на пике славы и поставить жирную точку в истории на своих условиях. Последний бой всё равно был обречён на провал, так что стать величайшим героем в истории - не худшая альтернатива очередному провалу и поражению.

Дальше - больше. Выясняется, что Мстители и их лучшие друзья тоже эгоисты, свалившие в неизвестном направлении. Земле грозит новая опасность, но спасать её некому - у всех, знаете ли, душевные травмы и семейные проблемы. Нужно ли напоминать финт ушами, который сделал Капитан Америка? Нику Фьюри (на самом деле скруллу, но не суть) пришлось даже обратиться к самому юному и глупому из известных супергероев - Человеку-пауку!

Питер Паркер, в свою очередь, тоже не горит желанием спасать мир - его заботят исключительно собственные проблемы. Он хочет отдохнуть с друзьями в Европе, а ещё он пытается добиться расположения ЭмДжей и придумывает довольно сложный план. Классическая история: гормоны играют (новому Спайдермену всего 16 лет), мальчику нравится девочка и он пытается затащить её в койку. Совершенно нормальная ситуация. Но раньше в Marvel такие сюжетные коллизии встречались только в трилогии про Железного человека.

Короче, новый Человек-паук уверен, что влюблён, поэтому не собирается останавливаться на пути к желаемому. Просто потому что. Можно было бы решить, что речь снова о чистом и светлом чувстве, но Уоттс показывает истинную натуру Паркера. Во-первых, его совершенно не парит, чего хочет сама ЭмДжей - она просто прикольная и милая, так что сгодится. А во-вторых, когда Питер узнаёт, что его «страшная толстая подружка» преуспел на любовном фронте гораздо больше, он не прыгает до потолка и вообще, кажется, не рад за друга. Только корчит невразумительные гримасы. Обычная зависть к чужим успехам?


И тут оказывается, что современный Человек-паук, так рвавшийся стать героем в предыдущих кинокомиксах Marvel, отныне будет спасать мир только из-под палки. После череды долгих уговоров, угроз и подтасовок. А ещё он готов воспользоваться первой попавшейся возможностью, чтобы свалить ответственность на кого-нибудь другого. Даже финальную битву с главным злодеем Мистерио можно трактовать не только как осознание своих ошибок и попытку всё исправить, но и как банальную месть за урон, нанесённый самолюбию. Питер Паркер - считавший себя таким взрослым и умным, обладающим паучьим чутьём, - огрёб от простого иллюзиониста с голограммами и дронами!

А сам Мистерио не тянет на полновесного злодея. Квентин Бек - обычный типичный обиженка, желающий отомстить бывшему работодателю. Что любопытно - покойному. Вместе с командой таких же обиженок он мечтает выехать на хайпе к славе и большим деньгам. Какую цель преследует Мистерио? Затмить Мстителей! Стать самым популярным супергероем Земли! А ещё он уверен, что современные люди настолько тупые, что схавают любую, самую нелепую историю происхождения героя.

Центральные персонажи «Человека-паука: Вдали от дома» настоящие герои нашего времени: законченные эгоисты и нарциссы, циники, готовые на свершения только в крайнем случае - когда загнали в угол и нет другого выхода. И Питер Паркер, и Квентин Бек пытаются максимально упростить себе жизнь и путь к успеху. По сути, обоим плевать на сопутствующие потери - цель ведь оправдывает средства, правда?

И здесь Джон Уоттс проводит интересную параллель. Если у Михаила Булгакова в «Иване Васильевиче» простой советский управдом по степени кровожадности и глупости почти ничем не отличался от тирана и безумного правителя, то, по версии режиссёра «Вдали от дома», обычные блогеры почти ничем не отличаются от злодея, готового ради дешёвой популярности спалить половину планеты и поубивать кучу народа. Добро пожаловать в новый прекрасный мир вечного хайпа.

P.S.: Спасибо Алине Авиловой за то, что дружеским пинком толкнула мои мысли в эту сторону!

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые