Рецензия на фильм «Пока Дьявол не позовёт»


Не так давно на Netflix состоялась ещё одна важная жанровая премьера: в главном стриминговом сервисе планеты вышел индонезийский фильм ужасов «Пока Дьявол не позовёт» (Sebelum Iblis Menjemput, который больше известен как May the Devil Take You). Примечателен он не восточным колоритом (его здесь практически нет), а тем, что сочинил и снял его Тимо Тьяджанто - многостаночник и друг Гарета Эванса, снявший лютые боевики «Рейд: Пуля в голове» (Headshot) и «Ночь идёт за нами» (The Night Comes for Us). В своём новом фильме режиссёр и сценарист решил вернуться к основам - хоррору. И возвращение получилось не особо удачным.

Если отбросить лирику и не лить воду, то «Пока Дьявол не позовёт» - это «Зловещие мертвецы» (The Evil Dead) Сэма Рэйми, из которых выкинули весь юмор. Компания из нескольких человек оказывается на полузаброшенной вилле, на которой поселилось зло, умеющее заражать своих жертв и обращать их в кровожадных одержимых монстров. Не обошлось, конечно, без нескольких сюжетных вывихов, призванных добавить ленте индивидуальности, но общая канва идентична. В хорроре есть даже несколько эпизодов с «летающей» камерой, изображающей нечистую силу от первого лица.

Но Тимо Тьяджанто на основе хорошо знакомого материала собирает свою историю и не опускается до банального рипоффа (проще говоря - плагиата, свойственного, например, индийским ужасам). В ход идёт семейная драма, флэшбеки главной героини, пережившей в детстве настоящую трагедию, подробности сделки с дьяволом... Вот только на пользу ли фильму такое количество деталей?

Ключевая проблема «Пока Дьявол не позовёт» как раз в том, что режиссёр старательно раздувает хронометраж хоррора почти до двух часов - и это непозволительная роскошь по меркам жанра. Как ни печально, но у Тьяджанто в запасе попросту нет столько сюжета. А все флэшбеки и драматичные эпизоды скорее раздражают и роняют темп, чем добавляют глубины стандартным персонажам-функциям. Автор слишком буквально понимает принцип «Показывай, а не рассказывай», и в результате лишние полчаса можно было бы вырезать без особых потерь.

Не задалось и со страхом как таковым. Мы знаем, что человек, набивший руку на боевиках, может снимать совершенно сумасшедший и поистине кровавый экшен. Получается у него и нагнетать тревожную и мрачную атмосферу. Но ужастик по большей части состоит из примитивных скримеров. И постепенно к ним настолько привыкаешь, что начинаешь следить за происходящим вполглаза.

Разумеется, «Пока Дьявол не позовёт» - далеко не худший хоррор, да вдобавок может похвастаться несколькими интересными эпизодами и техническими решениями. Но он очень предсказуемый. Обыкновенный. От индонезийского кинематографа в последнее время принято ждать своего, уникального взгляда на мир. Но перед нами очередная современная вариация на тему «Зловещих мертвецов», которой, увы, далеко до оригинала.

Комментарии