Стивен Кинг, Оно, Оно 2017, Stephen King, IT, IT Mocie, IT 2017, ужасы, хоррор, экранизация романа, Horror, Novel Adaptation, обзор, рецензия, Review

От новой экранизации (а вовсе не ремейка телефильма 1990 года выпуска, как пишут некоторые бестолочи) культового романа Стивена Кинга "Оно" (IT) я ждал слишком многого. Обычно я стараюсь не возлагать лишних надежд на создателей фильмов, чтобы не испытывать разочарование после просмотра, но тут за дело взялись режиссёр Андрес Мускетти и сценарист Гэри Доберман. Первый под патронажем Гильермо Дель Торо снял совершенно замечательный фильм ужасов "Мама" (Mama), второй же совместно с Джеймсом Ваном разрабатывает довольно атмосферную и цепляющую киновселенную "Заклятия".

Согласитесь, если и ждать от кого-то путного фильма по мотивам произведения "короля ужасов", то именно от них.

И поначалу всё и впрямь замечательно. "Оно" берёт очень резвый старт, впечатляет брутальной жестокостью по отношению к детям (такое нынче в Голливуде не прокатывает) и прекрасной контрастной картинкой, следом окутывает атмосферой вялотекущего кошмара, с которым невозможно совладать. Но спустя примерно полчаса вы неминуемо заметите странную вещь: куда интереснее следить за обычной жизнью детей, чем за их столкновениями с инфернальным злом и вытекающими из этого событиями.

Стивен Кинг, Оно, Оно 2017, Stephen King, IT, IT Mocie, IT 2017, ужасы, хоррор, экранизация романа, Horror, Novel Adaptation, обзор, рецензия, Review

Ключевых проблем ровно две: банальные "пугалки" и плоские характеры главных героев. С первым всё понятно: фильм до невозможности похож на все мистические хорроры Джеймса Вана вместе взятые, начиная с "Астрала" (Insidious) и заканчивая "Заклятием" (The Conjuring). Со вторым пунктом всё странно: солидного хронометража должно было хватить, чтобы познакомить зрителей с центральными персонажами, да и исполняют свои роли юные актёры совершенно замечательно. Но и в начале мы про большинство из них ничегошеньки не знаем, и после финальных титров.

Ну и, по правде говоря, Мускетти временами перебарщивает с количеством бу-моментов отнюдь не лучшего качества. Если в своей "Маме" он старательно нагнетал атмосферу, указывал на различные мелкие детали и довольно долго готовил почву перед появлением нечистой силы, то в "Оно", по понятной причине, Пеннивайз показывает своё милое личико уже в первые пять минут и сходу демонстрирует злодейскую натуру. Дальше начинается круговерть из "страшных" эпизодов, которые порой превращаются в кашу - их слишком много, следуют они точнёхонько друг за другом и вас никто особо не готовит к появлению на экране чего-то экстраординарного.

Стивен Кинг, Оно, Оно 2017, Stephen King, IT, IT Mocie, IT 2017, ужасы, хоррор, экранизация романа, Horror, Novel Adaptation, обзор, рецензия, Review

Упор на банальные скримеры и демонстрацию жестокости клоуна-убийцы можно понять и оправдать - современному кинозрителю нужно постоянно щекотать нервишки сценами разной степени отвратительности. Ещё приходится удивлять спецэффектами. Но смысл в том, что увесистая книга Стивена Кинга была вовсе не о хардкорном "мясе", а о жестокости взрослых, родительском безразличии и мучительном взрослении в очередном небольшом и тихом городке, хранящем свои мрачные секреты в тёмных кладовках. И все эти темы новая экранизация задевает лишь по касательной, подменяя психологизм банальными страшилками.

И подобного халатного обращения с не самой простой историей ожидаешь в последнюю очередь.

Замена времени действия на модные 80-е годы прошлого века тоже сыграла с сюжетом злую шутку. Куда лучше и точнее дух эпохи передаёт фантастический сериал "Очень странные дела" (Stranger Things), на который местами адаптация "Оно" старается походить. Да и мотивация некоторых персонажей неминуемо поплыла, поскольку реалии 50-х накладывали на них совершенно другие эмоциональную окраску и контекст.

Стивен Кинг, Оно, Оно 2017, Stephen King, IT, IT Mocie, IT 2017, ужасы, хоррор, экранизация романа, Horror, Novel Adaptation, обзор, рецензия, Review

Да и Пеннивайз, как ни печально, подкачал. К актёрскому таланту Билла Скарсгарда никаких вопросов - он чертовски убедителен и выворачивает всего себя наизнанку, не подумайте дурного. Но именно сам персонаж получился чересчур карикатурным и компьютерным. От танцующего клоуна не чувствуешь исходящей угрозы, наоборот, во второй половине он превращается чуть ли не в заигравшегося сайдкика.

Меня откровенно смешат громкие заявления критиков о том, что Андрес Мускетти совершил революцию и реанимировал целый жанр. Эволюцией или революцией здесь и не пахнет - перед нами качественный и красивый, но довольно стандартный современный высокобюджетный хоррор. В некоторых моментах чуть более смелый и изобретательный, чем коллеги по цеху, но в целом слишком обычный и предсказуемый.

При этом "Оно" - неплохой ужастик, даже хороший. Но я не верю, что он войдёт в историю, станет вехой или послужит путеводной звездой для изрядно прокисшего жанра. Профессиональная работа хорошего режиссёра под присмотром влиятельных продюсеров - не больше, но и не меньше. И да, хоррор "Проклятие Аннабель: Зарождение зла" (Annabelle: Creation) Дэвида Ф. Сандберга, от которого я вообще не ждал ничего путного, несмотря на свою обыденность и "несобытийность" оказался куда круче, страшнее и интереснее.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые