
Не думал, что когда-нибудь дождёмся, но Стюарт Ортиз всё же вернулся к режиссуре! Парадоксально, но факт: соавтор культового псевдодокументального хоррора «Искатели могил» (Grave Encounters) практически сразу же куда-то пропал — иногда писал сценарии, но сам ничего не снимал. И в тот самый год, когда его бывший напарник Колин Минихан выдал откровенно мусорное кино, Ортиз отметился выдающимся фантастическим фильмом ужасов «Странный урожай» (Strange Harvest).
Но начнём, по традиции, с сюжетного синопсиса.
В 90-е детективы полиции из Южной Калифорнии расследовали серию жестоких убийств, которые совершил маньяк по прозвищу Мистер Шайни. Но не смогли остановить монстра. Теперь на дворе 2010-е — и серийный убийца снова наносит удар. Но смогут ли теперь полицейские понять замысел Мистера Шайни?
А теперь возвращаемся непосредственно к новинке, почти год путешествовавшей по кинофестивалям. «Странный урожай» — это почти всё, что мы любим, но в одном флаконе: мокьюментари-хоррор с элементами «найденных плёнок», стилизованный под реальный (и довольно реалистичный) фильм в невероятно популярном жанре тру-крайм. Ну, то есть кино, которое не просто изо всех сил притворяется документальным, но и постоянно ссылается на реальные события, а также посвящено расследованию преступлений конкретного серийного убийцы.
Вот только если большинство подобных лент обожают топтаться на месте и регулярно отделываются от зрителей предельно невзрачными концовками, творение Стюарта Ортиза идёт от обратного. И не только с каждой минутой наращивает масштаб произошедших событий, но и планомерно углубляет мифологию вселенной. А всё для того, чтобы намекнуть в финале на невообразимые масштабы того космического ужаса, с которым столкнулись главные герои.
Правда, для того, чтобы получить максимальное удовольствие от фильма ужасов и проникнуться историей полностью, придётся сделать домашнюю работу. Оптимальный вариант — плотное знакомство с масштабной и запутанной вселенной «Мифы Ктулху» (Cthulhu Mythos), выросшей из произведений Говарда Филлипса Лавкрафта и бесчисленных последователей.
И нет, вам не нужно читать абсолютно всё — достаточно понимать общую концепцию беспомощности человечества перед могущественными силами, обитающими в неизведанной вселенной или на границе осознаваемых миров. Неплохо будет также ознакомиться с описаниями различных инопланетных рас, обитающих в «Мифах».
Но самый простой вариант — прочитать рассказ «Звёздный бродяга» (он же «Звёздный скиталец» или The Shambler from the Stars) Роберта Блоха, автора великого «Психо» (он же «Психоз» или Psycho). Во-первых, потому, что история страшно понравилась самому Лавкрафту — настолько, что он впоследствии добавил её в «Мифы» и упоминал события в нескольких произведениях. А во-вторых, потому, что «Странный урожай» — это крайне вольная фантазия на тему рассказа Блоха. А «Звёздного бродягу» (и отдельные элементы) прямо упоминают в фильме.
Несмотря на то, что отдельные критики ругают «Странный урожай» за посредственную актёрскую игру, неубедительные практические эффекты и странный финал, я никаких недостатков не заметил. Хотя бы потому, что во время просмотра намертво прилип к экрану и буквально не мог оторваться — до тех самых пор, пока главные герои не завершили свой путь (впрочем, узнаем наверняка лет через восемьсот), а по экрану не поползли титры.
И в чём же секрет хоррора, спросите вы? Да всё в том же: перед нами выдающийся псевдодокументальный фильм ужасов, который продуман и прописан до мелочей. До таких мелочей, что иллюзия реальности ни разу не сломалась и не нарушилась. Кроме того, сюжет ленты настолько плавно и незаметно набирает обороты, что в какой-то момент с удивлением понимаешь: банальная страшилка про очередного безумного маньяка, убивающего случайных людей, превратилась в масштабное полотно, посвящённое как событиям далёкого прошлого, так и далёкого будущего.
Всё, что происходит в «Странном урожае» в условных «здесь и сейчас» (на самом деле — в прошлом) — всего лишь мимолётное мгновение в череде глобальных событий.
Не буду ничего спойлерить, чтобы не портить сюрприза, подготовленного режиссёром и сценаристом. И заодно не буду давать ложных надежд на нечто невероятное, чтобы никто не испытал едкого разочарования. Скажу просто: «Странный урожай» пробудил во мне не менее странный энтузиазм — иногда так бывает после того, как посмотришь хорошее или даже отличное кино. И как по мне, фильм определённо заслуживает просмотра, если сначала не позволяет прерваться и заняться делами, а потом вынуждает анализировать сюжет и подбирать аналогии.
Кроме того, поклонники шокирующего контента наверняка не почувствуют себя обделёнными. Пускай Стюарт Ортиз до последнего дистанцируется от зрителей и старательно делает вид, что снимает безэмоциональное — «честное» — документальное кино, по-настоящему жутких сцен и образов здесь хватает.
Ну а что ещё сказать? «Странный урожай» — это редкий мокьюментари-хоррор: продуманный, идеально отполированный, захватывающий. Наверняка кому-то не понравится лёгкая неопределённость, наедине с которой режиссёр оставляет нас в самом конце. Но этим фильм и прекрасен — возможностью спекулировать на тему и видеть тайный смысл там, где его, возможно, никогда и не было.
- США, 1 час 34 минуты
- Режиссёр и сценарист: Стюарт Ортиз
- В главных ролях: Питер Зиззо, Терри Эппл, Эндрю Лоэр и Джесси Дж. Кларксон
- Рейтинги: Кинопоиск — 6.5 / IMDb — 6.4

Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена