
В начале декабря до цифровых платформ добрался мокьюментари-хоррор «Человек находит кассету» (Man Finds Tape) — новый продюсерский проект видных жанровых визионеров Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда. И оказалось, что псевдодокументалистика снова в моде, а режиссёры-дебютанты Пол Гандерсман и Питер С. Холл отметились по-настоящему любопытным фильмом ужасов про чертовщину, происходящую в типичном американском захолустье.
Режиссёр Линн Пейдж возвращается в родной городок в Техасе после того, как получает странное сообщение от брата Лукаса. И обнаруживает, что Лукас собрал в родительском доме целую коллекцию видеозаписей. Линн начинает изучать архив видеокассет и понимает, что с местными жителями происходит что-то ужасное.
Для начала немного контекста.
Псевдодокументальный фильм ужасов «Человек находит кассету» сочинили и сняли режиссёры и сценаристы Пол Гандерсман и Питер С. Холл. Но не менее важно, что продюсерами выступили известные жанровые постановщики — Джастин Бенсон и Аарон Мурхед.
Вы можете помнить дуэт по фантастическим хоррорам «Ломка» (Resolution), «Паранормальное» (The Endless / Обзор), «Весна» (Spring) и «Грань времени» (Synchronic / Обзор) — одновременно лирическим, пугающим и загадочным. Так что нет ничего удивительного, что Бенсон и Мурхед помогли начинающим кинематографистам воплотить в жизнь нечто похожее.
Если вы смотрели перечисленные выше ленты, то должны понимать, что «Человек находит кассету» — это тоже фантастический хоррор, насквозь пропитанный атмосферой тайны. И так или иначе связанный с загадочным и неведомым, вероломно вторгающимся в размеренную и даже скучную жизнь.
Вот только если в фильмах Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда с паранормальной чертовщиной сталкиваются преимущественно одиночки (порой — вовсе затворники), то в проекте Пола Гандерсмана и Питера С. Холла в переплёт угодил целый город. Пускай и относительно небольшой.
Кроме того, перед нами очередной псевдодокументальный хоррор — с ними вообще не было проблем в 2025 году. И если уж проводить параллели, то «Человек находит кассету» — прямой конкурент абсолютно прекрасного мокьюментари «Странный урожай» (Strange Harvest / Обзор): собрание «найденных плёнок» (буквально), объединённых в фильм-расследование, стилизованный под тру-крайм.
Если вы когда-нибудь смотрели документалки о реальных преступлениях — со всеми этими реальными кадрами случившегося и показания свидетелей и участников событий, — то в общих чертах представляете, чего стоит ожидать.
И как и «Странный урожай», «Человек находит кассету» пытается сыграть со своим зрителем в привычную игру: он предлагает поверить в очередную городскую легенду напополам с теорией заговора — и подкрепляет свои слова с помощью «реальных» кадров с камер наблюдения и случайных устройств.
Работает ли такой подход в 2025 году?
Да! И ещё как! Несмотря на довольно размеренный темп, фильм ужасов Гандерсмана и Холла цепляет с первых минут и не даёт оторваться от происходящего. Сначала нас неспешно знакомят с главными героями, потом в общих чертах обрисовывают их прошлое, показывают странные вещи, которые происходят в маленьком захолустном городке. В общем, подкидывают интересную загадку — но в обрамлении понятных обычному человеку фактов. И благодаря контрасту бытового-рутинного и необъяснимого возникает ощущение правдивости истории.
А затем медленно, но верно постановщики начинают нагнетать атмосферу и наращивать темп. И вот уже камерная история прибавляет в масштабах, а драма о маленьких людях и их маленьких проблемах мутирует в космический ужас с намёками на творчество всенародно любимого Говарда Филлипса Лавкрафта.
Ну а чтобы жизнь мёдом не казалась, «Человек находит кассету» не ограничивается лишь намёками и расплывчатыми обещаниями. Нет, в ключевые моменты фильм ужасов даёт «прикурить» — и устраивает чуть более локальный, но поздний Resident Evil: с культами, паразитами и бесчеловечными экспериментами.
Впрочем, без недостатков всё равно не обошлось.
Примерно во второй половине мне стало казаться, что хоррору не хватает стержня. С одной стороны, кино вышло увлекательным и напряжённым — это факт. С другой — ближе к финалу оно откровенно сдаёт.
Подбрасывая одну загадку за другой, авторы не спешат их разгадывать. Чем больше у зрителей копится вопросов, тем меньше они получают ответов. И в конце мы буквально получаем экранизацию мема «Страшно, очень страшно, мы не знаем, что это такое».
В общем, имеем классическую проблему скомканного и обрывистого третьего акта, в котором события происходят с такой скоростью, что их не успеваешь переварить. А обрывки сюжетных линий безвольно повисают в воздухе, когда вдруг выясняется, что никто и не собирался раскрывать всю правду.
Хотя ругать «Человек находит кассету» нет никакого смысла. Пол Гандерсман и Питер С. Холл поставили малобюджетный эксперимент — и он оказался успешным: кино получилось и напряжённым, и в меру пугающим. Пугающим предельно универсальной вещью — беспомощностью перед обстоятельствами и чужой злой волей. Ну а то, что концовка не удалась или получилась слишком обрывистой — не беда: вполне можно списать на жанровую условность. Или на подражание творчеству незабвенного Лавкрафта — мастера свести всё к «неописуемому ужасу».
- США, 1 час 24 минуты
- Режиссеры и сценаристы: Пол Гандерсман и Питер С. Холл
- В главных ролях: Келси Прибильски, Уильям Магнусон, Джон Голсон, Нелл Кесслер и Брайан Виллалобос
- Рейтинги: Кинопоиск — отсутствует / IMDb — 5.3



Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена