Келси Прибильски на кадре из фантастического хоррора «Человек находит кассету» (Man Finds Tape, 2025)

В начале декабря до цифровых платформ добрался мокьюментари-хоррор «Человек находит кассету» (Man Finds Tape) — новый продюсерский проект видных жанровых визионеров Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда. И оказалось, что псевдодокументалистика снова в моде, а режиссёры-дебютанты Пол Гандерсман и Питер С. Холл отметились по-настоящему любопытным фильмом ужасов про чертовщину, происходящую в типичном американском захолустье.

Режиссёр Линн Пейдж возвращается в родной городок в Техасе после того, как получает странное сообщение от брата Лукаса. И обнаруживает, что Лукас собрал в родительском доме целую коллекцию видеозаписей. Линн начинает изучать архив видеокассет и понимает, что с местными жителями происходит что-то ужасное.

Официальный постер фантастического хоррора «Человек находит кассету» (Man Finds Tape, 2025)

Для начала немного контекста.

Псевдодокументальный фильм ужасов «Человек находит кассету» сочинили и сняли режиссёры и сценаристы Пол Гандерсман и Питер С. Холл. Но не менее важно, что продюсерами выступили известные жанровые постановщики — Джастин Бенсон и Аарон Мурхед.

Вы можете помнить дуэт по фантастическим хоррорам «Ломка» (Resolution), «Паранормальное» (The Endless / Обзор), «Весна» (Spring) и «Грань времени» (Synchronic / Обзор) — одновременно лирическим, пугающим и загадочным. Так что нет ничего удивительного, что Бенсон и Мурхед помогли начинающим кинематографистам воплотить в жизнь нечто похожее.

Если вы смотрели перечисленные выше ленты, то должны понимать, что «Человек находит кассету» — это тоже фантастический хоррор, насквозь пропитанный атмосферой тайны. И так или иначе связанный с загадочным и неведомым, вероломно вторгающимся в размеренную и даже скучную жизнь.

Вот только если в фильмах Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда с паранормальной чертовщиной сталкиваются преимущественно одиночки (порой — вовсе затворники), то в проекте Пола Гандерсмана и Питера С. Холла в переплёт угодил целый город. Пускай и относительно небольшой.

Кроме того, перед нами очередной псевдодокументальный хоррор — с ними вообще не было проблем в 2025 году. И если уж проводить параллели, то «Человек находит кассету» — прямой конкурент абсолютно прекрасного мокьюментари «Странный урожай» (Strange Harvest / Обзор): собрание «найденных плёнок» (буквально), объединённых в фильм-расследование, стилизованный под тру-крайм.

Если вы когда-нибудь смотрели документалки о реальных преступлениях — со всеми этими реальными кадрами случившегося и показания свидетелей и участников событий, — то в общих чертах представляете, чего стоит ожидать.

И как и «Странный урожай», «Человек находит кассету» пытается сыграть со своим зрителем в привычную игру: он предлагает поверить в очередную городскую легенду напополам с теорией заговора — и подкрепляет свои слова с помощью «реальных» кадров с камер наблюдения и случайных устройств.

Работает ли такой подход в 2025 году?

Уильям Магнусон на кадре из фантастического хоррора «Человек находит кассету» (Man Finds Tape, 2025)

Да! И ещё как! Несмотря на довольно размеренный темп, фильм ужасов Гандерсмана и Холла цепляет с первых минут и не даёт оторваться от происходящего. Сначала нас неспешно знакомят с главными героями, потом в общих чертах обрисовывают их прошлое, показывают странные вещи, которые происходят в маленьком захолустном городке. В общем, подкидывают интересную загадку — но в обрамлении понятных обычному человеку фактов. И благодаря контрасту бытового-рутинного и необъяснимого возникает ощущение правдивости истории.

А затем медленно, но верно постановщики начинают нагнетать атмосферу и наращивать темп. И вот уже камерная история прибавляет в масштабах, а драма о маленьких людях и их маленьких проблемах мутирует в космический ужас с намёками на творчество всенародно любимого Говарда Филлипса Лавкрафта.

Ну а чтобы жизнь мёдом не казалась, «Человек находит кассету» не ограничивается лишь намёками и расплывчатыми обещаниями. Нет, в ключевые моменты фильм ужасов даёт «прикурить» — и устраивает чуть более локальный, но поздний Resident Evil: с культами, паразитами и бесчеловечными экспериментами.

Впрочем, без недостатков всё равно не обошлось.

Джон Голсон на кадре из фантастического хоррора «Человек находит кассету» (Man Finds Tape, 2025)

Примерно во второй половине мне стало казаться, что хоррору не хватает стержня. С одной стороны, кино вышло увлекательным и напряжённым — это факт. С другой — ближе к финалу оно откровенно сдаёт.

Подбрасывая одну загадку за другой, авторы не спешат их разгадывать. Чем больше у зрителей копится вопросов, тем меньше они получают ответов. И в конце мы буквально получаем экранизацию мема «Страшно, очень страшно, мы не знаем, что это такое».

В общем, имеем классическую проблему скомканного и обрывистого третьего акта, в котором события происходят с такой скоростью, что их не успеваешь переварить. А обрывки сюжетных линий безвольно повисают в воздухе, когда вдруг выясняется, что никто и не собирался раскрывать всю правду.

Хотя ругать «Человек находит кассету» нет никакого смысла. Пол Гандерсман и Питер С. Холл поставили малобюджетный эксперимент — и он оказался успешным: кино получилось и напряжённым, и в меру пугающим. Пугающим предельно универсальной вещью — беспомощностью перед обстоятельствами и чужой злой волей. Ну а то, что концовка не удалась или получилась слишком обрывистой — не беда: вполне можно списать на жанровую условность. Или на подражание творчеству незабвенного Лавкрафта — мастера свести всё к «неописуемому ужасу».



  • США, 1 час 24 минуты
  • Режиссеры и сценаристы: Пол Гандерсман и Питер С. Холл
  • В главных ролях: Келси Прибильски, Уильям Магнусон, Джон Голсон, Нелл Кесслер и Брайан Виллалобос
  • Рейтинги: Кинопоиск — отсутствует / IMDb — 5.3

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые