Рецензия на «Паранормальное» - возможно, лучший фантастический фильм года

Паранормальное, Ужасы, Фантастика, Рецензия, Обзор, Отзыв, Мнение, The Endless, Sci Fi, Horror, Review

Впервые «Паранормальное» (на самом деле The Endless) представили въедливым и циничным критикам больше года назад - на Международном кинофестивале в Трайбеке. И фантастический фильм ужасов настолько сильно понравился профессионалам и обозревателям, что сеть мгновенно наводнили восторженные рецензии, описывающие ленту как «напрочь выносящую мозг» и сулящую её создателям - Джастину Бенсону и Аарону Мурхеду - большое будущее. И теперь я могу подтвердить, что авансы выдали не зря: «Паранормальное» - это если и не революция в привычном понимании, то отличная попытка сыграть сразу на два фронта: снять понятное широкой аудитории кино, но при этом напичкать его под завязку привычной артхаусной меланхоличностью, неспешностью и задумчивостью.

Как и всегда: без сюжетных спойлеров.

Несмотря на то, что авторы тратят примерно половину солидного хронометража (The Endless идёт без малого два часа, что по жанровым меркам много) на знакомство с персонажами, раскачку сюжета и нагнетание одновременно расслабленно-оптимистичной и тревожной атмосферы, фильм не кажется затянутым. Наоборот, он словно погружает тебя в гипнотический транс и заставляет в оба глаза следить за тем, как двое братьев - Джастин и Аарон - возвращаются в культ после побега в юном возрасте и заново переживают процесс адаптации в секте. И пускай обитатели «общины» широко улыбаются и демонстрируют невероятное дружелюбие, а сам лагерь кажется настоящей утопией, отгородившейся от жестокого современного мира, не отпускает ощущение иллюзорности и нереальности. Кажется, что спустя секунду один из главных героев свернёт куда-нибудь не туда и столкнётся с таким, о чём невозможно и помыслить.

Паранормальное, Ужасы, Фантастика, Рецензия, Обзор, Отзыв, Мнение, The Endless, Sci Fi, Horror, Review
Обзор фильма «Паранормальное» (The Endless) - Кадр №1

Именно атмосфера исполняет роль того двигателя, который приводит в движение весь механизм «Паранормального». Наверное, это звучит как горячечный бред - буквами описать зыбкие ощущения сложно. Но поверьте - это и правда круто.

А потом создатели хоррора впрыскивают огромную порцию топлива в тот самый двигатель и динамика возрастает многократно. Сюжет резко трансформируется из размеренной драмы про поиск себя и проблемы социализации в суровый и беспощадный триллер про бесконечные и очень изощрённые пытки. Или жестокие эксперименты - тут уж решайте сами, на что больше похоже происходящее.

Поблагодарить за нетипичный подход нужно двух человек. Бенсон и Мурхед - настоящие многостаночники: независимые кинематографисты не только занимаются режиссурой и написанием сценариев, то также продюсируют и монтируют свои картины. И не только частенько исполняют главные роли, но даже попеременно стоят за камерой. Подобная многозадачность позволяет творческому дуэту экономить бюджет и всецело контролировать процесс производства. Именно поэтому их фильмы имеют чётко различимый авторский почерк и очень резко контрастируют с другими фестивальными хитами.

Неудивительно, что набравшись опыта они двинулись по пути Кристофера Нолана. Не того, что снимает глянцевые многомиллионные блокбастеры, а того, что умеет рассказать интересную и, казалось бы, простую историю. Но непростым образом, старательно запутывая зрителя и подбрасывая ложные улики, отвлекающие внимание от главного. Вот и Бенсон и Мурхед ближе к финалу The Endless старательно увязывают одно с другим и разжёвывают всё, что могли не понять зрители. А затем в самом конце намекают на истинное положение дел. Если не это признак мастерства и качества, то даже и не знаю...


P.S.: Можно вечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как «Экспонента» локализует названия фильмов. Вероятно, прокатчик считает потенциальную аудиторию фестивального хоррора полным быдлом, если многозначительное The Endless переводит как прямолинейное и «говорящее» «Паранормальное». Мало того, что подобный фокус отчасти спойлерит сюжет, так ещё и навевает не самые лучшие ассоциации с выжатой досуха серией «Паранормальное явление» (Paranormal Activity). К которому маленький шедевр Бенсона и Мурхеда не имеет никакого отношения.

Комментарии

Анонимные пользователи теперь могут оставлять комментарии