
На домашнем видео вышел мистический фильм ужасов «Орудия» (Weapons) — очередной большой жанровый успех кинокомпаний Warner Bros. и New Line Cinema. Но правда ли, что новый авторский проект режиссёра и сценариста Зака Креггера — лучший хоррор 2025 года? Давайте разбираться вместе.
Но начнём, по традиции, с сюжетного синопсиса.
Когда все дети из школьного класса, кроме единственного ученика, загадочным образом исчезают в одну ночь, жители небольшого городка начинают искать виновного в произошедшем...
Название: «Орудия»
Страна: США
Хронометраж: 128 минут
Режиссёр: Зак Креггер
В главных ролях: Джулия Гарнер, Джош Бролин, Кэри Кристофер и Эми Мэдиган
Страна: США
Хронометраж: 128 минут
Режиссёр: Зак Креггер
В главных ролях: Джулия Гарнер, Джош Бролин, Кэри Кристофер и Эми Мэдиган
Зак Креггер появился будто бы из ниоткуда — в 2022 году в кинотеатрах вышел его дебютный полнометражный фильм ужасов «Варвар» (Barbarian). И неожиданно малоизвестный комедиант стал настоящей звездой страшного жанра, а хоррор — кассовым хитом, многократно окупившим свой производственный бюджет [подробный обзор].
И в своей новой картине Креггер провернул уже знакомый трюк. «Орудия» — это тоже очень простая и понятная история, которую постановщик разобрал на составные части, а затем собрал намеренно в неправильном порядке. И в итоге получилась настоящая страшная сказка — очень «литературная» по меркам современного кино.
Как и в «Варваре», повествование в «Орудиях» ведётся от лица сразу нескольких персонажей. Точнее, в хорроре несколько главных героев, приключениям которых и посвящены отдельные именные главы. Кроме того, Зак Креггер снова никуда не торопится, а потому не стесняется использовать довольно продолжительные экскурсы в прошлое. И благодаря прыжкам по хронологии простенький сюжет о страшных вещах, произошедших в тихом, практически идеальном пригороде, обретает глубину и обрастает деталями.
Но не переживайте, сюжетных спойлеров не будет. А потому можете смело читать дальше.
Отмечу только, что «Орудия» практически сразу намекают на истинные причины происходящего. Но оценить это можно только постфактум — в момент, когда по экрану начинают ползти крутые стилизованные финальные титры. Именно тогда понимаешь, что автор давал подсказки с первых минут фильма. Но без контекста они казались малозначительными.
Ну, ладно. Возвращаемся к обзору.
Самое крутое в творческом методе Зака Креггера — это смелость. Он роняет динамику и растягивает повествование в нужных моментах, чтобы нагнать более густой атмосферы или лучше раскрыть персонажей. Он не вываливает с порога охапку примитивных скримеров и джампскейров, чтобы подстегнуть зрителей и заставить их оторваться от чтения ленты новостей в телефоне.
Нет, Креггер — как какой-нибудь Тарантино — может легко прервать важный сюжетный диалог ради яркой эмоциональной вспышки. И наоборот, поставить события на паузу ради расслабляющей сцены или приятельской беседы. И благодаря скачущему ритму, на чтение уведомлений у вас не будет времени.
Но всё перечисленное нисколько не портит кино! Именно неровное и обрывистое повествование помогает «Орудиям» выделяться на фоне любых конкурентов — других дорогих студийных ужастиков. Лента воспринимается как масштабное авторское кино, а не типичная голливудская жвачка, в которой всё «важное» и «напряжённое» срабатывает чётко по таймерам.
На атмосферу тревожного и необъяснимого прекрасно работают и нестандартные технические решения.
Давно вам попадался фильм ужасов, в котором тишина играла бы ключевую роль в создании напряжения? Причём не «псевдотишина», звенящая в воздухе скрипками, а натуральная тишина — полное отсутствие звука. Так вот, «Орудия» довольно часто замолкают, чтобы ярче подчеркнуть сюрреалистичность момента.
Не отстаёт и операторская работа. Камера то ныряет в самую гущу событий и превращается в «субъективную», то демонстрирует настолько общие планы, что становится сложно разобрать детали. И всё это нужно для того, чтобы лишний раз заставить публику нервничать и переживать за главных героев.
Чем меньше вы видите, тем более ужасные картины рисует воображение, правда?
Впрочем, не ждите от хоррора исключительной и концентрированной депрессии и жути. Как и обещал Зак Креггер в нескольких интервью, «Орудия» — не только страшное кино, но и местами смешное.
Страх и смех вообще причудливым образом уживаются вместе. Особенно если учитывать тот факт, что «Орудия» в отдельные моменты ещё и балансируют на грани семейной драмы и социальной сатиры (например, Креггер разом высмеивает и массовую историю, порождённую СМИ, и культуру отмены). Но балансируют и не падают, и фильм ужасов от начала и до конца остаётся довольно цельным произведением — несмотря на нарочитую хаотичность.
И отдельная заслуга картины — исполнители главных ролей: Джулия Гарнер, Джош Бролин и Эми Мэдиган идеально вжились в свои роли.
Но лично для меня самым ценным стало то, что режиссёр даёт ответы на большинство вопросов. Загадки получают разгадки. А заложенный в основу многослойный конфликт получает довольно неожиданную — и весьма шокирующую — развязку.
Если бы я захотел испортить вам просмотр спойлерами, то указал бы очевидные источники вдохновения режиссёра. Намекнул бы, на что обязательно стоит обратить внимание в самом начале фильма, чтобы сложить два и два. Но «Орудия» (как и трёхлетней давности «Варвар») работает тем лучше, чем меньше вы о нём знаете. Поэтому просто посмотрите кино, которое большинство критиков поспешили назвать лучшим хоррором года.
«Орудия» — это очень смелый фильм ужасов, который без всяких сомнений ломает привычные жанровые формулы, выворачивает наизнанку штампы и клише, а местами и вовсе издевается над зрителями. И пропускать такое яркое представление точно нельзя.
«Орудия» срочно нужно смотреть!
Зак Креггер опять заставляет нас мириться с мыслью, что сказки не всегда заканчиваются хорошо, а истинный ужас скрывается в самых обыденных вещах.
★★★★★



Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена