Рецензия на фильм «Последняя из нас» («Гайя») - независимый эко-хоррор из ЮАР

Недавно в стриминговых сервисах и онлайн-кинотеатрах вышел фильм ужасов «Последняя из нас» (он же «Гайя», «Гея» или Gaia) - редкий жанровый гость из Южной Африки. Причём даже трейлеры не давали ответа на вопрос, что именно ждёт зрителей: ролики демонстрировали поистине гипнотический и психоделический видеоряд, а кино с равным успехом могло оказаться как боди-хоррором, так и эко-хоррором. Но оказалось, что авторы свалили всё в одну кучу. И даже сам режиссёр Яко Баувер до последнего кадра так и не смог определиться с тем, что снимает. И потому впечатление картина оставляет крайне неоднозначное.

Сюжетная завязка довольно простая. Рейнджеры, охраняющие реликтовые леса природного парка-заповедника, отправляются на рядовой обход территории. А затем начинают происходить странные вещи: сначала главная героиня теряет из вида своего начальника, затем случайно попадает в ловушку и знакомится со странными людьми. Оказывается, что прямо посреди леса живут отец и сын, поклоняющиеся силам природы. Но вот вопрос: существует ли на самом деле то странное божество, в которое верят «дикари», или они стали обыкновенными жертвами отравления и галлюцинаций?

Рецензия на фильм «Последняя из нас» («Гайя») - независимый эко-хоррор из ЮАР - 01

Самое удивительное в том, что «Последняя из нас», несмотря на страну происхождения (ЮАР) и совершенно смешной производственный бюджет, действительно выглядит как полноценное кино, а не любительская зарисовка, снятая непонятно кем и непонятно для кого на деньги, сэкономленные со школьных завтраков. Несмотря на скромный арсенал визуальных средств Яко Баувер широкими мазками рисует странные и одновременно гипнотические картины общения людей с силами природы, а также умело пользуется практическими эффектами для редкого запугивания зрителей.

Впрочем, откровенной жести не ждите. Нет, в фильме ужасов присутствуют пара или тройка довольно тошнотворных сцен. Но основную ставку создатели кино делают именно на необычный визуальный ряд и планомерное нагнетание атмосферы надвигающейся угрозы. И можно было бы назвать «Последнюю из нас» образцовым слоубёрнером, медленно разгоняющимся, но в финале набирающим бешеную скорость, если бы не несколько нюансов. Во-первых, до поры кажется, что Яко Баувер вообще снимает довольно прямолинейный хоррор, который посвящён пугающим и чудовищным трансформациям человеческого организма. А также показывающий жертв заражения - «грибных зомби» - во всей красе. А во-вторых, режиссёр не стесняется редких, но всё же динамичных экшен-эпизодов.

Но стоит вам немного привыкнуть к обрывистому и неспешному повествованию, полному эмоций и немых сцен, как «Последняя из нас» делает резкий крен из стороны боди- в сторону экохоррора. В какой-то момент - точнее, ближе к финалу, - авторы и вовсе начинают слишком много вкладывать в слова одного из центральных персонажей. И поэтому незадолго до концовки начинает казаться, что смотришь не фильм ужасов, а настоящий манифест.

Рецензия на фильм «Последняя из нас» («Гайя») - независимый эко-хоррор из ЮАР - 02

И это довольно сильно подводит кино. Если бодихоррорная часть действительно заставляет содрогаться от отвращения и неплохо так пугает, то экологическая мало впечатляет. И вовсе не потому, что проблему затрагивают маловажную - вовсе нет. Просто вложенный смысл создатели раскрывают слишком топорно, с помощью общих фраз и прописных истин. И такой подход совершенно не работает, потому что кажется насквозь искусственный.

Кроме того, почти в самом конце «Последняя из нас» не только резко сбавляет темп и начинает казаться затянутой, но и оборачивается стандартной концовкой. Финал у хоррора получился не просто клишированным - он считывается ещё в первом акте. Причём о единственном возможном завершении истории прямо говорит один из героев.

Если бы создатели фильма ужасов «Последняя из нас» лучше прописали бы сюжет и придумали бы интересный финал, то мы получили бы образцовый эко-хоррор - напряжённый, злободневный и совершенно безумный. Но авторы, кажется, так до самого конца и не смогли определиться с тем, какие мысли пытаются донести до зрителя. Поэтому получилось то, что получилось - качественная, но банальная страшилка, которую заносит из стороны в сторону.

Комментарии

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые