Рецензия на фильм «Везучая» - очередной манифест под видом хоррора

Свежий эксклюзив стримингового сервиса Shudder - постмодернистский слэшер «Везучая» (Lucky) - по трейлеру и синопсису казался очередной вариацией на тему поднадоевшего сюжета фантастической комедии «День сурка» (Groundhog Day). Неужели снова темпоральная петля, ограниченная одним днём, и застрявшая в ней главная героиня, не понимающая, что происходит и что со всем этим делать? Но оказалось, что показалось. «Везучая» - это на самом деле остросоциальный манифест, который всего лишь притворяется хоррором.

Если вы ждёте полноценного фильма ужасов, то будете разочарованы. Классический сюжетный троп про популярную писательницу, которую преследует настырный маньяк и сталкер, загадочным образом воскресающий после каждой смерти, нужен режиссёрке Наташе Кермани и сценаристке и актрисе Бриа Грант только для того, чтобы высказаться зрителю о наболевшем. «Везучая» - это в первую очередь метафоричная и поучительная история о безрадостном женском существовании в патриархальном мире, полном сексизма, мизогинии и токсичности. И во вторую уже в меру ироничный фильм ужасов, в котором происходящие события наотрез отказываются выстраиваться во внятное повествование.

И всё бы ничего, потому что хоррору как жанру не впервой выступать в качестве площадки для донесения гражданской позиции или обсуждения социальных проблем. Благо создательницы фильма ужасов затрагивают действительно важную и острую тему. Да и наличие второго дна как правило придаёт глубины разнообразным мясорубкам. Но проблема в том, что делают это Наташа Кермани и Бриа Грант довольно топорно и неловко. И если желание Кермани превратить кино в метафизическую притчу ещё можно списать на аторский почерк (достаточно внимательно изучить её небогатую фильмографию, чтобы понять что к чему), то для Грант сюр и бессвязность вроде бы нехарактерны. Достаточно вспомнить её криминальный ироничный триллер «12-часовая смена» (12 Hour Shift), балансирующий на грани ужасов и нелепой чёрной комедии, но от начала и до конца представляющий собой понятную историю.

Нет, если поначалу может показаться, что «Везучая» - это замысловатая (и малобюджетная) вариация на тему дилогии «Счастливого дня смерти» (Happy Death Day) от Blumhouse, то ближе к концу лента превращается в плохой пересказ какого-нибудь неудачного эпизода антологии «Чёрное зеркало» (Black Mirror). Причём из тех, в которых авторы даже не пытаются выстроить чёткую картину происходящего в головах зрителей, а отделываются классическим «Я так вижу».

Но самое странное, что, несмотря на общий посыл и желание обличать проблемы современного общества, создатели «Везучей» создали на удивление неприятную главную героиню, которой сложно сопереживать. Да, её постоянно притесняют и унижают, а с мужем совершенно не получается наладить отношения. Но смысл в том, что в большинстве своих проблем она сама виновата. И речь не про сексизм, а про неумение налаживать диалог и нежелание идти на компромисс. В результате писательница остаётся наедине со своими проблемами - в основном потому, что даже не умеет просить о помощи.

В первой половине «Везучая» действительно умело притворяется причудливым и изобретательным камерным фильмом ужасов, авторам которого есть что сказать зрителям. Короче, очередным добротным проектом из обоймы Shudder. Но во второй всё идёт наперекосяк и хоррор ожидаемо скатывается в прямолинейный и довольно пресный манифест без единой свежей мысли.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые