Рецензия на фильм «Ведьмы» (2020) - странную экранизацию сказки Роальда Даля

От безысходности в разгар пандемии коронавируса COVID-19 в стриминговом сервисе HBO Max вышла мрачная сказка «Ведьмы» (The Witches) - новая экранизация одноимённой классической повести Роальда Даля и одновременно ремейк фильма 1990 года. Гильермо Дель Торо, продюсер и один из авторов сценария, изначально обещал полноценный детский фильм ужасов, но с приходом Роберта Земекиса в качестве режиссёра и соавтора сюжета концепция заметно поменялась. И на выходе получилось стандартное детское кино, которое в отсутствие детей смело можно игнорировать.

Завязка сюжета прежняя. После гибели родителй в автокатастрфе юный главный герой переезжает к бабушке. Пожилая дама рассказывает внуку о существовании грозных существ - ведьм, ведущих вечную охоту на детей и мечтающих сжить их со свету. Затем уже мальчонка встречается с одной из тварей в реальном мире. А потом они с бабушкой отправляются перевести дух в роскошный отель на берегу океана - и сталкиваются с целым ведьминским шабашем, собравшимся на ежегодный съезд...

Казалось бы, за экранизацию книги взялись видные голливудские таланты - Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо, Роберт Земекис. Музыку к фильму написал легендарный Алан Сильвестри, а оператором на площадке работал не менее легендарный Дон Бёрджесс. Но в результате у компании творцов получилась проходная сказка, которая, может, и способна напугать самых маленьких и в общих чертах соответствует тексту первоисточника, но совершенно не цепляет - в отличие от картины 1990 года.

Рецензия на фильм «Ведьмы» (2020) - странную экранизацию сказки Роальда Даля - 01

Основная причина, пожалуй, в том, что создатели фильма заметно перелопатили историю Роальда Даля. Действие ради большей злободневности перенесли из Норвегии и Великобритании в американскую Алабаму, да ещё в 60-е годы прошлого века. Главные герои, разумеется, стали чернокожими - и в этом не было бы проблемы, если бы тема расовой сегрегации в США нашла бы хоть какое-то отражение в экранизации. Но нет, детскую сказку не стали наполнять лишними смыслами - и потому перенос событий за океан и в другую эпоху кажется откровенно бессмысленным.

Но ключевая проблема «Ведьм» не в неоправданных нововведениях, а в очевидном непонимании Земекиса того, как должна работать современная сказка или комедия. Автор великой трилогии «Назад в будущее» (Back to the Future), новаторских комедий «Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit) и «Смерть ей к лицу» (Death Becomes Her), а также идеальной слёзовыжимательной драмы «Форрест Гамп» (Forrest Gump) в последние годы вытворяет довольно странные вещи. Современный Роберт Земекис либо снимает какие-то малоинтересные аудитории драмы, либо экспериментирует с визуальными эффектами и выпускает бессмысленные аттракционы.

«Ведьмы» - это как раз нечто среднее между «Смерть ей к лицу» и фэнтези «Беовульф» (Beowulf). С одной стороны, кино постоянно переключается между разными настроениями и пытается казаться то комедией для всей семьи, то ужастиком для самых юных зрителей. С другой, пускается в странные визуальные эксперименты и попеременно превращается из фильма в мультфильм, и наоборот.

Рецензия на фильм «Ведьмы» (2020) - странную экранизацию сказки Роальда Даля - 02

Из попыток Земекиса удивить визуалом вытекает ещё одна проблема: «Ведьмы» выглядят очень плохо - как пришелец из прошлого или просто недорогой студийный фильм. Вроде бы в проектах Гильермо Дель Торо и Альфонсо Куарона никогда не было проблем с визуальным рядом, но здесь вся графика очень сильно выделяется. Возможно, вся эта «компьютерность» - нарочитая: визуальный приём, который должен усилить атмосферу сказочности. Но Warner Bros. позиционирует проект как потенциальный блокбастер, а бюджет (по слухам) сильно перевалил за сто миллионов долларов. Кроме того, бросается в глаза и ориентация на пресловутое и безнадёжно устаревшее 3D - некоторые сцены искусственно затянуты и сняты так, чтобы объекты обязательно вылазили за границы экрана.

Многие хвалят актёрскую игру Энн Хэтэуэй, как раз изобразившую вечное зло во плоти - Великую верховную ведьму. Но смотреть на её странные грим и ужимки довольно быстро надоедает. Да и демоническая природа, то и дело прорывающаяся наружу, тоже приедается. Главная злодейка не кажется особо могущественной и нисколько не пугает - так, бледная копия Пеннивайза на курорте.

А вообще складывается интересная ситуация. Если бы над «Ведьмами» не работала толпа талантливых и знаменитых людей, а в производстве не была бы задействована одна из крупнейших кинокомпаний планеты, спрос с фильма был бы сильно меньше. Но этот как раз тот случай, когда замах вышел на рубль, а удар - на копейку. То есть количество вложенных сил и ресурсов явно не соответствует уровню качества полученного продукта. Поэтому хвалить очередное посредственное фэнтези по мотивам искромётной и остроумной истории нет никакого смысла. Посмотреть экранизацию, конечно, можно. Но важно помнить, что всё самое лучшее в ней - от оригинальной книги.

5/10

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые