Рецензия на игру The Persistence - сурвайвл-хоррора для VR, но без виртуальной реальности

Когда три года назад независимые разработчики из студии Firesprite только анонсировали The Persistence, многим показалось, что нас ждёт идейная наследница Dead Space, но в виртуальной реальности: героиня-инженер, прогуливаясь с палубы на палубу, пытается отремонтировать основные системы заброшенного космического корабля, битком набитого уродливыми монстрами. Звучит знакомо, правда? Но получилась, скорее, бюджетная и до предела упрощённая версия System Shock 2: большую часть времени приходится обшаривать помещения в поисках ресурсов и полезных предметов, скрытно истреблять врагов, которых клепает сломанный ДНК-принтер, а также пытаться сориентироваться в помещениях, в очередной раз перетасованных безумным искусственным интеллектом звездолёта.

Сюжетная завязка стандартная. Незнакомка будит главную героиню - точнее, распечатывает для неё на последнем исправном принтере тело. Выясняется, что звездолёт The Persistence, который она некогда спроектировала и строила, застрял неподалёку от чёрной дыры. А корабельный искусственный интеллект сошёл с ума - и вместо того, чтобы ремонтировать вышедшие из строя системы, штампует монстров и убивает выживших членов экипажа. Нам придётся не только и не столько истреблять бесконечных злобных тварей, сколько бродить по палубам, чинить важные узлы и системы, а также искать способ выжить.

И не верьте трейлерам, продающим полноценный сурвайвл-хоррор. Да, The Persistence старается пугать - например, скримерами, или раздражающими и однотипными джампскейрами, вроде шипящих труб и лязгающих дверей. Выживания тоже хватает. Но по факту вы получите «рогалик»: рехнувшийся ИИ космического корабля при каждом перезапуске перестраивает уровни, а нам, чтобы пробраться как можно дальше и выполнить основную миссию, придётся раз за разом умирать - и прокачивать костюм и экипировку, а также характеристики клонов-носителей.

Рецензия на игру The Persistence - сурвайвл-хоррора для VR, но без виртуальной реальности - 01

Большая часть игры строится как раз на сборе полезностей - вроде стволовых клеток (для прокачки тел впоследствии выращенных клонов), фабчипов (для покупки оружия и улучшений экипировки), схем (открывающих новые - а также редкие и эпичные - прибамбасы) и жетонов «Эреба» (позволяют расширить ассортимент в терминалах Retina, штампующих оружие, гранаты и высокотехнологичные гаджеты).

Вторая не менее важная часть игры - стелс. Вступать в открытое противоборство с врагами в The Persistence строго не рекомедуется. Нет, в качестве особой меры (и при наличии оружия) монстров можно и нужно расстреливать, избивать и кромсать. Но, поскольку боезапас очень сильно ограничен, а оружие для рукопашных схваток быстро выходит из строя, постоянно приходится сканировать пространство визором, красться и прятаться в вентиляции.

Да и убивать глупых космических зомби не только до поры до времени весело, но и полезно: во-первых, можно сэкономить патроны и приберечь арсенал на «чёрный день», а во-вторых, если всё сделать правильно, то можно выкачать приличный запас стволовых клеток из врагов. Мелких зомби такая процедура обычно убивает, но врагов покрупнее приводит в бешенство. Хорошо, что блокировать атаки монстров позволяют энергетическим щитом. Впрочем, он разряжается довольно быстро, поэтому пользоваться им тоже надо с умом.

Хорошо, что The Persistence вообще хоть немного учит думать - чем дольше играешь, тем больше. Не только потому, что к врагам следует искать индивидуальный подход (некоторых имеет смысл атаковать только в лоб, других надо ещё умудриться догнать), а когда их в локации несколько, то и просчитывать варианты и порядок устранения.

Рецензия на игру The Persistence - сурвайвл-хоррора для VR, но без виртуальной реальности - 02

Нет, чем дольше ты играешь, тем больше получаешь информации, открываешь новые опции, а также оттачиваешь навыки. Твари, казавшиеся непобедимыми, изничтожаются с первой попытки нужным инструментом, арсенал расширяется и постепенно позволяет выработать тактики, подходящие под разные стили игры, а базовые механики становятся очевидными и начинают правильно работать. Например, никто не объяснит, что даже в бесконечно перезаряжающихся фабриках оружия и технологий можно фармить эти самые оружие и технологии буквально за копейки, а к поздним этапам запросто обрасти огромным арсеналом на все случаи жизни.

Но для этого всякому игроку, рискнувшему приобрести The Persistence, придётся вытерпеть пару скучных часов - когда самые хилые твари представляют угрозу, мало что понятно, играть совершенно неудобно, базовый набор средств постоянно разряжается и кажется бесполезным, а самое крутое и ультимативное оружие ещё не разблокировано. А спустя ещё несколько часов уже освоившимся игрокам придётся смириться с тем, что срежиссированных моментов в игре преступно мало, сюжет подают в час по чайной ложке, а уже на второй палубе разработчики перестают преподносить сюрпризы.

Однообразие вообще может поставить крест на прохождении. Процедурная генерация, прокачка и стелс - это, конечно, здорово. Но постоянно играть в песочнице с одними и теми же игрушками невозможно. Не удивлюсь, если до финала дойдут редкие, самые упорные выживальщики и фанаты хорроров, которые поддадутся простому и незамысловатому очарованию игры.

Но есть у The Persistence проблема похуже, чем дешевизна, рутина или обманутые ожидания (которые, как известно, проблемы самих ожидающих). Дело в том, что игра на финальных этапах разработки стала жертвой резкой смены курса со стороны Firesprite.

Рецензия на игру The Persistence - сурвайвл-хоррора для VR, но без виртуальной реальности - 03

Несколько лет назад, в момент анонса казалось, что гарнитура виртуальной реальности PlayStation VR обязательно выстрелит и покорит рынок, а консоль PlayStation 4 станет главной игровой платформой. Но время всё расставило по своим местам: игры для PS VR как были одноразовыми аттракционами, так ими и остались, а сам VR не смог завоевать серьёзных позиций на рынке. В результате в Firesprite приняли логичное решение выпустить The Persistence спустя год также на персональных компьютерах и Xbox One, попутно сделав VR-режим опциональным.

Но игра изначально разрабатывалась под виртуальную среду - и в результате обычные игроки вынуждены терпеть глупые ограничения, намертво вмонтированные в основной геймплей. Например, главная героиня не умеет бегать и с трудом передвигается в пространстве (по крайней мере, пока как следует не прокачаешься стволовыми клетками). Вместо бега разработчики разрешают пользоваться телепортом, работающим на тёмной материи... но не более нескольких прыжков за раз, пока запас топлива не восстановится. В VR-режиме свободного перемещения по локациям, кажется, вообще нет. Но зачем терпеть подобное обыкновенным игрокам?

Или взять принцип взаимодействия с окружением. К объекту недостаточно подойти и нажать клавишу, чтобы его подобрать - нет. Авторы решили, что такая система недостаточно интуитивна... и заменили её «взглядом». Для того, чтобы подобрать ресурсы, распечатать оружие на станции или открыть дверь, нужно сначала подойти вплотную и пристально посмотреть на пиктограмму. А затем подождать секунду-две, пока команда сработает. Странно? Не то слово. Но привыкнуть со временем можно и к такому.

А вот к чему нельзя привыкнуть, так это к непроходимой тупости врагов. Поначалу - когда ты слабый, безоружный и зелёный - монстры, отдалённо смахивающие на людей, ещё могут пугать. Вдобавок у каждого чудовища, заботливо распечатанного бешеным корабельным принтером, имеются свои уникальные способности, повадки и атаки. Первая же стычка в лобовую может закончиться смертью очередного клона главной героини - и откатом к начальной точке прохождения.

Рецензия на игру The Persistence - сурвайвл-хоррора для VR, но без виртуальной реальности - 04

Но затем главным врагом в The Persistence становится... скука. К концу второй палубы (всего их четыре) ты успеваешь опробовать большую часть оружия и гаджетов, выбрать из них любимые и найти универсальные подходы к уничтожению тварей. Стволовые клетки выкачиваются из врагов на автопилоте. И серьзную опасность представляет, скорее, собственная невнимательность.

Понимая, что нарезать круги по одинаковым, пускай и слегка перетасованным локациям, надоест любому, разработчики в определённый момент повзоляют перемещаться сразу к уже разблокированным палубам космического корабля. Но какой в этом смысл? Начиная играть новым клоном ты оказываешься перед неприятелями полностью безоружным. Поэтому приходится перепроходить минимум один предыдущий этап, чтобы впоследствии чувствовать себя более уверенно.

И уже на шестом часу The Persistence превращается в стандартный забег по очередному сегенированному, но почти ничем не отличающемуся уровню, фарм экипировки и ресурсов, а также истребление беспомощных мутантов-клонов. Примерно тогда же авторы начинают более активно скармливать главной героине информацию о прошлом, а игрокам - сюжет. Но момент упущен. И остаётся только снова и снова повторять однотипные действия, сдобренные подробными и чересчур долгими анимациями, чтобы на выходе получить банальнейший сюжетный твист.

The Persistence вовсе не так безнадёжна, как может показаться. У Firesprite, несмотря на все недостатки, получился ладно скроенный гибрид сурвайвл-хоррора и «рогалика», на который не жалко потратить время и деньги. Оптимизация, опять же, хорошая. А в VR игра и вовсе может заиграть новыми красками. Беда только в том, что контента слишком мало, продолжительность растягивают совсем уж преступным образом, а сюжет в текущем виде едва ли сможет хоть кого-то мотивировать добраться до финала.

6/10

Комментарии

Новые Старые