«Вивариум» («Виварий») - разбор и объяснение сюжета и концовки. Спойлеры!

Недавно вышел фантастический фильм ужасов «Вивариум» (он же «Виварий» и Vivarium) - новая работа молодого ирландского режиссёра и сценариста Лоркана Финнегана. И основной его плюс в том, что в нём присутствуют хотя бы зачатки смысла. Если вы уже посмотрели хоррор и не поняли, что именно показали в финале или просто потеряли нить истории, прочитайте подробные описание, разбор и объяснение сюжета и концовки.

Что значит название «Вивариум»? На самом деле имеется в виду «Виварий»

[ads id="ads1"]
По неизвестной причине на русском языке оригинальное название Vivarium транскрибировали в «Вивариум», хотя очевидно, что создатели фантастического фильма ужасов имели в виду «Виварий».

«Виварий» - это специальное помещение или здание, в котором содержат животных для лабораторных опытов и экспериментов. Таким образом нам с порога говорят, что тот самый дом номер 9 в благоустроенном районе Yonder, в котором вынужденны жить главные герои - Джемма и Том - клетка. А сами молодые люди для создателей загадочного места не больше, чем подопытные крысы.

В результате название фильма намекает, что впереди нас ждёт бесчеловечный эксперимент. Впрочем, на искусственную природу среды, в которую угодили главные герои, указывают и другие признаки. В районе Йондер нет ни ветра, ни нормальных облаков разной формы, а любой звук отражается так, будто события происходят в огромном павильоне. Нет сомнений в том, что Джемма и Том заперты в гигантской лаборатории.

Что происходит в фильме «Вивариум» на самом деле?


Незадачливые влюблённые - Джемма и Том - подыскивающие новое жильё, становятся пленниками и невольными участниками загадочного эксперимента, когда соглашаются посмотреть идеальный дом номер девять в не менее идеальном загородном районе Йондер (похоже, что название - это искажённое Wonder, чудесный или изумительный).

Где находится Йондер? Достоверно неизвестно. Но риелтор говорит только о том, что он идеально расположен - не слишком далеко от города, но и не слишком близко. На самом же деле Том и Джемма оказываются в неизвестном месте, отрезанном от цивилизации, и из которого невозможно выбраться.

Попытки уехать из проклятого места оборачиваются тем, что у Джеммы и Тома заканчивается бензин в автомобиле. Сотовые телефоны не ловят сигнал в Йондере, над районом не пролетают самолёты, а соседей как будто и вовсе нет. Главные герои - единственные люди, попавшие в ловушку.

Затем неизвестные подбрасывают паре ребёнка - в коробке, как какую-то вещь. В сопроводительной записке говорится о том, что они получат свободу сразу же, как только вырастят младенца. Ребёнок растёт слишком быстро - «как собака», и изо всех сил портит жизнь приёмным родителям.

На самом деле непонятно, почему из загадочного ребёнка вырос монстр: потому что Джемма и Том не смогли или не захотели воспитать его хорошим человеком, или из-за того, что он изначально был не человеком, а монстром. Но смысл «Вивариума» в том, что Джемма и Том - подопытные кролики в загадочном эксперименте, организованном неизвестными существами. Возможно, инопланетянами.

О том, что ребёнок Джеммы и Тома не человек, становится ясно, когда он демонстрирует свои истинные повадки - надувает странные мешки на шее и начинает неестественно двигаться, как натуральное чудовище.

Обезумевший от безделья Том начинает копать яму во дворе, когда узнаёт, что место, в котором они с любимой девушкой застряли - искусственное. И ближе к финалу, полностью обессилев и смертельно заболев, Том докапывается до страшной правды.

Джемма тем временем пытается наладить отношения с загадочным - «инопланетным» - мальчиком. И поначалу дела идут на лад. Но позже выясняется, что он действительно монстр, который постоянно следит за «подопытными». И всегда добивается своего истошным криком.

Что показывают в конце «Вивариума»?


В финале «Вивариума» происходит следующее: Том умирает от болезни и истощения, а повзрослевший ребёнок упаковывает его тело в герметичный мешок для трупов и сбрасывает в глубокую яму. В ту самую дыру в земле, которую выкопал Том.

До этого Том обнаружил в ней тела мёртвых людей - в таких же точно мешках для трупов. Очевидно, что Том не первый и не последний мёртвый человек, похороненный под землёй в странном районе Йондер, практически у порога дома номер девять.

Затем обезумевшая от горя Джемма из засады нападает на взрослого «приёмного сына» и бьёт его киркой по голове. Выросшая тварь показывает истинное лицо, буквально раздвигает ткань реальности и убегает от приёмной «матери» на четвереньках. Джемма запрыгивает в дыру под борюром следом - и оказывается в разноцветных реальностях.

Далее есть несколько вариантов объяснения.

Неведомые существа, поставившие эксперимент по воспитанию детей-монстров, существуют в многомерном пространстве. И всё показанное происходит одновременно: множество пленников странного места пытаются воспитывать детей, но в результате все погибают. Второй вариант: Джемма видит прошлое - то, что произошло с её братьями и сёстрами по несчастью раньше.

В любом случае режиссёр и сценарист фильма Лоркан Финнеган говорит о том, что эксперимент продолжает уже очень давно и не думает заканчиваться. Похоже, мы наблюдаем вечный цикл пленения новых подопытных людей и воспитания детей-чудовищ.

Концовка следующая. Повзрослевший «сын» упаковывает Джемму в мешок для трупов и говорит о том, что мать всегда умирает. Затем он заправляет автомобиль «приёмных родителей» и приезжает в то самое агенство. «Мальчик» заменяет постаревшего риелтора, которого тоже упаковывает в герметичный мешок и заталкивает в странный шкаф.

Теперь подросший монстр или инопланетянин сам становится риелтором с бейджиком Мартина. Смысл в том, что теперь уже новый Мартин начнёт подыскивать новых жертв - подопытных крыс - для продолжения эксперимента.

Но о чём на самом деле хоррор «Вивариум»?

Дело в том, что режиссёр и сценарист Лоркан Финнеган снял манифест. В «Вивариуме» он прикрываясь метафорами и гиперболами высказывается на тему родительства. Понимать фильм можно по-разному, но очевидно, что быть отцом или матерью - тяжкий ежедневный труд.

Лоркан Финнеган доводит эту идею до абсурда: родительство - это постоянные дискомфорт, необходимость идти на жертвы во имя детей, полное игнорирование собственных нужд и желаний. А в результате всех стараний всё равно вырастет ужасное и наглое чудовище, воспринимающее все старания родителей как данность и само собой разумеющееся.

В общем, если немного копнуть, то автор «Вивариума» критикует идею родительского самопожертвования и спорит на тему ценности родительства в принципе. Хотя не исключено, что «Вивариум» - это обычная мрачная постмодернистская шутка, созданная исключительно ради того, чтобы позлить зрителей и критиков с противоположными взглядами.

9 Комментарии

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Очень интересно было читать. Я только посмотрела этот фильм. Мне понравился. Кстати, тоже подумала про тему родительства. Но кто знает, если бы они по-человечески обращались с ребенком, занимались с ним, то концовка вышла бы другая. А они на него не обращали внимания, как на вещь и получили то, что получили. Даже, если бы это был человеческий ребенок, эффект был бы тот же самый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это не было ребенком, и Джемма общалась с ним по человечески, защищая от Тома, но ее все равно упаковали

      Удалить
    2. ДядьСань, так и у обычных людей случается, ребенок вырастает и хоронит родителей, и некоторых детей тоже нет нежных чувств к своим родителям, к сожалению

      Удалить
  3. Я впервые посмотрел конченный фильм с интересом, а режиссёр просто наркоман..

    ОтветитьУдалить
  4. Посмотрела, поняла по-своему, обычно, когда такие фильмы(не очевидно понятные), лезу в "паутину" за разъяснениями. Разъяснение про "метафору и гиперболу на тему родительства"- только вот здесь и увидела, если видеть в этом фильме "манифест", я же рассматриваю фильм, как фантастический. Банально, например, по законам фантастики: некие рептилоиды, раз уж надувалась шея, и было слышно некое кваканье, основали пункт по сбору человеческих навыков и эмоций, с целью дальнейшей замены людей себе подобными. Можно пофантазировать, что эти рептилоиды немного гуманны, иначе - война, что по их природе им противоестественно).Вот и подкидывают "карту памяти и считывания информации" в виде человеческого ребенка. Потом, как ненужный материал по причине полного человеческого физического и эмоционального истощения- удаляют родителей. "Карта памяти" отправляется на свою планету посредством телепортации в офисном пункте продаж недвижимости). Ну и если дальше пофантазировать, когда соберут всю необходимую информацию, бескровно заменят собой человечество). Как-то так....

    ОтветитьУдалить
  5. Если провести аналогию, то получается прямо как у нас на Земле. Чем Земля не виварий, плоский, накрытый куполом, настроенный и налаженный под наше восприятие виварий. Люди живут, дружат, ругаются, ссорятся, влюбляются, воюют, мирятся, эмоциями меняются... Есть разные; хорошие и негодяи, убийцы и лекари и тд. И это не хорошо или плохо, это просто эксперимент по наблюдению за природой челчеловека... Возможно об этом фильм. Фильм - посыл...

    ОтветитьУдалить

Отправка комментария

Новые Старые