Реинкарнация, Hereditary, Ужасы, Horror, 2018, Рецензия, Обзор, Review

Когда фильм ужасов «Реинкарнация» (Hereditary) только начали показывать на кинофестивалях, критики тут же захлебнулись от восторга, провозгласили картину новой надеждой жанра, двигающей хоррор вперёд, а режиссёра и сценариста Ари Астера - великим визионером, сходу снявшим культовое кино. Но что делать простым смертным, далёким от поиска скрытых смыслов, расшифровывания визуальных образов и символов, а также подробного анализа метафор? А ничего не надо делать, потому что перед нами абсолютно никудышный ужастик и довольно посредственная семейная драма.

В своё время у меня не получилось посмотреть «Реинкарнацию» на большом экране - в моих краях фильм показывали ровно неделю, да и то парой ночных сеансов. Затем, когда он вышел в стриминге и на домашнем видео, я долго не мог себя заставить приобщиться к великому и прекрасному - слишком много хайпа на ровном месте, слишком мало конкретики в текстах рецензий. Но вчера вдруг созрел. И пускай для рецензии или обзора уже поздновато, но мнение хочется высказать хотя бы в коротенькой статье. Просто накипело.

Как я уже написал выше, как хоррор творение Ари Астера вызывает много вопросов. Дело даже не в том, что перед нами фильм ужасов, который пугает непривычно и небанально. Вовсе нет, в «Реинкарнации» нашлось место и классическим страшным рожам, и скримерам (точнее, джампскейрам, которые следуют сразу после оркестровых ударов), и кровушке с расчленёнкой. Беда в том, что лента куда ближе к жанровому европейскому кинематографу 70-х: тогда многие режиссёры экспериментировали с подачей истории и попросту наводняли страшилки разномастной психоделикой. Если в 80-х в моду вошёл старый добрый сюрреализм, но чётко структурированный, но десятилетием ранее каждый сходил с ума так, как ему было проще и веселее.

Автор актёрского бенефиса Тони Коллетт с разбегу запрыгивает на те же самые грабли: Астер не пытается рассказать интересную историю необычным способом, а наоборот использует разную шелуху, чтобы скрыть общую примитивность и предсказуемость истории. Все эти визуальные фишечки, которыми упорно тычут зрителю в лицо на протяжении двух часов, длинные статичные планы и неторопливое нагнетание нужны лишь для того, чтобы вы не сразу догадались, что в центре внимания не столько загадочная чертовщина, происходящая в доме, сколько бытовые проблемы рядовой дисфункциональной семьи.

Про дисфункциональные семьи сейчас высказываться особенно модно, потому что большинство современных семей дисфункциональны по своей прирооде.

Реинкарнация, Hereditary, Ужасы, Horror, 2018, Рецензия, Обзор, Review
Почти рецензия на фильм «Реинкарнация» - Промо-кадр №1

Как сказал классик, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. И семейство из «Реинкарнации» - очередной пример несчастливой семьи, членам которой плевать друг на друга. Пока отец с умным видом занимается карьерой, мать погружается с головой в творчество - клеит миниатюры для выставки в галерее. Дети после смерти бабушки оказываются сами по себе. Стандартная история, которую обыграли уже все, кому не лень. Каждый год выходят десятки фильмов на тему и Астеру совершенно нечего добавить к готовой формуле.

Приёмы страшного жанра нужны режиссёру лишь для того, чтобы отвлечь внимание благодарной публики. И как раз если принять все пугалки за функции, необходимые для отвода глаз, то артхаусное волшебство мгновенно рассеивается. И всё эти финтифлюшки, так полюбившиеся критикам, оказываются украшательством ради украшательства. Да и хоррор, на самом деле, нужен Астеру исключительно для того, чтобы заманить простых людей в кинотеатры и заработать на наивных гражданах побольше денег.

Кроме того, почти все ужастики так или иначе затрагивают тему проблемных семей, так что ничем новым или мало-мальски свежим тут и не пахнет. Так что до звания главного хоррора пятилетки кино не дотягивает.

Важно отметить, что я не имею ничего против ни авторского кино, ни забористого артхауса, ни тем более жанровых экспериментов. Наоборот, всеми руками за: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Проблема «Реинкарнации» (лично для меня) в том, что фильм получился скучным, затянутым и чертовски предсказуемым, но при этом пафосным и избыточным. Типичное эксплуатационное кино от типичного автора короткометражек, которое пытается казаться всем сразу, но проигрывает по всем фронтам. Можно и нужно похвалить разве что монтаж и операторскую работу, а также Тони Коллетт за достижения на поприще актёрского мастерства. Но и только. В остальном, символизм ради символизма, нагромождение метафор, а внутри то ли звенящая пустота, то ли просроченная банальщина.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые