Спойлерная: «Апостол» - разбор сюжета и объяснение концовки

Если задаться целью пересказать сюжет историко-религиозного фильма ужасов «Апостол» (Apostle), то получится элементарная квестовая цепочка в стиле «Узнал-приехал-расследовал-спас». Но если присмотреться к истории внимательнее, то внезапно откроется второй слой. Да не простой, а допускающий множественные трактования - собственно, как и финал. Ниже вы найдёте попытки объяснить концовку мистического триллера Гарета Эванса и разобраться в сюжетных перипетиях.

Внимание! Спойлеры! Если не смотрели, то добавьте статью в закладки и вернитесь к ней чуть позже.


Заранее предупреждаю, что пишу этот текст основываясь исключительно на личных впечатлениях. Нет гарантии, что мои размышления окажутся единственно верными. Но нет и гарантии, что не окажутся...

Разбор сюжета «Апостола»

События фильма происходят в 1905 году, когда на острове уже существует община культистов. Но на самом деле череда загадочных и пугающих событий началась много лет назад, когда трое друзей-товарищей обнаружили неподалёку от Великобритании бесхозный остров. На нём они решили основать утопическое поселение вдали от прогнившей цивилизации и её нелепых законов.

Впоследствии выяснилось, что на острове и раньше жили люди - наскальные рисунки, изображающие неизвестную богиню, на это непрозрачно намекают. Вот только к моменту нового заселения нет никаких следов существования прежних хозяев. Пророк Малкольм, один из центральных персонажей и главный злодеев, отмечает, что все здания и удобства на острове он с друзьями построил своими руками.

Позже выясняется, что на острове обитает могущественная сущность, которую культисты воспринимают как некую Мать-богиню. Но на самом деле речь скорее идёт либо о genius loci, едином в двух лицах / формах - хаотической и мирной, - либо о представителе малого народца, известных как фэйри (или феи). Во множестве древних легенд и сказаний и первым, и вторым зачастую приносили кровавые жертвы, в том числе и человеческие, чтобы добиться расположения и получить в награду за верность богатый урожай или приплод у домашнего скота.

Проблема в том, что на момент прибытия в общину Томаса Ричардсона, решившего вызволить сестру из рук похитителей, кровавые жертвы местной богине не дают результата: посевы и домашний скот гибнут, люди болеют, существовать культу не на что, деньги закончились. Произошло это наверняка потому, что основатели поселения пленили ту самую сущность и попытались её укротить.

Но пока мирная - ослабленная часть, - духа природы находилась в плену, её хаотическая-злая половина мстила поселенцам всеми доступными способами. Впрочем, именно она - озлобленная Мать-богиня - косвенно помогает главному герою развалить культ и спасти людей и родную сестру. Пускай и ценой жизни.

Объяснение концовки «Апостола»

На самом деле финал хоррора допускает несколько равноправных трактовок. Можете выбрать из них наиболее подходящую вашему восприятию. А можете придумать свою - лучшую.

1. Томас Ричардсон благополучно справился с задачей - спас сестру, заблудшие души выживших культистов от гнёта жестоких лжепророков и теперь умирает с осознанием выполненного долга. В сердце его покой и согласие, главный герой погибает в мире с самим собой. Исцелившаяся природа острова принимает его в качестве очередной жертвы и поглощает.

2. Смерть Томаса - иллюзия. На самом деле его гибель и впрямь воспринимается как кровавая жертва, но обитающая на острове сущность передала ему в сарае свою силу и сделала наследником острова. Не просто же так старая ведьма хватала его за голову и называла сыном! Главный герой становится новым genius loci («духом места», обладающим могуществом в пределах определённой локации - о подобных сущностях известно из римской мифологии, во многом ставшей основой для английской культуры). Или фэйри - представителем малого народца, олицетворяющего силы природы.


На подобное развитие событий указывает и изменение внешности Томаса в последних кадрах, явные намёки на то, что Гарет Эванс при написании сценария вдохновлялся валлийской и кельтской мифологией. В обеих зачастую силы природы изображают в облике человекоподобных существ, которых современные авторы трактуют как фэйри или фей. Иногда эти самые природные духи едины в двух лицах - например, мирное начало (плодородие, лето) соседствует с агрессивным (хаос, смерть, зима).

3. Финал - попытка закинуть стандартного символизма. В том духе, что человечество бездумно и жестоко эксплуатирует мать-природу, получает ответную - очень агрессивную - реакцию на свои действия, но в итоге неминуемо сливается с ней воедино в смерти. Сюда же можно приплести стандартное прах к праху, земля к земле и т.д., и т.п.

А как вам «Апостол»? Своими впечатлениями обязательно делитесь в комментариях!

Комментарии

Анонимные пользователи теперь могут оставлять комментарии