Апгрейд, Upgrade, Фантастика, Sci Fi, Рецензия, Обзор, Мнение, Отзыв, Review

В 2016 году «Апгрейд» (Upgrade) режиссёра и сценариста Ли Уоннелла привлёк моё внимание сразу после скупого анонса. Судите сами: серьёзный фантастический боевик про мир недалёкого будущего, со взрослым рейтингом и жестокими убийствами. Слишком редкий зверь, чтобы воротить нос и хоть немного игнорировать. Но я никак не ожидал, что фильм окажется не просто приятным сюрпризом, но и настоящим жанровым шедевром. А Уоннелл не только выполнит все обещания, но и сделает в своём втором полном метре даже больше, чем смог Дени Вильнёв в прошлогоднем «Бегущем по лезвию 2049» (Blade Runner 2049).

Если оставить за скобками сюжет (как обычно, во избежание спойлеров), то стоит сразу сказать, что «Апгрейд» - это совершенно прекрасный жанровый гибрид: одновременно фантастический, даже футуристичный триллер, нуарный детектив с функциональной интригой, бадди-муви про выживание человека и искусственного интеллекта STEM в одном искалеченном теле, со злейшим чёрным юмором. И, разумеется, брутальный экшен с зашкаливающе жестокими убийствами врагов. Причём боевик не простой, а механический и выверенный до мелочей: когда управление в бою на себя перенимает STEM, ИИ закономерно экономит движения, заранее просчитывает тактику и действует максимально эффективно - без совершенно лишнего и вычурного руконогомашества.

«Апгрейд» вообще напоминает сжатую пружину, которая в полную мощь распрямляется в финале. Уоннелл всего несколькими широкими мазками обрисовывает мир недалёкого будущего, замершего на грани натурального Deus Ex, но этого вполне достаточно. Далее в ход идут интересные мелочи, которые придают дополнительной правдоподобности. Например, соратник Джеймса Вана, вместе с ним создавший хоррор-франчайзы «Пила» (Saw) и «Астрал» (Insidious), соображает в технологиях и современных науке и технике. Поэтому он показывает, что электроника продолжит движение к дальнейшей миниатюризации, упрощению и повсеместной интеграции в привычные предметы. Пускай в фильме нет летающих автомобилей, километровых небоскрёбов и гигантских ЖК-панелей во всю стену на каждом шагу, зато нам показывают лимузины с автопилотом, проекционные сенсорные дисплеи, встроенные в журнальные столики, мобильники-«затычки» и упоротых геймеров в шлемах виртуальной реальности и с системами с питательным раствором. И, к сожалению, такой вариант будущего выглядит гораздо реалистичнее.

Апгрейд, Upgrade, Фантастика, SciFi, Пасхалка, Отсылка, Джеймс Ван, Easter Egg, James Wan
В «Апгрейде» есть совершенно чудесная пасхалка (или отсылка): у хакера, к которому обращается главный герой за помощью, рабочий псевдоним «Джеймс Ван». Как вы догадались, Ли Уоннелл позаимствовал имя у известного режиссёра, сценариста и продюсера хорроров. Они с Ваном не только друзья и соотечественники, но и творческий тандем, создавший «Пилу», «Мёртвую тишину» и «Астрал».

Добавляет объёма истории и операторская работа. Когда STEM управляет телом, изображение стилизуют под видеоигру: такое ощущение, что главным героем управляют с геймпада и с видом от третьего лица. Движения тела становятся одновременно более скованными, но нечеловечески резкими. Уверен, Логан Маршалл-Грин в своё время намучался. В сражениях же короткие нарезки кадров чередуются с долгими проходами без склеек - таким образом, чтобы скрыть малобюджетность независимой постановки (по слухам, бюджет составил около $5 миллионов), но показать происходящее максимально зрелищно.

Ну а что касается упоминавшегося финала, то он получился очень честным. Под честным финалом я подразумевают то, что концовку не стали калечить ради дежурного хэппи-энда или натужной драмы, а сделали такой, какой она и должна была получиться в соответствии с логикой показанного мира и придуманной истории. Кому-то такой подход понравится, кому-то нет. Но Ли Уоннелла обязательно нужно похвалить за определённую творческую смелость.

В 2018 году стало окончательно понятно, что дорогому голливудскому кинематографу нечего сказать поклонникам фантастики и хоррора. Зато независимое кино, всю жизнь ограниченное смехотворными бюджетами, цветёт и пахнет. «Апгрейд» оказался не просто задорным трэшем, а вполне серьёзной научной фантастикой. И лично мне не стыдно поставить его в один ряд с «Аннигиляцией» (Annihilation) Алекса Гарленда и «Тихим местом» (A Quiet Place) Джона Красински.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые