Примерно сто лет назад я уже публиковал перевод странной статьи, автор которой пытался доказать, что осьминоги, возможно, не коренные жители нашей планеты, а пришельцы из глубин космоса. В качестве доказательства приводилось их биологическое устройство, слишком странное даже по меркам океанической живности. И вот международная команда из 33 учёных опубликовала в мартовском номере научного журнала Progress in Biophysics and Molecular Biology статью, в которой предполагает, что осьминоги и в самом деле инопланетяне.

Традиционная наука уверена, что современные осьминоги - это результат эволюции примитивных головоногих моллюсков подкласса Наутилоидеи. Примерно 300-500 миллионов лет назад предок осьминогов зачем-то скинул раковину и сделал выбор в пользу мягкотелости.

Но молекулярный иммунолог Эдвард Стил, астробиолог Чандра Викрамасингхе и отряд их коллег не согласны.
Генетические отличия осьминогов от их родственников из подкласса двужаберных слишком велики. Огромный мозг и необычайно сложная нервная система, глаза-камеры, гибкие тела, способность к мгновенному камуфляжу с изменением цвета и формы - слишком много поразительных свойств, которые вдруг появились на этапах эволюции.
Ещё авторы статьи утверждают, что гены осьминогов настолько сильно отличаются от генов родственных видов, что попросту невозможно найти их аналог в какой-либо из существующих форм жизни.

А теперь наберите побольше воздуха в грудь. Учёные не отрицают возможности того, что предки осьминогов прибыли из далёкого космоса и в процессе адаптировались к условиям на Земле. Правда, подобное происхождение вида никак не помогает понять их странную природу.

Кстати, в 2016 году вышла книга Other Minds: The Octopus, the Sea, and the Deep Origins of Consciousness, в которой автор Питер Годфри-Смит заявил, что моллюск, вероятно, больше всего похож на тех разумных инопланетян, которых мы можем встретить на просторах космоса.

Но большинство учёных по-прежнему уверены, что осьминоги - это всего лишь один из результатов эволюции простейших морских организмов, и искать в них что-то необычное не стоит. Вирусолог Карин Моэллинг из Института молекулярной генетики имени Макса Планка прокомментировала статью следующим образом:
Статья полезная, она привлекает внимание и её стоит прочесть. Но основное утверждение о том, что вирусы, микробы или даже некоторые животные могли прибыть из космоса, не стоит принимать всерьёз.
Впрочем, по-прежнему на повестке дня остаётся вопрос, откуда осьминоги получили свои уникальные гены, которые не могли появиться из-за банального переноса видовых свойств или в результате мутаций.

Ну и в копилку. Говард Филлипс Лавкрафт ещё в романе «Хребты безумия» (At the Mountains of Madness) писал, что современные осьминоги, вероятно, произошли от существ, прибывших на Землю миллионы лет назад. Называли себя пришельцы Детьми Ктулху.

Источник: Geek / ScienceDirect