Совсем скоро, уже 26 октября 2018 года, в российский прокат ворвётся фильм ужасов «Пила 8» (Jigsaw), который станет одновременно продолжением и перезапуском известной киносерии. В преддверии волнующего события имеет смысл вспомнить предыдущие части, оценить их важность для жанра с позиции сегодняшнего дня и понять, нужна ли нам сегодня пускай и посвежевшая, но такая родная и понятная «Пила»...

Перед вами марафон мини-обзоров (или мини-рецензий) на вышедшие фильмы цикла. Статья обновляется и дополняется.

«Пила» (Saw)

В 2004 году дебютный фильм Джеймса Вана и Ли Уоннелла наделал шума, чего уж прибедняться. Мало того, что в основу «Пилы» легла студенческая короткометражка (от которой никто ничего особенного не ждал, но от которой студийные боссы были в восторге), так ещё и новички в большом кино сумели выдать не просто крепкий жанровый продукт, но и попутно отвесили живительного пинка всему направлению кровавых хорроров категории R, в начале нулевых едва не протянувшему ноги.


Понятно, что спустя годы в отдельных сценах более ярко проявилась неопытность постановщика и сценариста (Ли Уоннелл заодно сыграл одну из главных ролей), а отовсюду торчат уши брутального детективного триллера «Семь» (Seven) Дэвида Финчера. Но стоит признать, что по меркам смешного бюджета в $1 млн. фильм снят невероятно качественно - постоянно удивляет то дерзким монтажом, то контрастной цветовой палитрой, то нарастающими саспенсом и темпом повествования.

А какие тут финальный твист и главная музыкальная тема!

Заодно «Пила» вошла в историю благодаря ярким образам: даже если вы никогда не смотрели фильмы цикла, то наверняка знакомы и с до безумия уродливой куклой Билли, рассекающей на трёхколёсном велосипеде, и с ловушкой на голове Аманды, получившей среди русскоязычной аудитории звучное название «Разрыватель челюсти» (в оригинале - Reverse BearTrap).

Удивительно, правда, что на фоне многочисленных сиквелов лента Вана не кажется такой уж кровавой и жестокой: молодой режиссёр специально не стал заострять внимание публики на жести и кровище - самые натуралистичные и кошмарные сцены демонстрируют либо на бешеной скорости, либо урывками, либо вовсе оставляют за кадром.

«Пила 2» (Saw II)

Создатели сиквела пошли по простейшему пути: покажем всего того же, но больше. Бюджет вырос вчетверо, поэтому сопереживать отныне предлагают целой группе старательно выживающих, большинство из которых представлены теми ещё мудаками. А маньяк Пила (в некоторых вариантах перевода Конструктор) заигрывает сразу с целым полицейским отрядом, в котором нашлось место и детективам, и техническим специалистам, и отважным бойцам спецназа.


Правда, если судить строго, то качество в сравнении с первой частью заметно просело. Во-первых, Джеймс Ван предпочёл не повторяться и отправился окучивать новые проекты, а пришедший на смену Даррен Линн Боусман так и не прыгнул выше головы. Во-вторых, Ли Уоннелл, оставшись без боевого товарища, самостоятельно ничего особенно свежего выдумать не смог: финальный твист в целом хорош и работает, но попытки ответить на вопросы, оставленные первой частью, выглядят жалко.

Да и ловушки получились, пожалуй, самыми скучными в серии.

Но хоть второй «Пиле» толком не о чем рассказать, но совсем уж проходной и лишней её не назовёшь. Да хотя бы потому, что продолжение заложило важный фундамент для дальнейших продолжений и более чётко объяснило общую концепцию. Именно сиквел продемонстрировал любовь создателей цикла к жонглированию хронологией и столкновению друг с другом, казалось бы, никак не связанных персонажей. У Вана всё это тоже присутствовало, но именно здесь получило развитие.

Ну и смотрится «Пила 2» бодро, ничего не скажешь.

«Пила 3» (Saw III)

Чем примечателен триквел? Во-первых, продюсеры поняли, что толпа персонажей из предыдущей части не особо пришлась по душе зрителям (герои и правда совершенно не запоминались), поэтому снова сфокусировали внимание на личных историях жертв Конструктора. Во-вторых, перекос в сторону слэшера решено было устранить, а очередное продолжение собрались вернуть на рельсы оригинала Вана и Уоннела. И в-третьих, фанатам цикла пообещали поставить точку в истории центральных персонажей и на высокой ноте закончить трилогию.


По факту произошло следующее: ответственные за производство люди снова попытались нарастить градус жестокости, но сделали это, скорее, во вред основной сюжетной линии. Разорванная грудная клетка, трепанация черепа крупным планом, взрывающаяся голова, попытки утопить человека в коктейле из перемолотых гнилых свиных туш... Звучит внушительно, согласен, но по факту выглядит нелепой и бездарной эксплуатацией некогда будоражащей концепции.

Кроме того, «Пила 3» разочаровывает и неоригинальностью ловушек. Да, в «Пиле 2» с этим тоже были проблемы, но сиквел радовал хотя бы бодрой динамикой. В продолжении имеется целый один «Вот это поворот!», скупой намёк на некую страшную тайну прошлого, да ленивые и неубедительные страдания Энгуса МакФадьена.

В результате имеем одну из самых скучных частей цикла.

«Пила 4» (Saw IV)

«Пила 4» - очень важный этап для серии, если и вовсе не поворотный. И дело даже не в том, что серийный убийца-изобретатель Джон Крамер отправился на тот свет, а место Конструктора занял последователь. И тем более не в том, что фильм начинается с подробно и во всех деталях показанного вскрытия (если не придираться к очевидным ляпам, то это, наверное, одна из самых шокирующих сцен кинематографа). Просто на смену притомившемуся сценаристу Ли Уоннеллу пришли новички Маркус Данстан, Патрик Мелтон и Томас Фентон, готовые рисковать и сочинять убойные продолжения общего сюжета в сжатые сроки.


Свежая кровь хорошо повлияла на основную канву: мифология мира начала обрастать важными деталями, философия Крамера стала глубже и сложнее, а регулярные и обильные флэшбеки позволили и на харизматичного Тобина Белла полюбоваться, и много нового из прошлого злодея выудить.

Кроме того, Данстан, Мелтон и Фентон сделали единственную правильную вещь - вернули цикл на детективные рельсы. Если предыдущие сиквелы «Пилы» Джеймса Вана демонстрировали стремительную деградацию в непритязательный и ультрахардкорный слэшер, то четвёртая часть наконец-то решилась прикинуться чуть ли не неонуарным триллером. Главную скрипку снова играет личное расследование копа-одиночки, одержимого идеей поймать Пилу из чувства мести. Разумеется, заранее обречённое на провал.

Ну и на десерт: создатели саги убили всех сквозных и центральных персонажей предыдущих частей, а попутно представили новых и явили миру наследника Конструктора. Стоит отметить, что твист получился совершенно убойный, если не смотреть трейлеры и не изучать спойлеры из интернета.

«Пила 5» (Saw V)

Верите или нет, но пятая часть серии получилась особенной. По крайней мере для меня.
На смену уставшему от серии Даррену Линну Боусману пришёл малоизвестный режиссёр
Дэвид Хэкл, который принял единственное верное решение сместить акценты. Точнее, вернуть в центр зрительского внимания детективное расследование, а всю сюжетную линию с игрой, пытками и прочими увеселениями задвинуть на задний план. Получилось если и не совсем в духе прекрасного оригинала, то довольно близко по атмосфере.


Очень сильное влияние на восприятие оказал и тот факт, что личность подражателя - нового Конструктора - раскрыли в четвёртой картине. В итоге авторы при всём желании не смогли бы больше держать его в тени, а потому вывели на первый план. Отныне лейтмотивом повествования стала предыстория нового персонажа, а львиную долю хронометража уделили его знакомству и сотрудничеству с Джоном Крамером. Короче, пресловутому становлению.

«Пила 5» очень качественно генерирует саспенс, но принципиально новым способом. Помимо подробного смакования страданий жертв-«грешников» и демонстрации замысловатых механизмов и ловушек (хотя надо признать, что и этого добра здесь хватает), нас заставляют следить за напряжённой игрой в кошки-мышки: полиция, ФБР и мститель-одиночка идут по следу серийного убийцы, а тот всеми силами пытается запутать следствие, чтобы выйти сухим из воды. Получится ли? Посмотрите - и узнаете сами.

Ну и заодно показательно, что впервые в цикле в игре одновременно участвует целая команда потенциальных жертв. Своеобразный коллективный квест на выживание.

«Пила 6» (Saw VI)

С шестой частью фанаты серии и профессиональные кинокритики обычно связывают закат франчайза. Оно и неудивительно: на смену малоизвестному, но довольно талантливому режиссёру Дэвиду Хэклу пришёл бессменный монтажёр Кевин Гротерт, не умеющий снимать кино от слова «совсем». Результат ожидаемый: разгромная критика и кассовые сборы, рухнувшие в два раза до неубедительных $62 млн.


На самом деле, всё с такой динамикой ясно. Во-первых, мало кого впечатлило, что персонажа Костаса Мэндилора, казавшегося чистым и неразбавленным злом во плоти, низвели до уровня опереточного злодея, которым движут самые примитивные инстинкты. Во-вторых, очень сомневаюсь, что поклонники Джона Крамера всерьёз обрадовались, когда сценаристы провернули известный (и совершенно дурацкий) сюжетный твист с его бывшей супругой Джилл, вдобавок сыгранной довольно бездарной актрисой Бетси Рассел. В-третьих, нескольких важных героев из предыдущего фильма совершенно глупо слили.

И в-четвёртых: в фильм снова не завезли мало-мальски креативных и пугающих ловушек, хотя уровень скотского насилия попытались взвинтить до предела.

Вроде бы в кадре обильно хлещет кровь, перебили кучу народа, а ничего кроме отвращения и брезгливости подобные сцены не вызывают. Да и всерьёз сопереживать главному выживающему очень тяжело - он воистину тот ещё ублюдок, олицетворяющий собой всю мерзость современного общества и желание добить ближнего своего, отчаянно нуждающегося в помощи.

Создатели постарались выйти из бедственного положения в очередном сиквеле, но было слишком поздно: публике надоели пытки в отсутствие внятного сюжета.

«Пила 7» / «Пила 3D» / «Пила 7: Ловушки оживают» (Saw VII / Saw 3D / Saw: The Final Chapter)

«Пила 7» стала для меня последней каплей: Кевин Гротерт не успокоился на достигнутом и вбил последний гвоздь в крышку гроба серии. Вместо того, чтобы закрыть все сюжетные линии или хотя бы обрубить концы, создатели вводят в повествование новых людей. Правда, одинаково бесполезных и неинтересных.


Более того, в этой части новый Конструктор окончательно предал все идеалы и философию Джона Крамера: на смену очищению совести через страдания пришла публичная казнь на потеху обывателям, а на символизм ловушек в какой-то момент забили огромный болт. Чего стоит одна дебильнейшая сцена, когда копов и детектива, идущих по следу серийного убийцы, расстреливает... армейский пулемёт! Вот где, спрашивается, Пила мог достать подобную приблуду?

Хватает и чисто технических проблем, выдающих спешку во время производства: неряшливый монтаж раздражает, картинка чересчур светлая (от фирменной «сумрачной» цветовой гаммы отказались ради того, чтобы зрители в архаичных 3D-очках смогли разглядеть происходящее), а дешёвые компьютерные спецэффекты отдают мультяшностью.

Финал тоже не может похвастаться оригинальностью: сценаристы пошли по простейшему пути и вернули на экраны персонажа, про которого многие благополучно забыли. Всё ради фирменного твиста.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые