Научно-фантастические хорроры практически вымерли, и это прискорбный факт, с которым придётся смириться преданным поклонникам поджанра. Не так давно я принялся внимательно изучать предмет, и пришёл к такому неутешительному выводу. Можно, конечно, долго рассуждать об истоках проблемы (самая основная: крупные студии не спешат выделять бюджеты для съёмок кровавых и жестоких фильмов, которым необходимы качественные спецэффекты и сложные декорации), но легче от этого никому не станет. А уж если вспоминать мало-мальски современные ужастики, действие которых происходит в космосе или хотя бы на околоземной орбите, то самые достойные из них наверняка получится пересчитать по пальцам одной руки.

К безусловным достижениям фильма "Живое" (Life) стоит отнести хотя бы то, что он умудрился выйти почти на два месяца раньше, чем "Чужой: Завет" (Alien: Covenant). Ридли Скотт продолжает тянуть ксеноморфа за яйца, а между делом раздаёт интервью и громко обещает бесконечный поток приквелов к оригиналу. Меж тем третий голливудский полный метр Даниэля Эспиносы уже собирает деньги в прокате и получает более-менее лестные отзывы зрителей и критиков.


Любому подкованному зрителю может показаться, что "Живое" снят по методичке "Как снимать научно-фантастические хорроры про монстров из космоса". Так оно, в сущности, и есть. Приготовьтесь к довольно прямолинейному и ровному произведению, не позволяющему себе не только провисать и тормозить на ровном месте, но и выкидывать коленца и поражать. Причём в этом кроется одновременно и большой плюс картины, и её основной минус.

Плюс в том, что вы практически наверняка знаете, чего следует ждать, а на что и надеяться не стоит. Поэтому шанс глубоко и безвозвратно разочароваться близок к нулю. Например, солидный бюджет позволил изобразить вполне реалистичного и, что тоже важно, разумного монстра, который планомерно и без лишней агрессии истребляет экипаж МКС в попытках выжить. Да и сама Международная космическая станция выглядит настолько реалистично, что о мелких, нарочито фантастических допущениях во время просмотра не думаешь.

Но минус, опять же, в том, что создатели не пытаются взбодрить зрителя неожиданными сюжетными поворотами или нестандартными ситуациями. Когда того требует канон, умные и отважные космонавты без лишних сомнений совершают абсолютно идиотские поступки (к примеру, когда пытаются убить тварь "плазменной пушкой" вместо того, чтобы попробовать её заморозить), погибают или жертвуют собой. Показанное настолько привычно, понятно и обыденно, что несложно в том числе и предугадать порядок, в котором героев будут... э-э-э... "выводить из действия". А типичные, высосанные из пальца проблемы принимаешь как пускай и нелогичное, но необходимое зло.


Что касается актёров, то у меня новость. Возможно, для кого-то очень неприятная.

Многочисленные промо-материалы намекали нам на то, что главными действующими лицами в замесе на орбите будут Джейк Джилленхол и Райан Рейнольдс. С женскими персонажами всё было понятно с самого начала - умницы, красавицы, спортсменки. Обыкновенные сильные женщины по заветам его величества Феминизма. У Ребекки Фергюсон было куда больше шансов дотянуть до финала, поскольку русские космонавты в лице Ольги Дыховичной (надо отметить, что к её персонажу - командиру МКС Екатерине Головкиной - авторы проявили всё возможное уважение) долго не живут по определению.

Но вот по поводу мужских партий были вопросы. И главный из них: не начнут ли именитые лицедеи тянуть одеяло на себя? Всё-таки не каждый день увидишь Дэдпула в компании Донни Дарко.

Но оказалось, что главных героев, по сути, двое. Мужчина и женщина. И один из них Джейк Джилленхол. Так что ни до какой битвы достоинствами дело не дошло.


Вообще же, возвращаясь к пациенту: если вы смотрели "Чужого" (Alien) и "Гравитацию" (Gravity), а так же добрый пучок разнообразных фильмов про обнаружение жизни на красной планете, то вы уже знаете, чего стоит ждать от "Живого". И знаете, стоит на фильм идти или нет. Правда, если даже вы смотрели только один-единственный финальный трейлер, то поздравляю, вы поймали большой сюжетный спойлер. Но не суть.

Суть в том, что "Живое" - это совершенно необязательный фантастический фильм ужасов, который просто приятно смотреть. Он не претендует на лавры лучших из лучших, заваливая нас клише, штампами и знакомой с детства проблематикой по уши. Однако, вопреки худшим опасениям, делает он это и с уважением к классике, и с вниманием ко зрителю, и чертовски красиво. Хороший и очень напряжённый фильм, который не хватает звёзд из галактики, но при этом не раздражает ни излишней рефлексией, ни надуманными личностными конфликтами, ни внезапными тайнами и "вот-это-поворотами". Конечно, существует вероятность, что через полгода вы уже не вспомните про фильм даже случайно. Но не исключено, что это лишь пробный камень или небольшой шаг в попытке выстроить новый долгоиграющий франчайз.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые