tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror, Обзор игры The Final Station

Обычно ведь как бывает с играми? Случайно натыкаешься на ролик или анонс на одном из крупных англоязычных сайтов, начинаешь копать побольше материала, а в процессе рисуешь в голове идеальный образ, который наверняка разобьётся вдребезги при близком знакомстве. И ведь не сказать, что кто-то виноват или плохо сработал, вовсе нет. Просто таково свойство человеческого мозга: ты конвертируешь тезисы в понятный одному тебе формат, самостоятельно додумываешь всякое разное, заполняешь "белые пятна". В общем, придумываешь на ходу то, о чём открыто никто вроде бы не говорил, но что так и просится внутрь - механики, побочные сюжетные линии. Потом выходит финальная версия игры и вместе с ней приходит глубокое разочарование. Просто радужные ожидания в очередной раз разошлись с реальностью.

The Final Station я ждал с осторожностью. Узнал я о ней совершенно случайно, благодаря чужому пресс-релизу. Точнее, благодаря пресс-релизу, посвящённому приключенческому "рогалику" Skyhill. После беглого просмотра "официальщины", я отправился прямиком в поисковую строку Google и начал рыть информацию о разработчиках из Mandragora, затем попал в их группу во "ВКонтакте", а там уже наткнулся на объявление о том, что Do My Best разрабатывает зомби-сурвайвл напополам с симулятором машиниста поезда. Тогда ещё Олег Сергеев, один из создателей игры, грозил скорым появлением демоверсии и собирался на Kickstarter.

Потом я отвлёкся по своим делам, попутно напрочь разочаровался в Skyhill и испугался, что подобное случится и с The Final Station. Впрочем, паниковать не следовало: tinyBuild вовремя прибрала проект к рукам, а уж чутью Алекса Ничипорчика я доверяю. И ровно как с This Is the Police я получил ровно то, чего ждал на протяжении года.

tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror
tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror

Если вы сомневаетесь насчёт баланса между "симулятором" и "сурвайвлом", то расслабьтесь. Несмотря на смесь, казалось бы, принципиально разных жанров и механик, по большей части игра оказалась дружелюбной. Во время путешествия между станциями вам не нужно напрямую управлять поездом. Всё, что требуется - носится взад-вперёд по вагонам между несколькими контрольными панелями и следить, чтобы не было перегрузки по линиям питания. Поезд, на котором нам доведётся колесить довольно часто, далеко не в лучшей форме, а его генератор работает почти на пределе мощности. И если вы не хотите, чтобы ваши случайные пассажиры сидели в темноте и стремительно теряли здоровье (случайно ли это происходит или нет, но у меня было именно так), то придётся похлопотать. А каждая панель - мини-игра, подчас не самая очевидная. Если в отдельных случаях достаточно потянуть рычаг или нажать на несколько кнопок, то иногда остаётся догадываться, что в конкретный момент необходимо сделать. Например, это касается энергетического ядра, инструкцию к которому приложить забыли, но зато предупредили о его выдающейся нестабильности.

Ещё важно в силу способностей и в меру возможностей заботиться о тех самых попутчиках. Обнаружить их можно на заброшенных и (не очень) железнодорожных станциях и в населённых пунктах, а чтобы пригласить их "на борт" хватает всего лишь пары фраз. А уж там как пойдёт. Попадаются пассажиры со скверным характером, которые будут брюзжать и ругать судьбу всю дорогу. Встречаются крайне загадочные и молчаливые ребята себе на уме. Находятся и сведущие людей, которые расскажут о ситуации в мире и поделятся мыслями о том, что же такого особенного именно в вашем поезде.

tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror

Многие выжившие ранены и истекают кровью, их нужно периодически подлечивать редкими и ценными аптечками. Последние можно либо соорудить из имеющихся подручных средств, либо найти во время краткосрочных вылазок. Проморгаете момент - и всё, поминайте как звали очередного переселенца поневоле. Максимум, что удаётся сделать - обшарить труп, авось что-нибудь полезное завалялось у страдальца в карманах. Примерно по такому же принципу некоторых товарищей приходится кормить из скудных продуктовых запасов. Не поделитесь с оголодавшим беднягой и тот начнёт стремительно терять здоровье. Ну, вы уже поняли...

А наказание за гибель пассажиров довольно суровое. В благодарность за то, что вы доставили их в безопасное место, выжившие готовы поделиться последним: кто-то деньгами, кто-то продуктами, а некоторые улучшениями для оружия. Рисковать их здоровьем и чрезмерно экономить припасы себе дороже - лишитесь премии и полезных бонусов.

tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror
Кстати, помните про "пару фраз" из предыдущих абзацев? Удивительно, но мы видим только фразы собеседников, с которыми разрешают обменяться любезностями. А вместо слов отважного машиниста извольте наблюдать многоточия. Сначала я не мог найти удобоваримого объяснения этому парадоксу, хотя догадаться о сказанном легко из контекста. Но, в самом конце путешествия, я вдруг понял, что это осознанный художественный приём, а не банальная ошибка разработчиков, забывших запаковать лишний текстовый файлик. Дело в том, что на "невозможности" завязаны сюжетные твисты. И если у вас по мере прохождения и возникнут какие-то вопросы, то будьте уверены - авторы дадут на них ответ. При условии, конечно, что вы любите читать и вникать в происходящее, а не просто сломя голову несётесь к цели.

Правда реализация "подслушивания" разговоров мне не очень понравилась. Пассажиры не прочь перекинуться парой словечек, а то и вовсе устроить жаркую дискуссию, но делают они это крайне неспешно, с ленцой. А вам, тем временем, нужно следить за состоянием агрегатов и узлов. Выходит, часть фраз вы  неминуемо пропускаете мимо ушей... э-э-э, на самом деле, глаз, а отмотать разговор, увы, нельзя. Возможно, чтобы заставить игроков пройти линейную сюжетную игру второй раз.

Тоже самое касается и газет в редких живых городах. Стоят они прилично, и приходится решать, что важнее прямо сейчас: узнать интересные факты о нарисованном широкими мазками мире, постоянно существующем на грани гибели, или сэкономить и взять лишнюю банку консервов у торговца. Опять же, ещё один стимул для повторного прохождения.

В плане же экшена и исследования не всё так однозначно.

Во-первых, заброшенные и вымершие населённые пункты и станции поначалу сильно похожи друг на друга. В большинстве своём оформлены они по-разному: попадаются и заснеженные горные локации, и равнины, и многоквартирные комплексы, и даже огромное поместье на вершине холма. Но стоит зайти внутрь какого-нибудь неприметного здания и выясняется, что состоят они из практически одинаковых комнат. Особенно явно понимаешь это, когда спускаешься по лестнице всё глубже под землю и бродишь по однотипным коридорам, бункерам и служебным помещениям в поисках припасов и кодов для разблокировки платформы. Правда отмечу, что справедливо это, наверное, для первой трети игры. Потом Do My Best даёт волю воображению и начинает регулярно баловать различными мелкими деталями, намекающими на произошедшие события. Многие панорамы и вовсе хочется распечатать и повесить в рамке на стену - пускай графика довольно схематична, но часто встречаются действительно сильные образы, бьющие огромным кулаком тяжёлой атмосферы по голове.

tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror

Во-вторых, по части экшена The Final Station частенько страдает от странных перегибов. Для начала, никто не объясняет, как правильно сражаться с зомби, которые вовсе не зомби, а вообще [спойлер]. До всего приходится доходить своим умом и это, конечно, здорово. Но прежде, чем я понял, что спецназовца в броне и в шлеме можно убить всего-то одним ударом и метким хедшотом, потратил кучу патронов зря. А они, меж тем, на деревьях не растут! Патроны, не спецназовцы. Похожая ситуация и со всеми остальными разновидностями тварей. Они требуют к себе особого подхода, вынуждают изучать повадки.

А ещё можно убить любого "чернильного человечка" стулом или ящиком. Короче, предметом, который получается взять в руки и перенести с места на место. Особенно забавно эта "имба" выглядит в случае с упоминавшимися спецназовцами: пулями фаршировать их бесполезно - броня, - а вот дешёвая офисная мебель  срабатывает похлеще кувалды.

Естественным раздражителем работают комнаты, которые спланированы таким хитрым образом, что вы если и успеете убить в них всех врагов, то при большом везении и наличии правильных патронов. Например, это касается крохотных каморок, в которые позволяют забраться только по лестнице. Стрелять с лестницы нельзя, поэтому нужно с неё сначала слезть. А тем временем твари облепляют вас со всех сторон, кусают, рвут на части, а то и взрываются.

Не хочу сказать, что это неправильно. Но выглядит подобное странно. Одно дело, когда на машиниста спускают ораву монстров - в такие моменты достаточно понять логику разработчиков и либо грамотно использовать окружение, либо вовремя занять удобную позицию, перестрелять самых активных, а остальных добить прикладом. Но что делать, если нет боеприпасов к дробовику?

tinyBuild, The Final Station, PC, Steam, PS4, Xbox One, постапокалипсис, приключение, сурвайвл, зомби, симулятор машиниста, хоррор, horror

Хотя кого я обманываю... Все эти мелкие (местами надуманные) недостатки мигом выветриваются из головы, как только проникаешься атмосферой мира, стоящего на грани и эту грань отчаянно пытающегося перешагнуть. С каждым часом, проведённым в игре, всё отчётливее понимаешь, что ситуация давно вышла из под контроля и становится всё хуже, но типичное тоталитарное правительство скрывает истинное положение дел от граждан, а те и рады делать вид, что ничего на самом деле не понимают. Зато всё понимаете вы: за обнаруженной запиской и заметкой, чатами в мессенджере, случайно сказанными словами скрываются судьбы людей. Вот здесь находишь лаконичное "Ушёл за дровами" и понимаешь, что человек никогда уже не вернётся домой. Как не вернётся и мелкий станционный чиновник, отправившийся узнать, почему военные внезапно взбеленились. А когда натыкаешься на карательный отряд, казнивший "непослушных" гражданских, эмоций получаешь выше крыши. Один из вояк даже прямым текстом говорит, что и с тобой поступил бы также, но вот форма сотрудника ЖД смущает. Наверное квалифицированные машинисты в дефиците, потому в почёте у любой власти.

И всё вышеописанное складывается по кусочку в мозаику с очень правильным финалом. При этом местами, мне кажется, пробиваются идеи советских писателей-фантастов. Тех же Стругацких, например, или Кира Булычёва. Хотя и без щепотки Кинга не обошлось, чего уж там. Не вижу ни одной веской причины, чтобы посоветовать вам повременить с покупкой. Наоборот, срочно бегите отдавать кровные, потому что такие проекты действительно необходимо поддерживать.

А ещё в The Final Station есть гигантская статуя братьев Стругацких!

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые