Тёмная башня, The Dark Tower, фэнтези, fantasy, экранизация романа, продолжение романа, сиквел, приквел, Стивен Кинг, Stephen King, рецензия. обзор, review

Всякая рецензия на "Тёмную башню" (The Dark Tower) обязательно должна начинаться с долгого и нудного рассказа о всех сложностях производства, растянувшегося на полтора десятилетия - вплоть до перечисления имён всех причастных на разных этапах лиц. А заканчиваться язвительными обвинениями в адрес создателей картины. Но тут неувязочка вышла: во-первых, я никогда не относил себя к хардкорным почитателям таланта Стивена Кинга, стремящимся оправдать даже самые слабые произведения мэтра, а во-вторых, главный цикл всей его жизни вообще читал с большими перерывами, кусками, урывками и достаточно давно, так что из памяти выветрились частности.

Поэтому на "экранизацию" я постараюсь взглянуть спокойно, без истерик и драмы.

Надо сказать, что фильм действительно следует воспринимать как рекламу всех восьми томов первоисточника. Заинтересовало в кинотеатре? Так купите книгу после сеанса. А желательно всю серию. Гениальный маркетинговый ход, ничего не скажешь.

Отчасти правы и те, кто клеймит творение Николая Арселя дешёвым и обрывистым клипом или трейлером: экранная динамика правда зашкаливает, поэтому за кадром остаётся множество подробностей и элементов вселенной, плюс на раскрытие сюжетных тонкостей и образов главных героев отчаянно не хватает времени. Но этим грешит практически весь фэнтези-кинематограф последних лет, независимо от доступных хронометража и бюджетов, так что "скорострельность" можно списать на "клиповое" мышление современных зрителей и попытки угодить самой широкой аудитории.

Тёмная башня, The Dark Tower, фэнтези, fantasy, экранизация романа, продолжение романа, сиквел, приквел, Стивен Кинг, Stephen King, рецензия. обзор, review

Но независимо от того, нравится вам это или нет, вместо экранизации отдельных книг или всего цикла мы получили, скорее, сбивчивый пересказ общей канвы, который по-тихому форматировали в подростковую фантастику. На первый план вышла линия Джейка Чемберса, который внезапно стал могущественным телепатом, способным противостоять самому чародею Уолтеру Падику, Человеку в чёрном. Последний, кстати, трансформировался в шутника-балагура без прошлого, убивающего простых людей и собственных приспешников без лишних сомнений. А Роланд Дискейн, Стрелок, частенько вообще появляется в кадре на правах мебели, морально сломлен и думать не думает ни о какой башне.

Поэтому размер удовольствия, получаемого от просмотра, прямо зависит от двух вещей: вашего отношения к первоисточнику и способности воспринимать подростковое фэнтези как жанр, со всеми его нюансами, плюсами и минусами. Если вы поклонник Кинга и искренне считаете "Тёмную башню" классикой современной литературы, а заодно ждали полностью аутентичной экранизации, то будете разочарованы на все сто. В том числе и типичными для жанра условностями - например, способностью детей и подростков быстро находить выход из самой тяжёлой ситуации, пока взрослые и умудрённые опытом персонажи понапрасну тянут время и занимаются бессмысленным самокопанием.

Для меня же основной проблемой стали не столько смена курса или упор на "продолжение саги", сколько общая безликость и серость картины.

Тёмная башня, The Dark Tower, фэнтези, fantasy, экранизация романа, продолжение романа, сиквел, приквел, Стивен Кинг, Stephen King, рецензия. обзор, review

Перед нами тот случай, когда острая нехватка денег отразилась на итоговом результате: в фильме "Тёмная башня" нет ни одной сцены, которая впивалась бы в память, была бы яркой или смелой, а большая часть экшена выглядит так, словно его постановкой заведовал приснопамятный Уве Болл - максимум монтажных склеек, трясущейся камеры и ночного времени суток. Можно было бы сказать, что монстры и существа других миров выглядят неплохо, если бы их позволили хоть немножко разглядеть. Основной же конфликт разрешился так буднично и скоро, что начинаешь сомневаться в серьёзности намерений Уолтера - вроде бы готовился к уничтожению Башни долгие годы, а слился буквально за пять минут.

А вот спорный кастинг, вокруг которого было столько криков и воплей, оказался наименьшей из проблем. Идрис Эльба в роли Стрелка выглядит чертовски крутым сукиным сыном, способным горы свернуть на пути к цели. Мэттью МакКонахи настолько вжился в роль, что и правда теперь будет прочно ассоциироваться с кинговским злодеем. А Том Тэйлор не отсвечивает и не раздражает - и это самое главное.

В заключение скажу лишь, что поклонники Стивена Кинга и настоящей "Тёмной башни" наверняка воспримут фильм как личное оскорбление и плевок в душу. Все остальные же получат всего-навсего среднюю подростковую фантастику. Не самый худший вариант, согласитесь. Но и выше среднего такое не поставишь...

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые