Арнольд Шварценеггер на арте фантастического фильма ужасов «Терминатор» (The Terminator)

Что первым приходит в голову, когда слышишь название «Терминатор» (The Terminator)? Разумеется, сразу же понимаешь, что речь идёт о культовом фантастическом боевике режиссёра Джеймса Кэмерона (тогда — ещё начинающего), вышедшем в 1984 году и породившем огромную, крайне пёструю и неоднозначную киновселенную.

Но что, если я скажу, что «Терминатор», победоносно шествовавший в кинотеатрах в далёком 1984 году — это на самом деле хоррор. И не просто хоррор, а слэшер! Ну, то есть фильм ужасов про серийного убийцу, преследующего жертв с упорством, достойным лучшего применения.

Все ключевые черты слэшера на месте: маньяк в маске, последняя девушка, нарастающее чувство ужаса и беспомощности.

T-800 — не просто робот-убийца, а неудержимая сила вроде Майкла Майерса

T-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера на кадре из хоррора «Терминатор» (The Terminator)

Сравнение может показаться натянутым, но лишь на первый взгляд.

Судите сами: если присмотреться к тому, как ведёт себя T-800 (в исполнении начинающего актёра и будущей легенды Арнольда Шварценеггера), прибывший из будущего, то параллели с Майклом Майерсом провести довольно легко. Может даже показаться, что «Терминатор» старательно копирует многие фишки и художественные приёмы из слэшера «Хэллоуин» (Halloween), который Джон Карпентер снял в конце 70-х.

Киборг-убийца двигается почти так же неспешно, как Майкл Майерс, а оператор поначалу идёт следом, показывая робота со спины. Как и злодей Карпентера, T-800 практически всегда молчит — он произносит меньше двух десятков слов (да и то больше ради маскировки, а не коммуникации с людьми). Кроме того, появление терминатора практически всегда пугает окружающих — они подсознательно ощущают угрозу и, похоже, испытывают «эффект зловещей долины».

Терминатор T-800 — классический маньяк в маске

T-800 в фантастическом хорроре «Терминатор» (The Terminator) мало чем отличается от других маньяков из слэшеров

Если не обращать внимание на мелочи, «Терминатор» выворачивает наизнанку, но всё же использует важное клише классического слэшера. Как и Майкл Майерс в «Хэллоуине», T-800 носит маску — вот только маска эта выглядит как человеческое лицо, надетое поверх металлического черепа из титанового сплава.

И нужна эта маска ровно для того же, для чего нужна в любом фильме ужасов — скрыть чудовищную суть серийного убийцы.

Как и какой-нибудь Джейсон Вурхиз из цикла «Пятница, 13-е» (Friday the 13th), T-800 напрочь лишён любых эмоций, действует методично и пытается добраться до цели максимально простым и эффективным способом.

Правда, там, где Майерс и Вурхиз устраивают полный хаос, T-800 пытается сохранять полный контроль. И эта холодная машинная логика пугает даже сильнее простой человеческой одержимости.

Сара Коннор — классическая последняя девушка

Сара Коннор в фантастическом хорроре «Терминатор» (The Terminator) — классическая последняя девушка

Если вы вдруг не знакомы с терминологией слэшеров 80-х, «последняя девушка» (Final Girl) — это та самая главная героиня, которая выживает в финале и либо побеждает маньяка, либо просто сбегает. Как правило, финальной (или последней) девушкой может быть только одна особа.

Если обратить внимание на суть происходящего, то Сара Коннор (Линда Хэмилтон) — не героиня боевика, а как раз классическая «последняя девушка»: жертва, которая была обречена погибнуть, но постепенно трансформировалась из обычной официантки в воительницу и одолела своего практически бессмертного преследователя.

Как и Лори Строуд в «Хэллоуине», Сара Коннор сама того не понимая оказывается в эпицентре беспросветного ужаса, учится выживать и в конце побеждает механическое чудовище.

Атмосфера преследования и отсутствие безопасных мест

В полицейском участке в фантастическом хорроре «Терминатор» (The Terminator) пока всё спокойно

Как и в любом слэшере с зачатками сюжета, на протяжении почти всего фильма T-800 упорно преследует Сару Коннор. И довольно быстро зрители понимают, что безопасных мест в «Терминаторе» попросту не существует.

Тёмные улицы Лос-Анджелеса, неоновые клубы и дешёвые мотели точно не выглядят подходящими местами, в которых можно спрятаться. Скорее, наоборот: подобные виды только нервируют и вызывают тревогу.

И даже полицейский участок, который поначалу кажется островком спокойствия в фильме и символизирует порядок, оказывается ловушкой. Когда T-800 узнаёт, что в отделении прячется Сара Коннор, он без особых усилий устраивает там бойню и уничтожает остатки иллюзии спокойствия.

Практические эффекты и элементы бодихоррора

T-800 с изуродованным лицом и за рулём автомобиля на кадре хоррора «Терминатор» (The Terminator)

Помните сцену, в которой T-800 занимается ремонтом повреждённого «камуфляжа» и прямо в кадре производит различные неприятные манипуляции? Благодаря качественной аниматронике и гриму она до сих пор выглядит жутко — сцену с глазом очень любят включать во всевозможные топы и списки.

А в далёком 1984 году неискушённые зрители и вовсе пребывали в глубоком шоке. Многие пришли на фантастический боевик, а получили — хоррор, вызывающий одновременно отвращение и страх.

Саундтрек Брэда Фиделя — это музыка для хоррора, а не боевика

Композитор Брэд Фидель за работой — за микшерным пультом

Ещё один веский аргумент в пользу того, что «Терминатор» — это на самом деле фильм ужасов, а не фантастический боевик. Композитор Брэд Фидель подошёл к музыкальному оформлению первой серьёзной работы Джеймса Кэмерона с необычной стороны.

Вместо громких бодрых маршей — монотонный пульсирующий ритм, нагнетающий тревогу. Вместо оркестровой музыки — странная и минималистичная электроника. Вместо яркой главной темы — металлическое лязганье, перерастающее в трагедию и ожидание мрачного будущего.

Но что, если «Терминатор» — всё-таки не хоррор? Отличия от классических слэшеров

Джеймс Кэмерон и Арнольд Шварценеггер на съёмках боевика «Терминатор» (The Terminator)

  • T-800 — не человек и даже не мстительный покойник, вернувшийся с того света, а киборг из будущего, у которого есть чёткая цель и набор инструментов для её достижения.
  • Сюжет довольно быстро обрастает дополнительными деталями — и в центре истории оказывается не охота маньяка на жертву, а хронопарадоксы и борьба за спасение человечества в мрачном будущем.
  • Фильм акцентирует внимание аудитории на экшене — перестрелках, взрывах и погонях на машинах, — а киборг ипользует огнестрел, а не холодное оружие.
  • Кинокомпания Orion Pictures боялась, что «Терминатор» примут за хоррор и в рекламе преподносила фильм как мрачный научно-фантастический боевик — даже взрослый возрастной рейтинг R на тот момент казался студии большой проблемой, потому что кинотеатры традиционно с неохотой брали в прокат фильмы ужасов.

И всё же «Терминатор» — это хоррор, замаскированный под фантастический боевик

Не просто так многие зрители почуяли подвох и заподозрили, что посмотрели фильм ужасов. Джеймс Кэмерон неоднократно признавался, что был без ума от «Хэллоуина», а Джона Карпентера считает настоящим гением. И в интервью Empire в 2024 году создатель «Терминатора» честно признался, что вдохновлялся именно «Хэллоуином».

В конце концов — это слэшер; думаю, у него много общего с «Хэллоуином». Идея безжалостного непобедимого монстра, множественные концовки, последняя девушка. На моих набросках к «Терминатору», на оригинальном арте, у [T-800] был нож в руке, а не пистолет...

Как по мне, «Терминатор» — это просто научно-фантастическая версия «Хэллоуина».

— Джеймс Кэмерон, Empire, ноябрь 2024 года

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые