Пит Дэвидсон в роли Макса на кадре из хоррора «Обитель» (The Home, 2025)

В конце августа в стриминговых сервисах и онлайн-кинотеатрах приземлился фильм ужасов «Обитель» (The Home) — почти неожиданное кино от режиссёра и сценариста Джеймса ДеМонако, придумавшего и снявшего антиутопический хоррор «Судная ночь» (The Purge). И казалось, что в этот раз точно нельзя пройти мимо... Или можно?

Начинается история с того, что очередной неугомонный двадцатилетний бунтарь Макс получает за вандализм (граффити) срок — и отправляется на общественные работы в дом престарелых. Поначалу ничего хорошего он не ждёт. Но местечко неожиданно оказывается довольно приятным, а жильцы — милыми и дружелюбными. Вот только персонал запрещает новичку подниматься на четвёртый этаж здания, потому что там обитают пациенты, требующие «особой заботы». А по ночам Макса начинают донимать крики и пугающие видения...

Звучит неплохо, правда?

Да и Джеймс ДеМонако — человек в хорроре опытный. Когда-то он сочинил и снял оригинальную трилогию «Судная ночь», которая позже разрослась в настоящую киновселенную. Поработал он и над сюжетами приквела и спиноффа, а также одноимённого сериала.

А вот фильмы ужасов не снимал он давненько — почти десять лет прошло. И вот именитый кинематографист наконец-то решил вернуться к корням и выдал эффектную и атмосферную «Обитель», которая была обречена на успех...

Точнее, была бы. Но не сложилось по массе причин: во-первых, кино так и не добралось до широкого проката, а в ограниченном заработало сущие копейки, а во-вторых, оно так здорово обмануло и без того заниженные ожидания зрителей, что просто в голове не укладывается.

А теперь давайте поговорим о свежем хорроре подробнее.

Кадр из хоррора «Обитель» (The Home, 2025) — в главной роли Пит Дэвидсон

Нужно сразу сказать, что поначалу всё хорошо. Фильм ужасов, главную роль в котором неожиданно исполнил популярный комик и актёр Пит Дэвидсон, удивительно бодро стартует. Настолько бодро, что Джеймс ДеМонако буквально в первые же пятнадцать минут успевает не только обрисовать контекст происходящего и познакомить нас с главным героем, но и намекает на основной конфликт.

Дальше — ещё круче. Режиссёр и сценарист нисколько не сбавляет темпа и напора, и буквально заваливает зрителей самыми разными загадками, полунамёками и тайнами. А между делом — вполне себе пристойно пугает. И даже если вас не впечатлят отдельные сцены, то придётся признать: жуть нагонять создатель «Судной ночи» не разучился.

И ещё важно, что атмосферу всепоглощающего безумия ДеМонако нагнетает с помощью довольно скромного набора средств и приёмов.

В результате вырисовывается забавная ситуация — настоящий контраст: несмотря на заигрывание с современной проблематикой, хоррор одновременно далёк как от штампованных студийных страшилок с предсказуемыми скримерами и джампскейрами, так и от авторских слоубёрнеров, старательно усыпляющих публику.

Но чем больше загадок и намёков подбрасывает автор, тем больше сомнений появляется. Примерно в середине истории начинаешь понимать, что нюансов и улик стало настолько много, что они, скорее всего, никуда не ведут. А вся затея — липовая: загадки существуют исключительно ради загадок, и никаких глубоких смыслов в «Обители» на самом деле нет.

Собственно, так оно и оказывается.

Макс в исполнении Пита Дэвидсона угодил в ловушку на кадре из хоррора «Обитель» (The Home, 2025)

Когда происходит ключевой сюжетный твист, призванный не просто шокировать, но и озадачить, мгновенно понимаешь: король — голый. Но не потому, что «вот-это-поворот!» получился максимально надуманным, нелепым и глупым... Хотя и это тоже.

Нет, основная проблема всей суеты, которую затеял Джеймс ДеМонако в кадре, заключается в том, что в мотивацию злодеев невозможно поверить. Ну, буквально. Не буду спойлерить, что и как на самом деле, но фильм ужасов после кульминации стремительно скатывается в несмешной анекдот.

И даже сцена отмщения, которую некоторые критики особенно хвалят за яростную эффектность, не производит должного впечатления. А всё потому, что разочарование от ленивой разгадки оказывается настолько сильным, что оно попросту перевешивает любые достоинства хоррора. И любые положительные эмоции, которые вызвала первая половина кино, к тому времени улетучиваются без остатка.

Спойлер! (нажмите, чтобы раскрыть)
Возможно, если вам понравились «Ключ от всех дверей» (The Skeleton Key), «Прочь» (Get Out) и «Заклинание» (Spell), то понравится и «Обитель». В конце концов Джеймс ДеМонако грамотно воспроизводит основные клише из них. Но проблема в том, что социальная сатира, в которой очередные старики буквально пожирают молодёжь, уже всем надоела. Мне — точно.

Наверняка фильм ужасов могло бы спасти яркое противостояние характеров — главного героя и главного же злодея. Но ничем подобным здесь и не пахнет: «Обитель» заканчивается дежурным и довольно предсказуемым побоищем, в котором все получают по заслугам. А дальше — пустота: сюжетная и эмоциональная.

«Обитель» — это очередной хоррор, который не смог

Фильм должен был стать громким возвращением в жанр для Джеймса ДеМонако, но в итоге оказался очередной страшилкой с интригующим началом, невнятной серединой и нелепой концовкой.

★★☆☆☆

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые