«Кошмар на улице Вязов» (1984): как Фредди Крюгер стал одним из самых популярных киномонстров, изменил слэшеры и повлиял на попкультуру

В 1984 году в кинотеатрах вышел «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street) — один из самых ярких и заметных фильмов ужасов в истории. И хоррор настолько сильно повлиял на массовую культуру, что не только породил целую серию и охапку сопутствующих товаров по лицензии, но и представил зрителям злодея нового поколения — Фредди Крюгера.

Обычно серийные убийцы в голливудских ужастиках были довольно безликими ребятами: они не могли похвастаться ни яркими характерами, ни запоминающимися образами. Большинство из них зрители различали только благодаря уродливым маскам и доступному арсеналу оружия.

Но Фредди предстал маньяком совершенно другой породы. Демон из мира снов — дух, лишённый физической оболочки — всегда относился к происходящему с изрядной долей самоиронии: постоянно шутил на самые разные темы и открыто насмехался над главными героями. Но при этом оставался мрачным и чертовски опасным типом.

Кроме того, режиссёр и сценарист Уэс Крэйвен всегда отличался склонностью к экспериментам. Но в конкретном случае превзошёл самого себя — и изобрёл целый поджанр хоррора под названием «резиновая реальность» (rubber reality).

В «резиновой реальности» всё подчинялось логике сна: привычные законы физики в любой момент могли дать сбой, зыбкая реальность постоянно преображалась, а никаких правил будто бы не было. И самые нелепые поступки главных героев легко объяснялись необходимостью выживания в хаосе, порождённым больным воображением Фредди Крюгера.

☰ Содержание

Кто такой Фредди Крюгер? История появления знаменитого злодея и зарождение мифологии

Все знают Фредди Крюгера (полное имя — Фредерик Чарльз Крюгер) — серийного убийцу, промышлявшего на улице Вязов и державшего в страхе маленький городок Спрингвуд. После того, как полиция поймала маньяка, правосудие оказалось бессильно — его отпустили из-за формальной ошибки при аресте. Ну а потом уже родители убитых детей решили устроить самосуд — и заживо сожгли злодея в старой котельной.

Но, как обычно и бывает в ужасах, смерть — это не конец, а новое начало. И спустя годы монстр вернулся с того света, чтобы отомстить обидчикам.

Впрочем, реальная история происхождения культового персонажа была не менее интересной, чем экранная мифология.

Реальные страхи Уэса Крэйвена как источник вдохновения

Нэнси Томпсон и Фредди Крюгер — главные героиня и злодей фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, 1984)
Уэс Крэйвен и подумать не мог, что придумает монстра, который будет пугать зрителей на протяжении многих десятилетий.

Уэс Крэйвен в многочисленных интервью рассказывал, что пугающий образ человека в шляпе преследовал его на протяжении многих лет — после того, как он однажды в детстве услышал подозрительный шум на улице и увидел в окно странного бродягу.

Когда я посмотрел вниз, то увидел, что по тротуару шагает человек, очень похожий на Фредди. Он, наверное, почувствовал, что на него смотрят, резко остановился и уставился прямо на меня. Он напугал меня до смерти, я нырнул в тень. Я всё ждал и ждал, пока он уйдёт. Но когда решил, что он исчез, снова подошёл к окну. [Но] незнакомец всё ещё смотрел на меня — и резко мотнул головой, говоря «Да, я всё ещё слежу за тобой».

Тот странный человек отправился дальше по улице, свернул за угол — прямо в сторону нашего подъезда. Я в ужасе наблюдал [как он идёт]. Я бросился через всю квартиру ко входной двери — он уже заходил в дом. Услышал, как он поднимается по лестнице. Мой брат был на десять лет старше — он схватил биту и вышел на площадку, но тот уже испарился.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: это был один из самых страшных эпизодов в моей жизни. Образ того человека никогда не покидал меня, как и понимание, насколько пугающим может быть незнакомец. Он не просто пугал — он получал удовольствие от того, что вызывает страх, и читал мои мысли.

Необычную способность Крюгера убивать жертв во сне Крэйвен позаимствовал из цикла небольших статей в газете Los Angeles Times, рассказывавших о загадочных и необъяснимых смертях. Началось всё с иммигранта из Азии, который жаловался родителям на повторяющийся ночной кошмар. Но сильнее всего постановщика напугала другая история.

Самым жутким случаем был тот, что произошёл с парнем, кошмары которого превзошли всё мыслимое. Родные пытались успокоить его, но он отказывался спать. Он бодрствовал несколько ночей, и они вызвали врача, который выписал ему снотворное — но парень выкинул таблетки. Наконец он сдался и уснул в одну из ночей. В доме воцарилась тишина. Родители обрадовались, потому что сын наконец-то уснул. Но затем они услышали леденящий кровь крик в спальне.

Родители прибежали и увидели, что мальчик бьётся в припадке, а потом вдруг замер.

Во время вскрытия ничего не обнаружили — ни сердечной недостаточности, ни иных патологий. Он просто умер.

Откуда взялся знаменитый свитер Фредди Крюгера в красно-зелёную полоску

Фредди Крюгер из оригинального «Кошмара на улице Вязов» в полный рост: шляпа, красно-зелёный полосатый свитер, перчатка с лезвиями и очаровательная улыбка
Фредди Крюгер носит красно-зелёный полосатый свитер только благодаря осветителю... и хорошей памяти Уэса Крэйвена.

Знаменитый свитер Фредди Крюгера в красно-зелёную полоску появился практически случайно. Изначально планировалось, что злодей в исполнении Роберта Инглунда будет щеголять на больших экранах в длиннополом плаще. Но перед началом съёмок царила такая суматоха, что костюм попросту потеряли.

И тогда Уэс Крэйвен обратил внимание на осветителя, который разгуливал по съёмочной площадке в красно-зелёном полосатом свитере, подаренном невестой. И поскольку режиссёр когда-то прочёл в научном журнале Scientific American, что именно это сочетание цветов является одним из самых неприятных и раздражающих для человеческого глаза, судьба наряда Крюгера была предрешена.

Идеальный способ добавить в фильм визуальный маркер, который будет вызывать у зрителей постоянную тревогу!

История создания фирменной перчатки Фредди Крюгера

Перчатка с лезвиями Фредди Крюгера — так она выглядела в слэшере «Кошмар на улице Вязов» (1984)
Знаменитая перчатка Фредди Крюгера должна была выглядеть так, будто её изготовил обычный человек.

У всех кинозлодеев того времени появилось фирменное оружие. Но Крэйвен пытался придумать нечто уникальное для киношного маньяка нового поколения — такое, чтобы выглядело убедительно и мгновенно запоминалось. И режиссёр решил использовал первобытные страхи человечества — когда увидел, как кот с энтузиазмом точит когти о диван.

Отчасти это попытка сделать персонажа запоминающимся, потому что у всех успешных злодеев есть уникальное оружие — бензопила, мачете и тому подобное. Я искал тот самый первобытный страх, спрятанный в подсознании людей самых разных культур. Один из них — вид сломанных зубов, я использовал это в своём первом фильме. Другой — когти животных: [представьте] саблезубого тигра, который тянется к вам своими огромными крючьями. Я перенёс этот образ на человеческую руку. Только в оригинальном сценарии лезвия были рыболовными ножами.

Как вспоминал Джим Дойл, создатель знаменитой перчатки с лезвиями, Уэс Крэйвен примерно так описал задачу:

Это что-то вроде очень длинных ногтей, хочу, чтобы перчатка выглядела как что-то [довольно простое] — что мог бы изготовить человек с навыками сварщика.

В итоге Дойл и Крэйвен отправились по магазинам и бродили, пока не нашли нож для разделки мяса необычной формы. Они перевернули лезвие обратной стороной, срезали внешнюю кромку — и использовали в качестве источника вдохновения. Художнику по визуальным эффектам пришлось изготовить три версии перчатки, две из которых использовали во время долгих планов и при создании трюков.

Почему маньяка из снов зовут именно Фредди Крюгер

На самом деле имя монстра тоже перекочевало в хоррор из прошлого Крэйвена. В детстве он почти каждый день дрался со своим злейшим врагом из школы, которого звали Фред. Ну а фамилия Крюгер — это шутка для своих и производное от «Круг» («Краг» или «Крюг», Krug): так звали главного злодея из дебютного фильма постановщика — «Последний дом слева» (The Last House on the Left).

Грим и внешность монстра: кожа Фредди действительно похожа на расплавленный сыр

Хэзер Лэнгенкэмп, Роберт Инглунд и Джонни Депп на съёмочной площадке «Кошмара на улице Вязов» (1984)
Кто бы мог подумать, что внешность Фредди Крюгера вдохновлена обыкновенной... пиццей.

Обгоревшее лицо Фредди с частично оплавленной кожей — ещё одна ключевая черта внешности культового киномонстра — появилось в истории практически случайно. Художник по гриму Дэвид Б. Миллер рассказывал, что отправной точкой при создании эффектного облика маньяка стала обыкновенная пицца.

Финальная версия дизайна Фредди — и это чистая правда! — пицца Пепперони.

Однажды Миллер сидел в закусочной, смотрел на кусок пиццы с расплавленным сыром и вдруг обнаружил лицо, скрывающееся в неровной текстуре.

Я начал перекладывать сыр с места на место, вокруг пепперони, и внезапно собрал лицо Фредди прямо на пицце.

Специально для съёмок обожжённое лицо Фредди Крюгера создавали с помощью небольших кусков полупрозрачного латекса с алыми прожилками — таким нехитрым образом гримёры воплотили в жизнь гипертрофированную киношную внешность маньяка. И как признавался Роберт Инглунд, одновременно уродливое и притягательное лицо позволило полностью вжиться в роль.

Культурное влияние «Кошмара на улице Вязов»: от кассового успеха и изобретения нового жанра до культового статуса

Когда речь заходит об оригинальном «Кошмаре на улице Вязов», все обычно ударяются в две крайности: либо подробно обсуждают сюжет и реальные события, лежащие в основе, либо не менее детально анализируют антагониста. И пускай это действительно очень важные элементы хоррора Уэса Крэйвена, нельзя забывать о влиянии фильма не только на жанр, но и на всю современную популярную культуру.

Сразу после премьеры «Кошмар на улице Вязов» стал настоящим хитом. Кассовые сборы в размере 57 миллионов долларов легко покрыли производственный бюджет (по разным данным — от 1.1 до 1.8 миллиона долларов) и превратились в безумную прибыль, а зрители остались в полном восторге от увиденного.

Что увидели в фильме критики и как он стал национальным достоянием

Фредди Крюгер в знаменитой старой котельной — кадр из хоррора «Кошмар на улице Вязов» (1984)
«Кошмар на улице Вязов» как хоррор впечатлил даже критиков-скептиков.

Профессиональные критики тоже не отставали. И пускай некоторые обозреватели не спешили хвалить детище Уэса Крэйвена, они всё равно отмечали, что фильм ужасов получился по-настоящему страшным и эффектным.

Например, Ким Ньюман из Monthly Film Bulletin писал, что Крэйвен наконец-то вышел из творческого кризиса и, позаимствовав идеи Стивена Кинга (маленький городок и мифическое чудовище), «создал легендарного монстра» и выдающееся произведение в жанре с огромной конкуренцией.

Пол Аттанасио из The Washington Post назвал хоррор идеально отполированным, сценарий — остроумным, а операторскую работу — чёткой и выразительной.

Но гораздо важнее, что спустя годы слава «Кошмара на улице Вязов» не только только не померкла — он получил культовый статус.

Авторы ретроспективных обзоров, статей и книг до сих пор изучают философскую глубину произведения Уэса Крэйвена. Кто-то видит в хорроре притчу о том, что за грехи предыдущего поколения неизбежно платит следующее. Другие утверждают, что весь фильм — это одна большая иллюстрация процесса взросления.

А фильм тем временем продолжает пополнять престижные списки «лучших из лучших» и «монументальных».

Например, за минувшие годы Фредди Крюгер занял почётное 40-е место в списке AFI's 100 Years...100 Heroes & Villains. И восьмое — в топе «25 лучших кинозлодеев хорроров» Entertainment Weekly. Ну а в 2021 году «Кошмар на улице Вязов» внесли в Национальный реестр фильмов США — как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Как фильм спас студию New Line Cinema от банкротства

Кинокомпанию New Line Cinema прозвали «Дом, который построил Фредди» - Логотип
Если бы не громкий успех «Кошмара на улице Вязов», New Line Cinema давно бы закрылась.

Кинокомпанию New Line Cinema с тех пор частенько называют «Дом, который построил Фредди» (The House That Freddy Built).

В 80-х New Line Cinema переживала непростые времена и находилась на грани банкротства. Основатель и глава студии Роберт Шей сделал ставку на малобюджетный независимый хоррор Крэйвена — и не прогадал: после того, как лента прогремела в мировом прокате, New Line расплатилась по всем долгам, запустила в производство множество новых проектов, активно занялась дистрибуцией и выставила акции на биржу.

Узнаваемость Фредди Крюгера до сих пор бьёт все рекорды. Образ маньяка — один из самых популярных хэллоуинских костюмов даже спустя 40 лет. Игрушки и фигурки штампуются в поистине промышленных масштабах. Комиксы? И без них не обошлось!

Кроме того, он регулярно появляется в сторонних проектах «в камео», том числе в играх — например, в файтинге Mortal Kombat или в мультиплеерном хорроре Dead by Daylight. Ну а количество отсылок и «пасхалок» в массовой культуре и вовсе не поддаётся исчислению.

Фредди Крюгер на арте мультиплеерной игре Dead by Daylight
Фредди Крюгер на скриншоте из игры Mortal Kombat (2011)

Как Уэс Крэйвен изменил слэшеры и изобрёл новый жанр хоррора

Но гораздо важнее, что «Кошмар на улице Вязов» совершил настоящую революцию в хорроре — и особенно в слэшерах.

В прошлое окончательно и бесповоротно ушли фильмы ужасов, в которых безликие серийные убийцы гонялись за случайными подростками — они остались на обочине истории, поскольку отныне зрители ждали от слэшеров интересной предыстории, продуманной мифологии, а также главных героев, способных дать отпор злодею. Кроме того, никого больше не пугали бессмысленные размахивания бензопилой или мачете — все хотели минимального смыслового наполнения. Ну, или хотя бы маячащей на заднем плане «загадки». Так что конкурентам пришлось соответствовать — обратите внимание, как сильно изменились те же «Хэллоуин» (Halloween) или «Пятница, 13-е» (Friday the 13th) после «Кошмара» Крэйвена.

Кроме того, Уэс Крэйвен заложил основы нового поджанра фильмов ужасов — «резиновая реальность». Именно после «Кошмара на улице Вязов» на свет появились и другие хорроры, стирающие грань между реальностью и сновидением.

Многие исследователи сходятся во мнении, что приключения Фредди Крюгера сильно повлияли на классические хорроры «Восставший из ада» (Hellraiser) Клайва Баркера и «В пасти безумия» (In the Mouth of Madness) Джона Карпентера. Можно отнести к rubber reality и фильмы ужасов «Клетка» (The Cell) Тарсема Сингха и «Сайлент Хилл» (Silent Hill) Кристофа Гана.

Во всех перечисленных картинах главные герои по тем или иным причинам оказываются в воображаемых мирах, созданных главными злодеями — и в них не действуют привычные законы физики и логики, а грань между снами (или галлюцинациями) и реальностью полностью стёрта. И зрителям зачастую не остаётся ничего другого, как строить теории и рассуждать на тему того, что происходило на самом деле, а что только в головах персонажей.


И вот мы подходим к очевидному выводу.

«Кошмар на улице Вязов» доказал простую вещь: хоррор может быть не только стильным и запоминающимся, но и умным. Уэс Крэйвен создал злодея с характером и продуманной мифологией, а концепция, в рамках которой привычные законы рушатся во сне, навсегда изменила жанр ужасов. Ну а Фредди Крюгер превратился в одного из самых заметных персонажей в истории кино, который не только вдохновляет, но и пугает зрителей даже спустя больше 40 лет.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые