
В первой половине июля стриминговый сервис Shudder порадовал своих подписчиков очередной жанровой новинкой - фильмом ужасов «Тужься» («Схватки» или Push). И новая работа зарекомендовавших себя режиссёров и сценаристов Давида Шарбонье и Джастина Пауэлла имела все шансы на успех. Имела, да. Но крайне сомнительно, что их очередной хоррор когда-нибудь станет если и не абсолютным хитом, то хотя бы культовым в узких кругах кино.
Беременная риелтор Натали Флорес отправится показывать дом во время дня открытых дверей. Но когда на неё нападёт серийный убийца и женщина окажется в ловушке, она поймёт, что время на исходе. И Натали придётся найти способ сбежать от маньяка до того, как начнутся преждевременные роды...
«Тужься» (он же «Схватки», но ранее) стартует довольно неспешно - с флэшбеков и неторопливых прогулок по огромному загородному дому, которому в ближайшем будущем суждено стать полем боя. И в этом нет ничего удивительного: ровно так же начинались и предыдущие совместные работы Шарбонье и Пауэлла - «Заклинание джинна» (The Djinn) и «Прячься» (The Boy Behind the Door). В них авторы тоже крайне неспешно, но уверенно нагнетали напряжение и погружали зрителей в мрачную атмосферу.
Так что поначалу никакого подвоха не ожидаешь. Наоборот, кажется, что режиссёры прекрасно понимают, что и как именно делают - использую проверенные художественные приёмы и привычные штампы строго по назначению.
Но когда создатели «Тужься» переходят к основной жанровой программе, то тут же возникают многочисленные неудобные вопросы. Например, стоит ли вообще смотреть настолько беспомощное кино?
Взять хотя бы главную героиню. Да, чисто в сюжетном плане, беременная Натали в исполнении Алисии Санс - настоящая находка, невозможно ей не сопереживать. Особенно в случае, когда тебе постоянно скармливают подробности трагического прошлого и непростого настоящего женщины. В общем, идеальная кандидатура на роль жертвы, которая по ходу дела превратится в суровую хищницу.
Но не дайте себя обмануть. Вышеперечисленное - всего лишь наглая эксплуатация, призванная пустить зрителям пыль в глаза и обезоружить любых критиков. Потому что стоит только начать копаться в повествовательной части фильма ужасов, как выясняется её полная несостоятельность.
Мы давно уже привыкли к тому, что в большинстве хорроров характеры злодеев практически никак не прописывают и не обозначают (за исключением клинических случаев, когда история становления злодея становится ключевой частью сюжета). Но здесь Шарбонье и Пауэлл взяли попросту новую высоту: о безумном психопате, преследующем Натали в особняке посреди ночи, почти ничего не рассказывают. Ну да, ближе к финалу хоррора нам пробросят несколько фраз о его прошлом и даже назовут имя. Но не надейтесь, никакой мотивации не обозначат - так, отделаются лёгким намёком.
Ну а если основной сюжет толком не работает, то остаётся полагаться исключительно на клише. Поэтому абсолютно все персонажи демонстрируют чудеса тупости, совершают самые нелепые ошибки и попадают в самые очевидные ловушки. А маньяк убивает просто потому, что может. Прибавьте к этому и банальные маркеры - вроде «красный свет - опасность», «белый свет - спасение и надежда», - и всё станет окончательно и бесповоротно понятно.
Хотя самое лютое уныние скрывается примерно в середине фильма ужасов. Когда становится очевидно, что постановщики снимают строго по учебнику «Режиссура для чайников», неизбежно замечаешь бесконечные самоповторы. Повторение - это, конечно, мать учения. Но буквально всё противостояние между Натали и её преследователем выливается в череду однотипных погонь в потёмках и неловких брыканий.
Ну а ближе к концу «Тужься» неожиданно мутирует в...
...бездарный клон мистического хоррора «Сияние» (The Shining). А дом
оказывается бледной копией отеля «Оверлук» - потусторонним злыдней на
минималках.
Впрочем, никакие сюжетные повороты не могут спасти настолько очевидно безнадёжное кино, как «Тужься». Да, возможно, это обыкновенный «проходняк», за просмотром которого можно безжалостно убить полтора часа жизни. Но зачем вообще тратить на него время, если по итогу и вспомнить-то будет нечего?
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена