Лучшие фантастические боевики, Лучшие фантастические боевики 80-х, Лучшие фантастические фильмы 80-х, Чужие, Терминатор, Хищник, Трон, Робокоп

Когда речь заходит о фантастических фильмах, то многие начинают вспоминать какие-то случайные названия в произвольном порядке. И это возмутительно! Поэтому я решил сделать несколько тематических подборок (коллекций, топов - называйте как хотите), посвящённых отдельным эпохам кинематографа. Сегодня перед вами список лучших фантастических боевиков 80-х годов прошлого века.

Сразу скажу, что вы не найдёте в списке забытых шедевров или по-настоящему эксклюзивных картин (потому что это тема для отдельной статьи, а то и десятка). Но перед вами те самые фильмы, которые принято называть лучшими, легендарными, классическими, а то и вовсе программными. В общем, такие, которые обязан посмотреть (или пересмотреть) каждый человек, считающий себя гиком или киноманом со стажем.

10. «Бегущий человек» (1989)


«Бегущий человек» (The Running Man) в детстве наверняка казался многим едва ли не лучшим фильмом на планете: типа мрачная фантастика про мир тоталитарного будущего, в котором на телевидении в прямом эфире жестоко убивают осуждённых уголовников, да с железным Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Но спустя годы понимаешь, что по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга студия TriStar Pictures выпустила совершенно невменяемый трэш, провалившийся в прокате. Но так ли всё плохо?

На самом деле Пол Майкл Глейзер снял настолько безумный и неадекватный фильм, что он начинает работать вне любого контекста - как вещь в себе. Всё верно, настолько плохо, что даже хорошо - все очевидные недостатки списываешь на иронию и попытки выдать настоящую социальную сатиру. Правда, от оригинала остались только рожки да ножки, но не беда! Посмотрите лучше, какие у нас тут сумасшедшие охотники терзают участников шоу! И как изобретательно терзают ведь, чертяки! За определённую смелость и полёт творческой фантазии «Бегущий человек» и получает почётное место в десятке. А не за красивые глаза и стальную бицуху.

9. «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981)


В начале 80-х Джордж Миллер снял не только образцовый постапокалиптический боевик - «Безумный Макс 2: Воин дороги» (Mad Max 2) - с фееричными автодуэлями, погонями и трюками, но и, пожалуй, заложил основу для большинства современных произведений на тему. Например, приучил нас к мысли, что у главного героя в кожаной косухе обязательно должен быть верный пёс, а в качестве оружия - не менее верный обрез. Игровая серия Fallout, например, до сих пор на этом наследии зарабатывает. А уже её последователи не стесняются драть идеи и совершенно случайно цитировать культовое кино.

Впрочем, «Безумный Макс 2» тоже позаимствовал большинство своих фишек у коллег по цеху. Начнёшь перечислять источники вдохновения - пальцев на руках и ногах не хватит. Другое дело, что всё это не важно: фильм стал первым настолько концентрированным и проработанным постапокалипсисом, добравшимся до больших экранов. И походя превратившим Мэла Гибсона в звезду первой величины.

8. «Чужая земля» (1981)


Как ни странно, Шон Коннери не всегда и не только играл Джеймса Бонда, агента 007. Актёр довольно много снимался в фантастике, но сегодня речь не о «Зардозе» (Zardoz), а о криминальном боевике и нуарном детективе «Чужая земля» (Outland). События лучшего фильма Питера Хайамса происходят в шахтёрской колонии на одном из спутников Юпитера. Но никаких пришельцев тут нет и в помине, вместо них балом правят обычная человеческая жестокость и корпоративная жадность. А новому шерифу городка Сити подобные порядки ох как не по нраву...

Если абстрагироваться от необычных декораций, то перед нами самый настоящий гибрид лихого вестерна и круто сваренного нуара про сурового принципиального мужчину, безрезультатно и наперекор начальству докапывающегося до правды. Хорошая попытка снять серьёзное фантастическое кино, про которую вспоминают слишком редко даже в тематических статьях и топах.

7. «Робокоп» (1987)


Пол Верховен - редкий режиссёр, который не только не побоялся снять полицейский боевик про коррупцию с многомиллионным бюджетом, но и добавил в него массу кровавых и по-настоящему жестоких сцен, которые сделали бы честь многим ужастикам. «Робокоп» (RoboCop), которого в гундосом переводе величали исключительно как «Робота-полицейского», сняли, кажется, только с одной целью - позлить профессиональных критиков и ревностных хранителей семейных ценностей. Но первые приняли ленту довольно благосклонно и похвалили передовые спецэффекты, сочетающие сложные модели, покадровую анимацию и компьютерную графику, и социальный посыл. А на вторых никто не обратил внимания.

Как ни странно, сильнее всего достоинства истории воскресшего копа Алекса Мёрфи подчёркивает очень стерильный ремейк, вышедший в 2014 году и получивший заслуженную порцию пинков. Ну а ответа на главный вопрос - «Кто сильнее - Робокоп или Терминатор?», - мы, к сожалению, не получим никогда.

6. «Хищник» (1987)


Конец 80-х - это переломный момент, когда в Голливуде поняли, что суровые и кровавые боевики с рейтингом R могут собирать хорошие деньги в широком прокате, а фантастика и ужасы интересны и простому люду, и шустрым и успешным предпринимателям, и гикам в рваных кроссовках. Плодом любви промышленного прагматизма и духа надвигающегося будущего (90-е уже дышали в затылок) стал «Хищник» (Predator) - простая и прямолинейная история про толпу спецназовцев с крутыми пушками, которые нарвались на умелого и технологичного охотника-яутжу со своим кодексом чести.

Джона Мактирнана можно поругать за несколько откровенно плохих и проходных фильмов, но именно этот режиссёр подарил нам двух ярчайших героев боевиков - Джона Макклейна и уже упомянутого безымянного Охотника. Многие не могут похвастаться и этим... Кстати, знаменитую невидимость Хищника специалисты по компьютерной графике изобразили по ошибке. Но спецэффект оказался настолько крутым, что стал основной фишкой пришельца, коллекционирующего черепа жертв.

5. «Трон» (1982)


Современники не оценили «Трон» (Tron) - впрочем, как часто и бывает. Когда я писал ностальгическую статью с цитатами обозревателей, то выяснилось, что все они как один увидели в картине Стивена Лисбергера лишь посредственный сюжет и мрачное предзнаменование перспективы того, что вскоре компьютерные спецэффекты и сгенерированная реальность преобразят кинематогарф до неузнаваемости и породят совершенно новое направление в искусстве. Конечно, отчасти они оказались правы. Но каким-то образом все упустили из вида, что фильм совсем не об этом.

Понятно, что приключения программиста Кевина Флинна и обитателей виртуального мира внутри компьютера невозможно воспринимать серьёзно. Но это очень ностальгическое и доброе кино, которое с равным успехом пропагандирует вечные ценности и показывает изобретательные экшен-сцены, выполненные с помощью самых примитивных технологий.

4. «Побег из Нью-Йорка» (1981)


Фантастические боевики 80-х по понятным причинам были ограничены в изобразительных средствах: практические эффекты стоили дорого и были очень сложными в производстве, компьютерная графика стоила ещё дороже, была до безобразия примитивной и непонятной широкой аудитории штукой. Поэтому основную ставку создатели фильмов делали на харизматичных персонажей. И как раз с этим у культовой картины Джона Карпентера полный порядок: армейский дезертир Змей Плискин из «Побега из Нью-Йорка» (Escape From New York) оказался настолько крутым и суровым мужчиной в самом расцвете сил, что не только подтолкнул студии к поиску ещё более брутальных актёров, но и вознёс Курта Расселла на недосягаемую для большинства высоту.

Несмотря на смешной бюджет ($6 миллионов до инфляции), «Побег из Нью-Йорка» по-прежнему может похвастаться напряжёнными сражениями с панками и уголовниками всех мастей, внушительными декорациями, необычными творческими решениями и масштабной идеей, на фоне которой современные антиутопии выглядят нелепо и жалко. А уж как Змей элегантно свергает тоталитарные режимы...

3. «Звёздные войны: Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар» (1980)


Большая удача, что «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back) снимал не Джордж Лукас, а Ирвин Кершнер. Благодаря замене режиссёра космическая сказка превратилась в почти настоящую военную драму, противостоянию Империи и повстанцев добавили глубины, а истории - нешуточного накала страстей. Дух приключений и семейного кино заметно подвыветрился, что не пришлось по вкусу многим тогдашним критикам. Зато сейчас даже название фильма стало нарицательным: голливудские студии часто говорят про эволюцию франчайзов в духе «Империя наносит ответный удар», когда имеют в виду, что следующая часть очередной попкорновой саги станет мрачнее и взрослее.

Несмотря на последующие успех и звание лучшего фильма Star Wars (которым картину позже наградили фанаты), в продолжении авторы снова вернулись к прямолинейной и незамысловатой сказке. К чему это привело в безрадостных 2010-х мы все уже знаем.

2. «Терминатор» (1984)


Хоть первому «Терминатору» (The Terminator) и не удалось избежать громких обвинений в плагиате со стороны Харлана Эллисона (известный своей сварливостью писатель-фантаст усмотрел прямые заимствования из рассказов «Солдат» и «Демон со стеклянной рукой»), Джеймс Кэмерон сумел сотворить почти невозможное - смешать в гремучую смесь сразу огромное количество идей. Причём так, чтобы все они работали и не перетягивали друг на друга одеяло.

«Терминатор» - это не только фантастический боевик про путешествия во времени, робототехнику, кибернетику и постапокалипсис, но и хоррор про бессмертного и неудержимого убийцу с пламенным мотором вместо сердца и холодной титановой головой, с лёгкостью прошибающей стены. Вдобавок не обошлось и без социальной сатиры, пускай подаёт её режиссёр очень и очень ненавязчиво и малыми дозами. В результате имеем образцовый и до сих пор актуальный фильм, который если и устарел, то только в техническом плане. Плюс очередной пример, как неизвестный актёр - Арнольд Шварценеггер - мгновенно становится звездой.

1. «Чужие» (1986)


Так уж сложилось, что во многом именно благодаря Джеймсу Кэмерону у фантастики 80-х появилось своё уникальное - довольно суровое - лицо. Сначала он дебютировал (предыдущие опыты не в счёт) в большом кино «Терминатором», а потом указал верный путь саге про ксеноморфов. Едва ли успех довольно камерного «Чужого» (Alien) удалось бы повторить, поэтому «Чужие» (Aliens) сделали шаг в сторону размашистого военного боевика, сохранив, впрочем, в своей ДНК элементы хоррора. Пережившая события оригинала Эллен Рипли заматерела и дала кровожадным инопланетянам решительный бой, колониальный морпех капрал Хикс составил ей компанию, а специалисты по визуальным эффектам превзошли сами себя, соорудив огромную Королеву Чужих.

Не обошлось и без мелодраматической линии: переживать зрителям пришлось за малышку Ньют - единственную выжившую на колонизированной планете L.V. 426. И как бы ни устаревали со временем фильмы, «Чужие» прекрасно смотрятся даже в наше время высоких технологий - главное выбрать правильный носитель с отреставрированной версией.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые