Красиво, но глупо: фантастической сказке «Трон» исполнилось 35 лет!


В этот самый день - 9 июля, - но тридцать пять лет назад - в 1982 году - в кинотеатрах США начали показывать "Трон" (Tron) Стивена Лисбергера. И в это сложно поверить, но продуманная до мелочей фантастическая сказка провалилась в прокате. Не помогли ни причастность к проекту Disney, ни большое количество промо-материалов и статей в прессе о развитии высоких технологий, приуроченных к выходу. Зато опередивший своё время фильм в итоге стал культовым и неоднократно переиздавался на носителях, а также превратился в неисчерпаемый источник сувенирной продукции по мотивам.

В 2003 году даже вышла видеоигра Tron 2.0, которая стала прямым продолжением истории. Впрочем, спустя ещё семь лет в Disney попытались сделать на основе кинофранчайз, но очередное - пускай и отличное - продолжение "Трон: Наследие" (Tron: Legacy) не снискало особой популярности среди широких масс.

Не повезло фильму и с признанием заслуг на ниве разработки передовых спецэффектов. "Трон" не получил номинацию на "Оскар" за лучший визуальные эффекты по простой причине: академики сочли, что использование компьютерной графики вместо ручной покадровой анимации - это мошенничество и вообще от лукавого.

Что писали про "Трон" критики-современники?

Роджер Эберт, известнейший американский журналист и кинокритик, в своё время поставил фильму максимальные четыре звезды. Но в то же время немного пожурил авторов за то, что им гораздо интереснее заигрывать с передовыми спецэффектами, нежели снимать кино про людей и для людей. Впрочем, обозреватель усмотрел и пророческую суть картины.
Есть ещё одно замечание, которое я должен сделать по поводу "Трона", и я не хочу, чтобы оно звучало как критика: это фильм, практически полностью построенный на технологиях. Хотя он полон популярных актёров (Джефф Бриджес, Синди Морган), но на самом деле рассказывает не о человеческой природе. Как "Звёздные войны" или "Империя наносит ответный удар", но в ещё большей степени фильм ослепляет и радует нас. В привычном смысле это не приключение с людьми в центре повествования. И всё здорово, конечно. Блестяще, чего он достигает в техническом плане, и, возможно, он прокладывает путь кино, в котором сгенированные на компьютере вселенные станут лишь фоном для выдуманных историй про эмоциональных персонажей. Всё возможно.

Джанет Маслин из газеты The New York Times оказалась настроена по отношению к фантастическому фильму не так добродушно. Она отметила визуальную часть, но даже из одной цитаты становится понятно, что рецензент не самого высокого мнения о гиках, компьютерных гениях и геймерах.
Роскошное творение Walt Disney под названием "Трон" пытается поразить, но его технологическое волшебство не сопровождается ни одним из старомодных достоинств - сюжетом, драмой, ясностью и эмоциями, - подобно прочим фильмам Disney, или любым другим, которые лучше всего запоминаются. Красиво - безусловно, но временами - глупо. Фанатам компьютеров очень понравится, потому что "Трон" - это безостановочный парад завораживающей компьютерной графики под аккомпанемент шквала псевдонаучного жаргона. Пускай это, безусловно, впечатляет, но может быть это не ваш фильм, если вы сегодня не играли на Atari.

Раскритиковала ленту и редакция газеты Variety.
"Трон" под завязку набит визуальными красотами, но слишком быстро разваливается в плане подачи истории и вовлечения зрителя. Сценарист и режиссёр Стивен Лисбергер успешно объединил усилия огромного количества техников, чтобы восхитить публику, но даже дети (и в особенности фрики, повёрнутые на компьютерных играх) испытают трудности с тем, чтобы вникнуть в происходящее.
Компьютерные спецэффекты, созданные лучшими руками, впечатляют, но дизайн утратил теплоту и человечность, свойственную классической анимации.
Даже страшно представить, что тогдашние журналисты написали бы о сегодняшнем кинематографе...


Пост написан при поддержке читателей!

Комментарии

Анонимные пользователи теперь могут оставлять комментарии