М. Найт Шьямалан - это типичный голливудский режиссёр, который прошёл по самому очевидному пути. Сначала он получил известность благодаря авторским, очень ярким и самобытным работам ("Шестое чувство", "Неуязвимый", "Знаки", "Таинственный лес", "Девушка из воды"), в которых собрал целую плеяду звёзд, и неожиданным финалам, зачастую переворачивающим всё с ног на голову. Затем он взялся за чисто коммерческие проекты, нацеленные на самую широкую аудиторию ("Явление", "Повелитель стихий", "После нашей эры"), но ожидаемо потерпел неудачу. А уже потом реабилитировался благодаря телесериалу "Сосны" и малобюджетному ироничному хоррору "Визит". Причём последний настолько понравился публике и продюсеру Джесону Блуму, выделившему необходимую сумму на съёмки, что стало понятно: американский визионер индийского происхождения снова нашёл свою нишу.

"Сплит" (Split) во многом похож на "Визит": снова камерная история, которая вращается вокруг нескольких главных героев, снова акцент на тревожной атмосфере и актёрской игре, снова тотальный минимализм в кадре. Вот только если в предыдущей картине Шьямалан частенько позволял себе хулиганские выходки и открытые насмешки над притомившимся мокьюментари, то в этот раз стоит морально подготовится к классическому и серьёзному психологическому триллеру, самую малость мимикрирующему под хоррор лишь в третьем акте.


Но это вовсе не значит, что обошлось без фирменного юмора. Очень часто режиссёр и сценарист в одном лице позволяет себе мрачные шутки, которые отлично разряжают гнетущую атмосферу и не дают впасть в депрессию. Просто перед походом в кино стоит уяснить, что "Сплит" - серьёзный и по-настоящему взрослый фильм, который не просто затрагивает сложные темы, но и довольно размеренно о них рассуждает. В триллере не будет ни круговерти спецэффектов, ни зубодробительного экшена, ни прочих компонентов современного развлекательного кино. По большей части картина вообще состоит из диалогов - отлично прописанных и живых, но всё же диалогов. Поэтому если вы не способны воспринимать до поры до времени тягучие фильмы на большом экране, то лучше дождитесь релиза на носителях. В конкретном случае очень легко раз и навсегда испортить первое впечатление.

Что касается основы нового творения Шьямалана, то это, безусловно, шоу перевоплощений, которое выдаёт талантливый британец Джеймс МакЭвой. Тема человека, в голове которого неведомым образом уживаются сразу 23 личности (такое, кстати, случалось и в реальности - погуглите ради интереса биографию Билли Миллигана), раскрыта полностью. Может показаться, что МакЭвой вообще без особого труда и буквально на лету меняет маски и превращается в совершенно разных людей. Вот он кажется опасным здоровяком с нестабильной психикой Деннисом, затем притворяется манерной пожилой дамой Патрицией, а через минуту - девятилетним мальчонкой Хедвигом, отстающим в развитии. Больше всего жути нагоняет именно актёрская игра, и она же заставляет высидеть все два часа кряду.


Аня Тейлор-Джой, которую вы можете помнить по "Ведьме" (The VVitch: A New-England Folktale), снова чудо как хороша в роли невинной жертвы. Её же изначальная отрешённость, постепенно перерастающая в слёзы, истерику и панику, заставляет не на шутку переживать за будущее морально искалеченной героини.

Но максимум удовольствия вы получите только в том случае, если достаточно хорошо знакомы с фильмографией режиссёра. Дело в том, что финал полностью выносит мозг тогда, когда вы имеете определённый культурный багаж. В ином случае лихой твист может выстрелить в "молоко". Расписывать подробнее не буду, потому что тогда не избежать злых и гадких спойлеров.

Напоследок же хочется отметить, что "голодная пора" пошла Шьямалану на пользу: он снова успешен и востребован, его фильмы зарабатывают хорошие деньги в прокате, а от желающих сниматься в новых работах нет отбоя. Маэстро вернулся!

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые