
В конце июля на домашнем видео вышел долгожданный зомби-хоррор «28 лет спустя» (28 Years Later). Точнее, очередной смелый эксперимент режиссёра Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарленда, в котором на самом деле привычных зомби нет, да и с хоррором проблемы. Но насколько удачным оказалось возвращение к корням и продолжение абсолютно культового кино «28 дней спустя» (28 Days Later)?
Официальный сюжетный синопсис.
Вот уже 28 лет в Великобритании бушует эпидемия вируса ярости и на выживших охотятся жестокие заражённые. Немногочисленные здоровые люди обитают в нескольких уцелевших поселениях. Спайк вместе с тяжело больной матерью отправляется на поиски последнего врача - и вместе им предстоит проделать долгий путь через живописные природные красоты и пугающие места, в которых обитают заражённые. Но сможет ли загадочный и нелюдимый доктор вылечить болезнь?
Да, это будет непростой обзор. Хотя бы потому, что я примерно полторы пытался найти в новом творении Дэнни Бойла и Алекса Гарленда какие-то достоинства. Но чем дольше я думал, тем больше понимал, что свежий (и довольно условный) зомби-хоррор известного дуэта — один большой сборник недостатков, с которыми невозможно смириться.
И самый главный из них — наплевательское отношение к собственной киновселенной, зародившейся в бесконечно далёком 2002 году.
Хорошо, я смирился с желанием режиссёра и сценариста перезагрузить концепцию ещё на стадии анонса новой трилогии, которой, возможно, и станет «28 лет спустя». В тотальном ребуте действительно есть логика: между оригинальным меланхоличным фильмом ужасов «28 дней спустя» и «сиквелом» в реальном мире прошло больше двадцати лет и воды утекло так много, что события спорной ленты «28 недель спустя» (28 Weeks Later) решили полностью проигнорировать (если не считать упоминания в начале «триквела» и намёка по ходу). И как же в таком случае обойтись без переписывания основ?
Но я и подумать не мог, что дело зайдёт настолько далеко, что авторы снимут шизофреническую фантазию на тему, полностью лишённую не только прежней самобытности, но и всякой внутренней логики.
Давайте начнём с самого начала. О чём был «28 дней спустя»? Например, об угрозе саморазрушения: благодаря вирусу «Ярость» человечество благополучно уничтожило бы себя, если бы не карантин — никаких зомби и пришельцев не нужно, чтобы устроить апокалипсис. Но надежду зрителям дарил простой факт: заражённые не умели ни плавать, ни добывать пищу, а потому были обречены на вымирание. И как раз благодаря такому реалистичному допущению фильм ужасов и стал культовым.
А также благодаря поразительным видам опустевшего Лондона, отличному актёрскому составу и запоминающемуся саундтреку.
Новая трилогия — «28 лет спустя» — не просто игнорирует канон оригинала или финал сиквела: она просто отменила всё, что мы знали о заражённых.
Ради «эффектного» (на самом деле — нет) экшена и большего разнообразия Бойл и Гарленд полностью отказались от смысловой нагрузки. Заражённые не только не вымерли, как им изначально полагалось, но также и не захватили мир: кровожадные психопаты застряли в полной изоляции и начали мутировать — вероятно, так следует объяснять появление новых разновидностей бешеных.
Кроме того, заражённые научились охотиться на диких животных, размножаться и обрели подобие разума (пускай далеко не все). Каким-то образом перечисленного оказалось достаточно, чтобы несметными толпами носиться по живописному, но захолустью. И даже бегать голышом вдоль берега Северного моря, но при этом не умирать от переохлаждения.
Ну а пока Великобритания вымирает и скатывается прямиком в страдающее средневековье, отважные европейские военные патрулируют прибрежные воды, всеми силами поддерживают карантин и отказываются эвакуировать здоровых выживших с помощью вертолётов. Остальные страны, победившие заразу с помощью лаконичного вступления «28 лет спустя», живут приятной современной жизнью — с интернетом, смартфонами, онлайн-покупками, курьерами и такси.
Короче, от изначальной концепции не осталось вообще ничего. Но вот беда: забыли добавить хоть что-то новое и интересное.
Всё, что есть в распоряжении Бойла и Гарленда — это охапка нелепых и суматошных экшен-сцен, во время которых происходит либо бессмысленная беготня, либо не менее бессмысленные разборки с заражёнными. Но как бы в разные стороны ни хлестали бы кровища и слюни психопатов, главные герои при этом не заражаются (спасибо мощнейшей сюжетной броне) — вопреки, опять же, традициям, заложенным в «28 дней спустя».
В остальное время «28 лет спустя» силится дать крутой и жёсткой драмы, пробирающей до костей, но терпит неудачу и здесь. Возможно, потому, что создатели возомнили себя большими художниками и снимают настоящее «авторское кино», которое не обязано никому ничего объяснять и существует по принципу «как есть». Но, скорее всего, беды фильма ужасов вытекают из простого факта: и Бойлу, и Гарленду во время работы над ним было смертельно скучно.
Да. за прошедшие двадцать с лишним лет мир очень сильно изменился. И рефлексировать на тему глобальных перемен не просто можно, но и нужно. И жанр хоррора подходит для таких творческих экспериментов лучше остальных.
Но это не повод снимать совершенно отвратительное кино, с равным успехом отпугивающее как преданных фанатов, так и новичков. А «28 лет спустя» кино именно отвратительное — затянутое, нелепое и до безобразия пафосное.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена