$type=grid$c=3$s=0$m=0$rm=0$l=0$show=home$hide=mobile

Что снится Наблюдателю? Рецензия на игру Observer

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

Как верно подметили в своём обзоре RPS, >observer_ (дальше ради общего удобства я буду называть игру Observer) - это "Бегущий по лезвию" (Blade Runner), который мог бы снять Дэвид Кроненберг. Нечто, на стыке предельно депрессивного киберпанка и пульсирующего окровавленного боди-хоррора, с заметной невооружённым глазом примесью антиутопии и постапокалиптики в духе "1984" Джорджа Оруэлла, да ещё разбавленное социальной и политической сатирой сквозь слёзы. Если вы сейчас подумали про "Видеодром" (Videodrome), то вы абсолютно правы.

Краков, 2084 год

Observer - это ровно тот самый киберпанк, который очень мельком показал Ридли Скотт, но в подробностях расписали Уильям Гибсон и Филип Дик: грязный, заплёванный и заблёванный, с торчащими отовсюду проводами и разъёмами, обрекающий человечество на мучительное вымирание во имя прибыли малочисленной, но могущественной "верхушки". Высокотехнологичные жилые комплексы для граждан класса A и B соседствуют с трущобами для категории людей-мусорщиков C, которые правильнее будет назвать работными домами XXI века. Облезлые стены, протекающие трубы, искрящая проводка и раздолбанные унитазы в общественных туалетах дико контрастируют с повсеместной дополненной реальностью, видеотерминалами и сказочными виртуальными мирами. Неудивительно, что местное население полностью уходит в "матрицу" в тщетных попытках сбежать от уродливой и невыносимой действительности.

Впрочем, даже самые высокие технологии выглядят в мире игры как ржавые остовы сгоревших автомобилей в какой-нибудь зоне боевых действий.

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

Про остальной мир, простирающийся за границами Кракова 2084 года (и Польши в частности), известно очень мало. Во вступительных титрах нам говорят, что сначала вспыхнула эпидемия нанофагии, успешно истребившая часть населения с аугментациями и микрочипами в организме, а затем случилась самоубийственная Война между Западом и Востоком, в которой сгинули обе стороны. Казалось бы, больше всего повезло Польше, которую подняла из пепла и заново отстроила корпорация "Хирон". Вот только компания контролирует абсолютно все общественные и государственные институты, нацелена на получение максимальной прибыли и мало интересуется судьбами простых людей. Поэтому жёсткое классовое разделение - норма, а шансы выбраться со дна цивилизации практически равны нулю.

К сожалению, город с вечными туманом и смогом, мёртвой экологией, архаичными компьютерами и загаженными подъездами, но при этом с невероятными кибернетическими протезами, генетическими модификациями и сложными нейроинтерфейсами - это та самая реальность, к которой человечество движется семимильными шагами. И очень правильно, что разработчики из Bloober Team одними из первых решились поднять серьёзные вопросы, которые большинство людей предпочитают игнорировать и не замечать даже при лобовом столкновении.

IRL

А теперь пришла пора признаться, что я ожидал от Observer совершенно другого.

До сих пор помню микропрезентацию на PC Gaming Show 2016: тогда мне показалось, что грядёт абсолютный клон Layers of Fear, но более прилизанный и вдобавок загримированный под хайтек. Я ждал леденящую душу игру на стыке симулятора ходьбы и психологического хоррора... Короче, очередной клон P.T., но про будущее, голограммы, неон и хакерство.

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

Но, видимо, авторы прекрасно понимали, что в своей предыдущей игре выжали из концепции максимум того, на что в принципе способны. Поэтому интерактивная повесть с Рутгером Хауэром в главной роли (актёр потрясающе озвучил детектива-наблюдателя Даниэля Лазарски и изобразил классического уставшего от жизни копа особого назначения) превратилась в полноценную приключенческую игру с элементами детектива, стелсом, решением головоломок и долгими разговорами с хорошо прописанными персонажами.

Вместо блуждания по рельсам, без возможности свернуть с проторенной разработчиками дорожки, Observer зачастую предлагает вариативность и нелинейность. Например, в разговорах с жителями трущоб, прячущимися за хлипкими дверями жилищ, позволяют задавать разные вопросы и выбирать заранее заготовленные реплики ответов. Причём темы разговоров действительно могут меняться, пускай и в рамках задуманного.

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

Но настоящее раздолье начинается примерно во второй трети игры, когда вам позволяю разгуливать по дому почти беспрепятственно. В персональном терминале появляются дополнительные задания, которые вы можете с чистой совестью проигнорировать. Хотя лично я вам этого делать не советую: самостоятельное изучение и тщательное исследование брошенных квартир или погибших хозяев не просто проливают свет на основной сюжет, но и помогают выстроить в голове объёмную и довольно подробную картину мира.

Вы вольны заниматься пиксельхантингом, сканировать окружающее пространство сразу двумя видами устройств и подключаться ко всем найденным чипам, чтобы по крупицам отфильтровать хаотичные потоки сознания и выудить важную информацию. Но можете забить и следовать прямым указаниям навигатора, не отвлекаясь на всякие мелочи и многочисленные личные истории.

Симулякры и симуляция

Проникновения в разумы покойников и подозреваемых - это, пожалуй, центральная механика игры. После того, как Дэн Лазарски воткнёт штекер в мозговой чип "жертвы", его мигом перебросит в искажённую, рассыпающуюся на пиксели и крайне забагованную вселенную, в которой его личные переживания и страхи в неочевидных пропорциях смешиваются с воспоминаниями свидетелей и подозреваемых.

Почти всегда "Наблюдение" - это крайне болезненный опыт. В трущобах жить отнюдь не весело, что очевидно, но тамошние обитатели не в силах сопротивляться пытливому уму детектива и готовы вывалить все свои секреты, кошмары и "слепки" трагических моментов жизни. Неважно, к кому именно вы подключились в данный момент, будьте готовы к тому, что начнёте буквально захлёбываться в потоке распадающегося сознания.

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

И вот здесь Bloober Team выдаёт всё то, что мы искренне любим: мельтешащие хаотичные образы постепенно складываются в подобие целостной картины, но порой они закручиваются в спираль, закольцовываются и взрываются истерическими припадками. Помещения, в которые вы попадаете, пульсируют и разваливаются на части, затем собираются вновь, мутируют во что-то неописуемое и до неузнаваемости видоизменяются. Порой в этом хороводе начинаешь терять суть, но рано или поздно вы сориентируетесь и поймёте, что именно до вас пытаются донести создатели.

Именно здесь начинается тот самый обещанный психоделический хоррор. Зачастую вы сталкиваетесь с загадочным и очень уродливым кибернетическим монстром, шатающимся по локациям. Как правило, его громгласный рык и мельтешение поблизости иллюзорны и не представляют опасности. Но порой с ним сталкиваешься практически лоб в лоб, и тогда начинаются привычные по Outlast и прочим безыдейным ужастикам игры в "кошки-мышки".

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

К чести разработчиков, стелс-эпизоды намеренно упростили, чтобы они не раздражали и воспринимались, скорее, как попытка разнообразить игровой процесс, а не растянуть его на много лишних часов. Observer по-прежнему выстроен вокруг истории с интригой (довольно предсказуемой для знатоков жанра, но всё же крепкой), и не пытается влезть на территорию прямолинейных и дистиллированных страшилок.

Ну а после выхода из подобного самопального VR желательно закинуться специальным лекарством, чтобы побороть вирус внутри и синхронизироваться с нормальной действительностью. Точнее, с "нормальной".

taskkill

Если же говорить об упомянутой выше истории, то она в меру интересна и свежа по игровым меркам. Но оба финала Observer оставляют множество вопросов - и условно "хороший", и не менее условно "плохой". Я не собираюсь спойлерить и анализировать события, о которых вы, возможно, ещё не знаете. Но все две концовки кажутся жутким надувательством и иллюзией. И не потому, что почти ничего не объясняют, а потому, что игнорируют отдельные эпизоды и почти никак не подкрепляются догадками игроков.

С недосказанностью и предсказуемостью смириться легко - жанр обязывает. Однако, игнорировать улики и прямые намёки на истинную подоплёку всех дел не получается.

Observer, >observer_, Bloober Team, SciFi, Cyberpunk, Dystopia, Postapocalyspe, Adventure, Walking Simulator, Horror, Stealth, Inde Game, Review, фантастика, киберпанк, антиутопия, постапокалипсис, приключенческая игра, симулятор ходьбы, ужасы, хоррор, инди-игра, обзор, рецензия

А вот определиться со своим отношением к игре я так и не смог. Во многом из-за того, что Observer полон мелких недостатков и банальных технических просчётов, свойственных независимым проектам на Unreal Engine 4, а сюжет, по сути, покидает вас посреди дороги и оставляет у разбитого корыта. Откровенно говоря, к ней очень сложно проникнуться симпатией.

Но вместе с тем это очень честное и, не побоюсь этого слова, умное произведение, которое пускай в завуалированной и намеренно переусложнённой форме рассказывает о простых и очень важных вещах. И уже за одни только посыл и идею можно простить многое, если не всё. Прибавьте к этому и совершенно завораживающую стилистику, которую невозможно выкинуть из головы..

И пускай Observer точно не станет вехой для всего игропрома, но она кажется мне важным переломным моментом в истории всего поджанра симуляторов ходьбы. После глубокого погружения в мрачное будущее и расследования многочисленных смертей невозможно серьёзно воспринимать очередные поделки с красивыми задниками и бесконечными записками "о высоком".

КОММЕНТАРИИ

Имя

Аниме,18,Арт,10,Блог,2,Важно,3,Гаджеты,6,Гайд,2,Галерея,2,День рождения,1,Игры,1158,История,1,Кино,1307,Книги,189,Комиксы,268,Короткометражка,100,Косплей,16,Манга,14,Музыка,7,Мультипликация,26,Наука,19,Новости,2544,Опрос,9,Первые впечатления,3,Превью,5,Призрак в доспехах,1,Природа,1,Рецензии,176,Рецензии на игры,66,Рецензии на сериалы,8,Рецензии на фильмы,103,Сериалы,389,Статьи,20,Технологии,50,Топ,3,Трэш,1,Фан,129,Эксклюзив,1,Юбилеи,4,E3 2016,78,E3 2017,28,Hot,2,
ltr
item
FatCatSlim | Сайт для настоящих гиков: Что снится Наблюдателю? Рецензия на игру Observer
Что снится Наблюдателю? Рецензия на игру Observer
В обзоре исследуем новый киберпанк-хоррор как оммаж "Бегущему по лезвию", "1984" и "Видеодрому", с примесью произведений Уильяма Гибсона и Филипа Дика.
https://1.bp.blogspot.com/-ZTrc9LzuaVE/WZ1ALnMTFsI/AAAAAAAAlpg/PyGxjxYsZp8Zhyiu-tzGDoZk3bna5DUSgCLcBGAs/s1600/observer_cover.jpg
https://1.bp.blogspot.com/-ZTrc9LzuaVE/WZ1ALnMTFsI/AAAAAAAAlpg/PyGxjxYsZp8Zhyiu-tzGDoZk3bna5DUSgCLcBGAs/s72-c/observer_cover.jpg
FatCatSlim | Сайт для настоящих гиков
http://www.fatcatslim.ru/2017/08/chto-snitsya-nablyudatelyu-recenziya-na-igru-observer.html
http://www.fatcatslim.ru/
http://www.fatcatslim.ru/
http://www.fatcatslim.ru/2017/08/chto-snitsya-nablyudatelyu-recenziya-na-igru-observer.html
true
6414865762326484957
UTF-8
Загрузить все сообщения Не найдено сообщений ВСЕ Подробнее Reply Cancel reply Delete By Главная РАЗДЕЛЫ ПОСТЫ Все НЕ ПРОПУСТИТЕ ПОХОЖЕЕ И ПРОСТО ИНТЕРЕСНОЕ ТЕГ АРХИВ SEARCH ВСЕ ПОСТЫ По запросу ничего не найдено На Главную Sunday Monday Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sun Mon Tue Wed Thu Fri Sat January February March April May June July August September October November December Jan Feb Mar Apr May Jun Jul Aug Sep Oct Nov Dec just now 1 minute ago $$1$$ minutes ago 1 hour ago $$1$$ hours ago Yesterday $$1$$ days ago $$1$$ weeks ago more than 5 weeks ago Followers Follow ЭТО ПРЕМИУМ-КОНТЕНТ Поделитесь, чтобы разблокировать Скопировать весь код Выделить весь код Весь код скопирован в буфер обмена Can not copy the codes / texts, please press [CTRL]+[C] (or CMD+C with Mac) to copy