Фантастический боевик "Спектральный" (Spectral), больше известный в наших широтах как "Спектральный анализ" - это очередной фильм тяжёлой творческой судьбы. Примерно два года назад его снял никому неизвестный режиссёр-дебютант Ник Матьё по мотивам рассказа Йена Фрида, но затем готовую ленту положили на полку в Legendary, а кинотеатральный релиз отложили до 2016 года. Впрочем, в итоге и его отменили. И не помогли ни Junkie XL в качестве композитора, ни знаменитый Брюс Гринвуд, появляющийся в кадре на правах "свадебного генерала".


Особенно удивительно это на фоне того, что закрытые тестовые показы набрали достаточное количество положительных отзывов критиков и случайных зрителей, которые напропалую называли картину удачной компиляцией военной экшен-драмы "Чёрный ястреб" (Black Hawk Down) и классической фантастики "Охотники за привидениями" (Ghostbusters).

Но у любой сказки должен быть счастливый конец, поэтому внезапно прибежали представители главного стримингового сервиса планеты Netflix  и выкупили эксклюзивные права у киностудии. Оно и понятно: компания сейчас активно занимается производством уникального контента, так что нельзя бездумно разбрасываться более-менее качественными картинами и сериалами.


Правда, после близкого знакомства со "Спектральным" я вынужден признать, что лучше бы он остался в памяти киноманов и гиков как невинноубиенный шедевр жанра, похороненный злыми студийными боссами из-за никакущих прокатных перспектив, чем выбрался бы на свет в своём нынешнем виде.

В первые несколько минут не замечаешь дурного, поскольку авторы делают серьёзные лица и нагнетают саспенс всеми подручными способами. Но затем внезапно выясняется, что в Молдавии на протяжении многих лет идёт гражданская война между сторонниками демократизации страны и приспешниками "режима", а безобидные американские войска стойко и самоотверженно несут культуру, просвещение и мир восточноевропейским варварам. И в этот самый момент остаётся только покрепче стиснуть зубы, покрутить пальцем у виска и очень скромно понадеяться, что дальше будет лучше.


Но нет, не будет. Потом сюжет и вовсе стремительно превращается в манную кашу из клише, милитаристского пафоса и огромных логически дыр. Прекрасно понимая, что неизвестные науке призрачные существа несут смерть каждому, кто окажется на пути, гениальный учёный в компании нескольких армейских подразделений отправляется в патруль... поснимать их на сверхчувствительный прибор (он по счастливой случайности оказался под рукой), чтобы определиться с природой феномена. Ну и заодно, конечно, воякам необходимо пропавших товарищей разыскать, но основная задача состоит именно в разведке.

Само собой исследование и операция по спасению идут лесом при первой же стычке с врагом, а зритель внезапно понимает, что ничего хорошего ждать уже совсем не следует. Весь, абсолютно весь экшен представлен либо совершенно унылыми замесами с призрачными силуэтами (максимально безликими и унылыми противниками, придуманными какими-то лентяями), которых не берут ни пули, ни взрывчатка, либо трагическими смертями безымянных солдат, снятыми в рапиде. При этом на экране творится полный хаос: все орут, куда-то бегут, падают, стреляют во все стороны без разбора. Сориентироваться в происходящем невозможно ещё и потому, что сцены толком не продуманы, а роль декораций в основном исполняют крайне однотипные развалины городских кварталов и заводов.


Попутно нам постоянно пытаются навязать банальную и прямолинейную драму, раз за разом скармливая намёки на такие важные вещи, как боевое братство и военный долг. Но проблема в том, что это не работает на всех уровнях. В фильме попросту нет ни главного героя, ни группы центральных персонажей, за которыми хотелось бы следить. Весь из себя важный и гениальный учёный большую часть времени держится в стороне и начинает корчить из себя стойкого оловянного солдатика только ближе к финалу. Остальные отыгрывают роль суровых бородатых и щетинистых мужиков, лишённых малейших индивидуальных черт. Возможно, в этом и была задумка - показать главным действующим лицом отряд смельчаков, сражающихся за всё человечество разом. Но, опять же, из-за нулевой проработки характеров к ним совершенно не привязываешься, и их бескровная гибель воспринимается как очередной виток уныния и скуки.

Но своего апогея ситуация достигает тогда, когда бывалые вояки под руководством доктора наук внезапно сооружают действенное высокотехнологичное оружие - за ночь, практически в полевых условиях, без инженерных навыков, да ещё минуя стадию лабораторных испытаний. Более того, даже в условиях тотального дефицита припасов у них внезапно нашлись под рукой все необходимые запчасти, узлы и детали.

Видимо, армия США готова абсолютно ко всем ситуациям, и даже атаку пришельцев отразит легко и непринуждённо. И пускай большая часть личного состава уничтожена, есть ещё порох в пороховницах!


Но, возвращаясь, собственно, к фильму. "Спектральный анализ" плох ровно настолько, насколько плох и любой малобюджетный фантастический боевик - вроде недавнего "Команда уничтожить" (Kill Command), - в котором создатели максимум времени и бюджета тратят на полировку сочной картинки, и минимум на проработку сценария. Да, в них случается по несколько зрелищных и красивых сцен, от некоторых планов захватывает дух, а взрывы громко бахают и ярко горят. Но за всем этим скрывается такая бездонная пустота, что за авторов даже немного неловко. А важное сюжетное откровение, к которому нас медленно вели за ручку на протяжении полутора часов, вызывает ещё большее уныние.

Поймите правильно, я не требую от подобного развлекательного кино глубоких сюжетов, диалогов о вечном или выдающейся актёрской игры. Но хоть какая-то магистральная линия в произведении должна быть, верно? Но если после просмотра в памяти остаётся лишь мешанина из образов и огромное количество вопросов, то что-то здесь явно нечисто.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые