Сложно хоть немного собрать мысли в кучу и написать что-нибудь путное про зомби-хоррор "Поезд в Пусан" (Train to BusanBusanhaeng). И вовсе не потому, что он никудышный, плохой или откровенно проходной и безликий. Наоборот, очень сложно предъявить какие-либо претензии жанровой картине, у которой практически нет недостатков. Ругать обычно куда проще - знай себе перечисляй недостатки, да ищи виноватых. Но что же делать, когда не подкопаться?

Начать, наверное, стоит с того, что перед нами один из редких случаев, когда без широкого мирового проката, благодаря одним только фестивалям, закрытым показам, да милости зрителей онлайновых стриминговых платформ, фильм заработал баснословные $130 млн. Баснословные, так как для скромного южнокорейского кинематографа это огромная гора денег, и практически стопроцентная гарантия, что его авторы в следующий раз легко найдут средства для реализации очередной масштабной идеи.

Причина внезапного успеха лежит на поверхности: бывшему мультипликатору, а ныне видному режиссёру Ён Сан Хо удалось практически невозможное - снять очень динамичный, живой и по-хорошему драматичный фильм про выживание совершенно непохожих людей в эпицентре очередного зомби-апокалипсиса.


Причём никаких предпосылок исключительности "Поезда в Пусан" поначалу нет: в меру плавное и медитативное вступление пестрит регулярными намёками на приближающуюся катастрофу, но посвящено знакомству с центральными персонажами. А спустя минут пятнадцать оно внезапно сменяется натуральной истерикой и массовой паникой, когда из-за одной-единственной заражённой девушки на скоростном экспрессе начинается долгоиграющая мясорубка.

Но если как правило киноделы берут на вооружение две классические, изрядно пропахшие нафталином схемы, то авторы "Поезда" идут им наперекор.

Как обычно бывает? На протяжении стандартных полутора часов нам показывают нетленку об ужасах добровольной самоизоляции в попытках спастись от орды зомби, или о взаимодействии с боевыми товарищами в условиях замкнутого пространства. А в финале обязательно следует заведомо провальная попытка обороны укреплённой базы. Как вариант, иногда нам на голову вываливают типичное дорожное приключение - про поиски лучшей жизни, бегство из заражённый городов и панический страх перед случайными попутчиками, - но сдобренное зрелищными сценами каннибализма. И только в единичных случаях (например, в сериале "Ходячие мертвецы") создателям удаётся худо-бедно совмещать оба подхода к повествованию...


Важно заметить, что я не хочу сказать, будто оба эти варианта встречаются исключительно в чистом виде. Вовсе нет. Прятки в четырёх стенах зачастую сменяются бегством, как и наоборот, и даже самая долгая поездка рано или поздно заканчивается добровольным заточением в непрошибаемом бастионе. Но, как правило, какой-либо из элементов является двигателем сюжета.

В случае с "Поездом в Пусан" оба подхода не просто работают одновременно, но ещё и одинаково эффективно. Несущийся экспресс является и тюрьмой особого режима, битком набитой плотоядными мертвецами, и крайне хрупкой и зыбкой защитой от угроз обезумевшего внешнего мира, и самой-настоящей ловушкой для разума, вытаскивающей на свет худшие человеческие качества.

Сам же предшествующий зомби-апокалипсис показывают мельком - в начальных кадрах, в роликах на YouTube. Иногда вовсе из окна. Но такой подход работает без сбоев, в отличие от масштабных, но бессмысленных зарисовок из какой-нибудь "Войны миров Z" (World War Z). Однако и без внушительных панорам, и без лихого экшена не обойдётся.


Ну а всех зрителей, на дух не переносящих кинематограф азиатских стран, хочу успокоить. В отличие от японских ужастиков, количество типичного азиатского угара здесь стремится к нулю. И актёры действительно имеют представление об актёрской игре.

Единственное, за что стоит слегка пожурить фильм, так это за неровный ритм. Квазидинамичные эпизоды, когда сердце от переживаний вот-вот вырвется из груди, а адреналин хлещет вёдрами, сменяются неспешными зарисовками, в которых авторы резко напирают на психологизм. Ничего преступного в этом нет, но порой смена "ориентиров" происходит слишком резко и невольно бросается в глаза.

И если бы я был видным кинокритиком, то обязательно написал бы что-нибудь в духе ""Поезд в Пусан" обязательно станет одним из главных жанровых событий года"... Но я, пожалуй, ограничусь следующим тезисом: у корейцев получилось то, чего не смогли добиться в Голливуде за всю долгую историю непрекращающихся попыток - одновременно и очень камерная картина, полная необязательных, но важных сюжетных деталей, и масштабное полотно. При этом создатели не забывают преподносить сюрпризы, хотя, кажется, про зомби уже рассказано и спето всё, что только возможно.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые