Phantaruk, Polyslash, PC, Steam, horror, SciFi, survival horror, ужасы, хоррор, фантастика, сурвайвл-хоррор

Когда я только собирался приобщиться к Phantaruk для подготовки скромной превьюшки, то был морально готов к тому, что разработчики из Polyslash взяли за основу идеи Amnesia: The Dark Descent и Alien: Isolation, смешали их в произвольном порядке, творчески переосмыслили и упаковали в три-четыре часа игрового процесса. Впрочем, они и сами в этом чистосердечно признавались. Но внезапно меня ждал приятный сюрприз: космический хоррор про побег одного из подопытных образцов оказался идейно куда ближе к культовому в узких кругах фильму "Сквозь горизонт". По крайней мере, мне так показалось. Да и сейчас кажется.

За что прямо с порога следует похвалить авторов, так это за внятную историю и проработанную мифологию вселенной далёкого будущего. Все обнаруженные бортовые журналы, планшеты с записями членов экипажа и аудиодневники капитана гигантского исследовательского звездолёта Purity-02 постепенно складываются во вменяемую и более-менее цельную историю. Практически всемогущая корпорация H+ самостоятельно решает все насущные вопросы человечества и промышляет опасными экспериментами, неизвестные постоянно упоминают древнеегипетский культ Фантарука, а между делом, поблизости от специальных терминалов, инфокуб воспроизводит кусочки истории того самого капитана, попавшего в немилость к вышестоящему начальству и слишком поздно узнавшего страшную правду о происходящем на борту его судна.

И постепенно вы начинаете ощущать, как вокруг сгущается тревожная и липкая атмосфера. Несмотря на то, что порой создатели игры пытаются пугать банальными приёмами - мигающим светом, резкими звуками и взрывающимися трубами - большую часть ужасов вы рисуете в голове самостоятельно. Да, неподалёку бродит практически неуязвимый монстр, оглашающий окрестности рыком, но с подобным соседством не так трудно смириться, как с физическим нежеланием продолжать прохождение. Загаженные и залитые кровью интерьеры космического корабля нешуточно угнетают, и чем больше отсеков проходишь, тем сильнее это давит на нервы. И это при том, что картинка далеко не самая современная, и местами Phantaruk выглядит совсем уж схематично.

Phantaruk, Polyslash, PC, Steam, horror, SciFi, survival horror, ужасы, хоррор, фантастика, сурвайвл-хоррор
Phantaruk, Polyslash, PC, Steam, horror, SciFi, survival horror, ужасы, хоррор, фантастика, сурвайвл-хоррор

Иногда Polyslash преподносит сюрпризы. Например, рассказывает о прошлом беспамятного выживанца не "в лоб", как это принято в других ужастиках, а посредством теста, который вас заставляет пройти искусственный интеллект Purity-02. Причём далеко не факт, что проклятая машина не вздумала вас надурить и обвести вокруг пальца. Но более надёжного источника информации всё равно под боком нет, так что стоит некоторые тезисы принять за основу. А ещё, когда этого совсем не ждёшь, внезапно начинается пожар в отсеке спасательных капсул и приходится бежать сломя голову от ревущего пламени. И тогда, сопоставив факты, можно узнать о природе главного героя кое-что новое.

Да и вообще Phantaruk - настоящая кладезь для фанатских теорий, потому что и сюжет, и финал можно трактовать разными способами.

Но вот с основной механикой, к сожалению, всё не так радостно и позитивно.

Начну с того, что разработчики слишком буквально понимают идею игры в прятки с монстром. Возможно я ошибаюсь, но мне показалось, что игра примерно на две трети только из них и состоит. Спокойных эпизодов, когда можно просто расслабиться, немножко прочистить мысли и побродить по окрестностям, ничтожно мало. Они очень скоротечны. Проходит максимум пять-десять минут и авторы пинками выталкивают вас навстречу неугомонной твари.

И в этом не было бы ничего криминального, если бы не странный ИИ и дикий дисбаланс в плане стелса.

Phantaruk, Polyslash, PC, Steam, horror, SciFi, survival horror, ужасы, хоррор, фантастика, сурвайвл-хоррор

Дело в том, что тварь появляется вроде бы в случайных местах локации, но всегда рядом, поэтому морально подготовится сложно. Беги или ползи на карачках - не важно, она всегда фырчит где-то рядом, буквально за стенкой, или в паре десятков метров, за ближайшим углом. Так что излюбленная многими игроками тактика - старательно выучить каждый закоулок в перерывах между смертями, а затем на бегу собрать все квестовые предметы, ключи и записки и ломиться к выходу с уровня, - не работает. Да и убежать от заметившего бесплатный обед супостата практически невозможно: подконтрольный герой далеко не атлет и короткая пробежка заставляет его задыхаться и падать от усталости. Приходится вести себя так, как задумано авторами - стелсить. А с этим, как я упоминал выше, тоже не всё гладко. И это мягко сказано!

Стелс в творении Polyslash - самое настоящее мучение. Во-первых, нормальных мест для пряток банально не предусмотрено. В расставленные повсеместно шкафчики забраться почему-то нельзя, а удобных нычек в непроглядной тьме или каких-нибудь надёжных заграждений кот наплакал. Во-вторых, нас вынуждают ползком буквально "нащупывать" зоны вне видимости твари (к счастью, соответствующий индикатор присутствует на экране постоянно). Иногда получается, иногда нет. И каждая неудача заканчивается одинаково - окровавленным экраном смерти.

Хватает и других странностей. Например, монстр имеет дурную привычку патрулировать крохотный пятачок пространства, через который вам, как назло, необходимо пройти. Тварь нарезает круги, орёт и не пускает. Во время таких "затыков" следует либо спокойно сидеть на месте и терпеливо ждать, когда оно само собой пройдёт, либо топать на другой конец карты в надежде, что скрипты сработают и образина увяжется следом. В результате таких танцев с бубном прохождение пятиминутного отрезка может растянуться и на полчаса, и на час реального времени.

Phantaruk, Polyslash, PC, Steam, horror, SciFi, survival horror, ужасы, хоррор, фантастика, сурвайвл-хоррор

Странно работают и разрекламированные фичи. Паразит, засевший внутри героя, производит смертельно опасный токсин и время от времени ему необходимо вкалывать антидот. А поскольку бесконечного запаса антидота не предусмотрено, следует обшаривать локации в поисках заветных шприцев. К слову, это касается и батареек для фонарика. Если потратите энергию до последней капли, то будете слоняться в кромешной тьме или в полумраке.

Но по факту эта механика не работает. И шприцы, и батарейки разбросаны повсюду столь щедрой рукой, что дефицита не возникает никогда. Ближе к концу я ходил с полными карманами лекарств и источников энергии, не приложив к этому ровно никаких усилий. Проблемы если и возникнут, то только у самых ленивых и невнимательных .

Вот и получается, что получается. С одной стороны, ругать Phantaruk очень сложно, поскольку иногда она не на шутку пугает, душит своей уникальной агрессивной атмосферой и развлекает нестандартной подачей истории. Другими словами, делает всё то, что нормальный игрок вправе ожидать от любого адекватного современного хоррора. Но техническая реализация откровенно подкачала, а странные дизайн уровней и алгоритмы поведения монстра способны разозлить и заставить бросить прохождение даже самого спокойного и рассудительного человека. И я не говорю уже про плохонькую оптимизацию...

Самое смешное, что начиная этот текст я не планировал напропалую ругать игру. Phantaruk вернул мне веру в то, что жанр не скатился окончательно в бездну однотипных поделок про Слендермена и его друзей, и возможно впереди ещё забрезжит луч надежды на лучшую долю. Да и дебют на ниве страшных проектов у Polyslash в целом удался, и стоит игра недорого. Но исходную формулу "игры в прятки с чудовищем" давно пора либо освежить, либо кардинально переработать. Иначе следующая попытка на ниве запугивания не обернётся ничем хорошим, а спрос будет уже другим.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые